татьяна чудинова
Конспект по экологическому воспитанию «Вода на планете Земля в опасности»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект – познавательно - опытно – исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе по экологическому воспитанию
МБДОУ № 281
Воспитатель : Чудинова Т. А.
Тема: Вода на планете Земля в опасности!
Цель: Развитие представлений у детей о том, что вода очень ценный продукт и ее не так много на планете в чистом виде и ее нужно беречь.
Обучающиеся задачи:
Публикация «Конспект по экологическому воспитанию „Вода на планете Земля в опасности“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Дни защиты от экологической опасности, 15 апреля - 5 июня
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Планета Земля - наш дом
- Планета Земля. Конспекты занятий
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, защита природы. Конспекты занятий, НОД
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2022
1. Продолжать знакомить детей с тем, что вода бывает в природе в разных состояниях: твердом, жидком, газообразном.
2. Закреплять знания детей о том, что вода встречается в виде различных явлений.
3. Сформировать у детей знания о веществах растворяющихся в воде и не растворяющихся.
4. Познакомить детей со способом очистки воды – фильтрованием.
5. Дать представление детям о том, что вода очищается не от всех примесей и в больших количествах примесей отравляет в воде все живое.
6. Знакомить детей с существующими экологическими проблемами на планете в отношении водных ресурсов.
Развивающая задача:
Развивать умение делать выводы. Развивать связную речь.
Воспитательная задача : Воспитывать бережное отношение к воде.
Активизация словаря: глобус, пресная вода, воронка, фильтр.
Предварительная работа:
Проведение беседы «Вода и ее роль в жизни человека»
Рассматривание иллюстраций на тему «Вода».
Отгадывание загадок о воде.
Заучивание стихотворений о реке, море.
Проведение опытов: «Тонет – плавает», «Можно ли пить талую воду», «Прозрачность воды», «У воды нет запаха», «Лед – твердая вода», «Пар – это тоже вода».
Материалы:
Иллюстрации «Источники воды», игрушки для игры: животные, птицы, человек, цветок и др; озеро – голубая ткань, две банки с водой, бинт, растительное и машинное масло, воронка, ложка одноразовая, магнитная доска, магниты, шоколадные медали; цветные карточки: сине – голубая, желтая, коричневая, зеленая, оранжево – рыжая; яблоко, разделочная доска; комплект жетонов «светофор» по количеству детей.
Ход:
Доброе утро, ребята!
Собрались мы снова вместе,
чтобы было интересней!
Много нового узнаем, что ж,
дети, начинаем!
О чем сегодня пойдет речь, вы, узнаете отгадав загадки:
Она и в озере,
Она и в лужице,
Она и в чайнике у нас кипит
Она и в речке бежит, шуршит.
Что это? (Вода)
На дворе – камень,
В доме – вода. (Лёд)
Кругом вода,
А с питьём беда! (Море).
Белый пух лёг на дороги,
На ступеньки и пороги.
Знает каждый человек -
Это пух зовется… (Снег).
Схема «Вода в природных явлениях» и «Состояние воды»
стр 22,С. Н. Николаева «Юный эколог» 3-7 лет.
Молодцы дети, справились с загадками и как вы уже поняли все загадки о воде. Вы знаете, дети, что вода на планете Земля в опасности и экологи всего мира давно уже бьют тревогу и призывают бережно относиться к воде.
(Экологи – это ученые, которые заботятся о сохранении природы, о сохранении всей планеты). Почему она в опасности мы сегодня с вами выясним.
Внести глобус или карту.
Что у меня в руке?
Дети: Глобус.
Да, это глобус, это наша планета. Посмотрите на него и скажите, какого он цвета?
Дети: ответы.
Наблюдая из космоса, выделяют пять основных цветов: желтый, оранжево рыжий, коричневый, зеленый, сине голубой.
Показ цветных карточек.
Какого цвета карточка?
Дети: Желтая.
На географической карте, на глобусе желтым цветом показаны пустыни и не большие возвышенности.
Какого цвета эта карточка?
Дети: Рыжий, оранжевая, «кирпичного цвета».
На глобусе данными цветами показаны возвышенности и чем гуще, тем темнее цвет, тем выше это место.
Какого цвета эта карточка?
Дети: Коричневая.
Коричневым, темно – коричневым цветом изображены горы.
Какого цвета эта карточка?
Дети: Зеленая.
Зелёным цветом отмечены участки суши, лежащие вровень с морем или чуть выше.
Какого цвета эта карточка?
Дети: Синяя.
Голубым и синим цветом изображены: океаны, моря, озера, реки.
Какого цвета у глобуса больше?
Дети: Синего.
Так много или мало воды на планете?
Дети: Много.
Правильно, много. Это наша планета. Четвертая ее часть (зеленая) это – суша, а вот эта большая часть, три четверти (голубым цветом) – вода.
Опыт с яблоком – показать, что такое три четверти.
Где в природе есть вода?
Схема стр 20
Какая вода в данных источниках?
В реке, ручье – пресная, проточная;
В роднике – пресная, проточная, чистая.
В озере – пресная, стоячая;
В луже – пресная, стоячая, грязная.
В болоте – пресная, стоячая, тухлая;
В море, в океане – соленая.
Большую часть воды – это моря и океаны, там вода соленая и пить ее совсем нельзя, болотная вода тухлая, порченная и от нее может произойти отравление. В луже грязная. Вот и получается, что пить можно только родниковую воду. Но родников в таком количестве нет и человек использует воду озерную и речную, предварительно очищая ее на очистных станциях.
Кому же нужна вода? Давайте поиграем в такую игру.
Игра «Кому нужна вода?»
Вот наше озеро (голубая ткань). Давайте подберем игрушки «Кому нужна вода?»
Дети по очереди выбирают игрушки и расставляют у озера.
Как человек использует воду?
Схема «Как человек использует воду?», стр 23
Физкультминутка:
К речке быстро мы спустились,
Наклонились, умылись.
Раз, два, три, четыре -
Вот как славно освежились!
Делать так руками нужно:
Вместо - раз - это брасс,
Одной, другой – это кроль.
Все как один поплыли,
Мы похожи на дельфина.
выплыли на берег крутой
И отправились домой.
(Дети выполняют соответствующие движения)
Как использует человек реки? Какую пользу они приносят?
Реки дают человеку воду для повседневных нужд. По рекам мы перевозим грузы, по рекам плавают теплоходы. Вода вырабатывает нам электричество. В реках мы купаемся.
Человек, конечно может всё. Но человек из- за своего всемогущества стал причиной гибели многих водоемов.
Рассказ «Нефть в море»
стр 205, С. Н. Николаев «Юный эколог», 6-7 лет.
Перечислить причины загрязнения воды. (Ответы детей)
Эксперимент
«В воде одни вещества растворяются, другие не растворяются».
Сегодня мы проведем несколько опытов, познакомимся с новыми словами.
Корабль в море перевозивший грузы потерпел крушение. На одном груз был сахар, на другом торф – удобрение, а на третьем бензин, соляра, масло. Давайте выясним, что же стало с водой, в которую попали эти вещества?
Нам потребуется вода в трех емкостях.
А) В первую емкость с водой опускаем САХАР. Что наблюдаем? Растворился.
Б) Во вторую емкость с водой опускаем ТОРФ, ЗЕМЛЮ – размешиваем. Что наблюдаем? Опускается на дно.
В) В третью емкость с водой добавляем РАСТИТЕЛЬНОЕ МАСЛО.
Скажите, растительное масло – это жидкость или сыпучий материал?
(ответы детей). Теперь давайте попробуем размешать ложкой масло в воде. Что вы наблюдаете? Смешалась ли вода и масло? (ответы детей).
Вывод: Как бы не смешивали масло с водой, даже после перемешивания они снова разделяются и остаются на поверхности воды. А это губительно может отразиться на всем живом: рыба задохнется, водоросли погибнут, такую воду и в хозяйственных нуждах не смогут использовать (мытье тротуаров и т д). Слой масла находится на поверхности воды. Это происходит потому, что частицы масла и частицы воды отталкиваются друг от друга. Смесь жидкостей, которые не смешиваются, называются эмульсией.
Такая вода без помощи человека не может очиститься.
1 способ очистки – насосы. (Трубочкой отсасывать масло).
2 способ очистки – фильтрованием. Для этого возьмем воронку, вложим в нее сложенный в несколько раз бинт, и начнем пропускать масленичную воду. Что у нас получилось?
дети: вода стала чище. Да, действительно, чище, т. к. этот кусочек бинта сыграл роль фильтра.
Игра «Экологический светофор»
У каждого участника по 3 карточки: красная, желтая, зеленая. За правильный ответ выдаются фишки, у кого больше по окончанию. Тот победил.
Красная карточка – запрещает какие - либо действия приносящие вред окружающей среде и жизни людей;
Желтая – предупреждает, что нужно быть осторожным, чтобы как можно меньше наносить вред природе;
Зеленая – разрешает и поощряет действия, помогающие природе.
Вопросы:
- Можно ли не догоревшие дрова в костре бросать в озеро? (красный).
- Можно ли мыть машины в реке? (красный)
- Нужно ли на пляже после себя собрать весь мусор? (зеленый).
- Можно ли воду в кране включать не на полную мощность? (зеленый)
- Можно ли в колодец бросать мусор? (красный)
- Нужно ли строить очистительные сооружения на охладительные системы, при использовании воды на производстве? (да, зеленый).
- Можно ли купаться в водоемах? (да, не нанося вред – желтый).
Делаем вывод:
Вода – добрый друг и помощник человека.
Вспомним стихотворение Натальи Рыжковой «Волшебница вода».
«Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
Вы в пруду ее найдите
И в сыром лесном болоте,
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит.
Без нее нам не умыться,
Ни наесться, ни напиться!
Смею вам я доложить:
Без нее нам не прожить!»
Ребенок читает наизусть стихотворение.
Спасибо вам, ребята, за работу.
И хочу пожелать не забывать о пользе воды и о том, что воду нужно беречь и охранять.
Помните, что без воды не может жить человек, ни животные, ни растения. Без воды наша планета станет неживой.
Ребята, всем вам работники института «Воды» передали медали. Эти медали вы получили за ваши научные открытия (шоколадные медали).