Алина Тимофеева
Конспект занятия на весенний период «Путешествие по экологической тропе»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание
Цель: Обогащение и систематизирование экологических знаний у дошкольников средствами экологической тропы.
Задачи:
- Познакомить детей с новыми знаниями о растительном мире и приборами, находящимися на экологической Тропе.
- Закрепить и расширить знания детей о хвойных и лиственных деревьях.
- Воспитание осознанного отношения ребенка к окружающей среде через общение с природой.
- Развитие эстетических чувств (умение видеть и чувствовать красоту природы, восхищаться ею, желание сохранить ее).
Публикация «Конспект занятия на весенний период „Путешествие по экологической тропе“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Экологическая тропа в детском саду
- Экологическая тропа. Конспекты занятий
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Предварительная работа:
- чтение стихов, прозы об объектах тропы;
- рассматривание иллюстраций и фотографий, изображающих природу;
- отгадывание загадок о овощах, цветах, птицах;
- наблюдение за работой воспитателей по оформлению участка, клумб, огорода;
- беседа о правилах поведения на экологической тропе.
Материалы:
- картосхема маршрута;
- письмо-задание от Мудрой Совы;
- кукла би-ба-бо Сова;
- медальоны «Юный эколог».
Ход занятия
Воспитатель собирает детей на улице (возле начала тропы) в круг и задает вопросы:
- Дети, какое сейчас время года? (весна)
- А какой месяц? (май)
- Расскажите, какая сегодня погода? (теплая, небо голубое, чистое, солнце светит)
- Да, дети. Все вокруг расцвело, зазеленело, природа приготовилась встречать лето.
Затем воспитатель меняет тембр голоса и загадочным голосом сообщает, что к ним прилетел аист, который принес им письмо.
- Это приглашение, а от кого - нужно отгадать:
Угадайте, что за птица?
Света яркого боится,
Клюв крючком, глаза пяточком,
Ушастая голова. Это (сова)
- Правильно, дети, это сова. Эта мудрая птица прислала нам письмо, давайте откроем его и прочитаем:
«Здравствуйте, дети!
Сегодня я хочу пригласить вас в удивительное приключение – путешествие по экологической тропе.
Вы окунетесь в мир природы, узнаете много интересного и будете выполнять разные задания, которые я оставила на каждой остановке тропинки.
Я высылаю в помощь вам карту – схему маршрута.
А в конце всего пути вас ждет сюрприз.
Мудрая Сова»
Дети берут картосхему, разворачивают её, рассматривают.
- Дети, посмотрите, чтобы мы не заблудились, Сова указала нам стрелочками тропинку. Там мы будем останавливаться и выполнять задания мудрой совы.
Ну, а теперь нам пора отправляться в дорогу.
Тропа здоровья
Воспитатель с детьми подходят к спортивной площадке.
Физкультура – враг болезней!
Всем известно с детских лет.
В жизни средства нет полезней
от телесных разных бед.
И душе в здоровом теле
доброй, чистой легче жить.
Значит надо в самом деле
с физкультурою дружить.
- Для чего нужна в детском саду спортивная площадка? (ответы детей)
- А вы любите заниматься спортом?
- Давайте все вместе позанимаемся и наберемся сил на предстоящее путешествие.
Игра «Догони свою пару» (перебежки на другую сторону площадки).
- Мы поиграли, а теперь продолжаем наш путь.
Метеостанция
- Ребята, что такое метеоплощадка? На метеоплощадке можно узнать температуру воздуха, количество осадков, направление ветра.
Дети рассматривают приборы.
- Какие приборы есть на экологической тропе? (Барометр, осадкомер, флюгер)
- Для чего они нужны?
(Барометр – для определения погоды
осадкомер – для определения, сколько осадков выпало
флюгер – для определения направления ветра)
- Дети, а какие приметы вы знаете?
(вечерняя роса - ясная погода на завтра;
ласточки летают высоко - к хорошей погоде;
голуби воркуют на хорошую погоду;
вокруг муравейника кипит жизнь - к хорошей погоде;
комары летают роем - к хорошей погоде;
усиление ветра к вечеру - ухудшение погоды;
паук забился в середину паутины - к ненастью.)
Экспериментирование: работа с термометром.
- Ребята, мы сейчас проведем эксперимент с термометром, посмотрим, как двигается его столбик, а затем с помощью термометра, определим температуру воздуха на сегодняшный день.
Демонстрирует ребенок:
1. наливаем воды в две чашки: в одну чашку холодную воду, а в другую горячую.
2. помещаем термометр той частью, где находится шарик с жидкостью в чашку с холодной водой и смотрим, как ведет себя столбик с жидкостью на термометре.
3. затем помещаем термометр в чашку с горячей водой и снова смотрим, что теперь происходит со столбиком на термометре.
Вывод: когда мы поместили термометр в холодную воду, столбик начал опускаться, а когда поместили термометр в горячую воду, столбик начал подниматься.
Маленькая елочка
- Дети, отгадайте загадку:
Что же это за девица?
Ни швея, ни мастерица,
Ничего сама не шьет,
а в иголках круглый год. (Ель)
- Да, ель на ежика похожа: еж — в иголках, елка — тоже.
- Каким деревом является ель? (хвойным)
- Какие еще хвойные деревья вы знаете? (сосна, кедр, пихта)
- Ботаники ель называют «математическим деревом». Как вы думаете, почему? (ель похожа на пирамидку) Еловые ветки, их еще в народе называют «лапами», загнуты вверх. Размножается только семенами. А где находятся семена ели? (В шишках.) Еловые семена любят белки, мыши, дятлы, зяблики и клесты. Мелкие птицы прячутся от хищных своих собратьев в колючих еловых ветках. А у подножия елей растет множество грибов.
Наблюдение – исследование:
«Какие у ели иголки?»
Цель: провести наблюдение, чтобы дети увидели, что все ветви у ели покрыты иголками, которые растут вместо листьев, что иголки короткие, острые, колются, темно-зеленого цвета, покрыты плотной кожицей, густо и крепко сидят на веке, торчат в стороны, не опадают, если дотрагиваться.
«Сколько лет нашей ели?»
Цель: показать детям, что ежегодно у ели вырастают новые ветки.
Сверху на дереве ветки молодые, короткие, а снизу старые, самые длинные. Сосчитав снизу вверх ряды ветвей, можно узнать возраст ели. Это дерево растет медленно: маленькая елочка, которой 3-5 лет, намного ниже ребенка такого же возраста, поэтому к молодым деревцам надо относиться бережно, осторожно.
Огородник
- Дети, скажите, что растет на грядке? (морковь, огурец, помидор и др).
- Как всё это назвать одним словом? (это овощи).
- Вспомните, какие ещё овощи вы знаете? (Ответы детей).
- А кто выращивает овощи? (Ответы детей).
- Расскажите, зачем люди выращивают овощи? (Ответы детей).
- А вы знаете, кто ещё, кроме людей, помогает овощам расти? (Ответы детей).
Солнце согревает землю, даёт растениям свет.
Почва кормит растения. В ней растение растёт. В почве у растения находятся корни. Растения дышат, им нужен воздух. Воздух попадает в почву, когда человек рыхлит землю мотыгой. То же самое, только без мотыги делает дождевой червь.
Чтобы напоить растения, человек поливает грядки. А ещё их поливает дождь.
Помогают растениям и птицы - синицы, воробьи, грачи, скворцы. Они ловят жучков, склёвывают с листьев гусениц. А еще на гусениц охотятся жабы. Они наши маленькие помощники и поэтому обижать их нельзя. А еще растениям помогают пчёлы, шмели, бабочки. Они пьют из цветов сладкий сок. Переносят на своих крылышках и лапках пыльцу с одного растения на другое. Вот сколько помощников у растений.
Подвижная игра «Вершки и корешки».
- Дети, а вы знаете, какие у овощей съедобные части, а какие части несъедобные? (Ответы детей). Дети, все вы, наверное, помните сказку «Мужик и медведь»? Почему медведь обиделся на человека? (Ответы детей). Да, вы правы, человек обидел медведя, дав ему несъедобные части овощей.
В обруч чёрного цвета надо положить овощи, у которых в пищу идут корешки, а в обруч зелёного цвета - овощи, у которых используются вершки.
Дети делятся на 2 команды и раскладывают овощи по обручам. (Игра - соревнование)
Зеленая аптека
Воспитатель обращает внимание на травы.
- Какие травы растут в нашей зеленой аптеке? (лекарственные)
- Правильно, дети, в зеленой аптеке на грядках растут не порошки и таблетки, а лекарственные растения.
- Ребята, а вы знаете какие-нибудь лекарственные растения? (крапива, ромашка)
- Да, а еще у нас растет мята, посмотрите, вот она (показывает, мать-и-мачеха, у которой листочки с одной стороны теплые, как наши мамы, а с другой стороны холодные, как мачехи в сказках.
- Ребята, одну травку вы хорошо знаете. Ей лечат порезы, ранки, мозоли. В основном она растет у дороги. Как она называется? (Подорожник)
- А теперь отгадайте загадки Мудрой Совы:
1. Стоят в поле сестрички: желтый глазок, белые реснички (ромашка).
2. Злая, как волчица, жжется, как горчица! Что ж это за диво? Это же. (Крапива)
3. Я шариком пушистым белею в поле чистом, а дунул ветерок - остался стебелек. (Одуванчик)
4. Я знаменита не цветами, а необычными листами: то твердыми, холодными, то мягкими и теплыми. (Мать-и-мачеха)
Кормушка
- Экологическая тропинка ведет нас дальше, к кормушке. (Дети подходят к объекту).
- Вот висит кормушка для птиц, но где же птицы? Почему сегодня мы не видим здесь птиц? (Ответы детей)
- Стало тепло, и птицы теперь сами могут найти себе пищу в лесу, на земле, в траве. Как вы думаете, чем сейчас питаются птицы? (насекомые, трава, червячки и т. д.)
- А теперь посмотрите, что это за домик на дереве? (скворечник)
- А кто живет в этом домике? (Скворцы)
- Как вы думаете, почему скворечник располагаю так высоко на дереве? (чтобы никто не смог напугать птиц, ни кошка, ни собака) Скворечники и гнезда птиц нужно особенно оберегать, т. к. там выводятся из яиц маленькие птенчики.
А теперь давайте немного поиграем.
Подвижная игра «Перелет птиц»
Дети стоят врассыпную на одном конце площадки – они «птицы». На другом конце площадки разложены кирпичики. По сигналу воспитателя «птицы улетают» птицы летят, расправив крылья (дети, подняв руки в стороны, бегают по всей площадке). По сигналу «Буря» птицы летят к деревьям – скрываются на них от бури. Когда воспитатель говорит «Буря прекратилась» птицы спускаются спокойно с деревьев (кирпичиков) и продолжают свой путь.
Сельский дворик
- Ребята, где живут ваши бабушки и дедушки? (ответы детей) Многие бабушки и дедушки живут в деревне, у них много разных животных. Как мы называем животных, которые живут рядом с людьми? (домашние)
- Каких домашних животных вы знаете? (ответы детей)
- Да, много названий животных вы знаете, но мы сейчас проверим вас.
Дидактическая игра «Угадай животное» с загадками:
Детям показывают разрезные картинки (с задней частью туловища животного)
1. Это кто? Бородка, рожки. У неё в копытцах ножки.
Даёт великолепное молочко целебное. (Корова)
2. Машет радостно хвостом, когда идёт хозяин в дом.
У неё удел таков - дом хранить от чужаков. (Собака)
3. Шипит, гогочет, ущипнуть меня хочет.
Я иду, не боюсь. Кто же это? Это… (Гусь)
4. Раньше всех встает, «Ку-ка-ре-ку!» поет. (Петух)
5. Молоко пьет, песенки поет. Чисто умывается, а с водой не знается. (Кошка)
6. Даёт нам шерсть, чтоб мы оделись, в одежде шерстяной согрелись. (Овца)
Подвижная игра «Гуси – лебеди»
Бере зки
Береза получила свое название за белую кору. Листья березы зубчатые по краю. Ранней весной во время цветения с ветвей березы свешиваются длинные желтоватые сережки. Береза – очень доброе дерево, она дает человеку силу. Очень вкусен чай из березовых почек, березовый сок, который собирают весной.
Физ. Минутка
Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле! (потягивание руки в сторону)
Каждое старается, к небу,
к солнцу тянется. (Потягивания-руки вверх.)
Вот подул весёлый ветер,
закачались тут же ветки, (Дети машут руками.)
Даже толстые стволы наклонились до земли. (Наклоны вперёд.)
Вправо-влево. Взад-вперёд –
так деревья ветер гнёт. (Наклоны вправо-влево, взад-вперёд.)
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем.)
Ветер стих. Взошла луна. Наступила тишина.
Волшебный цветник
- Не будем больше задерживаться, идем дальше. Следующая остановка у клумбы с цветами.
- Весной еще не все растения высажены на клумбу, потому что ночью бывает холодно. На клумбе только вскопали землю для посадки цветов.
- Дети, а вы знаете, для чего вскапывают землю на клумбе? (Чтобы земля была мягкая, тогда растению легче будет расти, чтобы к корням поступал воздух и вода)
- Посмотрите на нашу клумбу и скажите мне, какие цветы уже появились у нас? (Ответы детей)
- Опишите листочки и бутоны – какие они? (Дети описывают внешний вид цветов)
- А теперь Мудрая Сова хочет проверить, насколько вы были внимательны. Я буду вам загадывать загадки о цветах, а вы мне подскажите есть ли такие цветы на нашей клумбе.
1. Белые горошки на зелёной ножке. (ландыш)
2. Я шариком пушистым белею в поле чистом,
А дунул ветерок — остался стебелёк. (одуванчик)
3. Замечательный цветок, он как яркий огонек,
Пышный, важный, словно пан, распускается. (тюльпан)
4. Пробивался сквозь снежок, удивительный росток.
Самый первый, самый нежный, самый бархатный цветок! (подснежник)
5. Есть у весеннего цветка приметы, чтоб не ошибиться:
Листик — как у чеснока, а корона — как у принца! (нарцисс)
6. То фиолетовый, то голубой, он на опушке встречался с тобой.
Названье ему очень звонкое дали, но только звенеть он сумеет едва ли. (колокольчик)
7. Вырос он под солнцем жгучим толстым, сочным и колючим. (кактус)
8. Мы сплетем веночки летом для Оксаны, Маши, Светы,
Для Алёнки, двух Наташек. Все веночки - из. (ромашек)
9. Много лепесточков острых - красных, желтых, белых, пестрых.
На меня ты погляди-ка, называюсь я. (гвоздика)
10. Цветочек этот голубой напоминает нам с тобой
О небе — чистом-чистом, и солнышке лучистом! (незабудка)
- Молодцы, все угадали!
- Что и кто помогают цветам расти? (Солнце, дождь, земля насекомые и люди.)
- Для чего же человек создаёт цветники? (Цветники украшают город, радуют жителей.)
- Дети, а можно ли срывать цветы с клумбы?
Неожиданно воспитатель показывает куклы Сову.
- Посмотрите, кто нас встречает? (Мудрая Сова)
М. С. – Ребята, вы отлично справились со всеми моими заданиями, пополнили свои знания о природе, Молодцы, вы настоящие друзья природы! Я хочу вам кое-что подарить.
Раздаёт детям медальоны «Юный эколог».
М. С. – Ну а теперь мне пора возвращаться к себе домой. До свидания!
Дети - До свидания, Мудрая Сова.
Воспитатель: Вот такое увлекательное путешествие мы сегодня совершили по экологической тропе. Летом мы снова погуляем здесь и посмотрим, какие изменения произойдут в природе.
(Дети заходят в группу)