Елистратова Анна
Конспект НОД «Путешествие по летней экологической тропе»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Воспитание природоохранительных знаний, умений, любви к природе, личной ответственности за её сохранность.
Задачи:
Обучающие: Закрепить знания и приспособления живой природы к сезонным изменениям; продолжать учить выделять признаки лета.
Развивающие: Развивать умения узнавать и называть растения родного края, доказывать принадлежность растения и животного к определённому виду.
Воспитательные: Воспитывать эстетические чувства, эмоциональную отзывчи-вость на красоту родного края.
Публикация «Конспект НОД „Путешествие по летней экологической тропе“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Летние прогулки и наблюдения
- Лето
- Лето. Конспекты занятий на тему Лета
- Экологическая тропа в детском саду
- Экологическая тропа. Конспекты занятий
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Оборудование: Схема плана «Экологическая тропа», картинки насекомых, земноводных, лечебных растений, цветов, кукла Машенька, фишки «ромашки»
Ход занятия
Дети играют, появляется Марфа Семеновна – травница.
М. С. : Здравствуйте, ребята! Я — М. С. -травница, пришла к вам в гости.
Дети с интересом рассматривают Марфу Семеновну, задают ей вопросы: «Откуда Вы и почему в таком красивом наряде?» (наряд может быть как лесной феи, так и старинным русским сарафаном). М. С. рассказывает ребятам о том, где живет травница, кто такая лекарка (травница, народный целитель, чем занимается. М. С. хочет узнать о том, что знают дети о растениях, произрастающих на территории детского сада и отмеченных по ходу «экологической тропы».
М. С. : Лесные птицы «напели» мне о том, что в вашем детском саду есть «Экологи-ческая тропа» для детей и родителей. Я прошу вас помочь мне пройти по «Эколо-гической тропе», рассказать мне о растениях, возможно, и я смогу рассказать и показать что-нибудь интересное. Дети соглашаются.
М. С. подводит детей к старой березе и ели (они первые отмечены на схеме, которые растут рядом и начинает расспрашивать об этих деревьях.
Дети: Береза это лиственное дерево, у березы прямой ствол, белая кора и черные прожилки, веточки с листьями опущены. Мы пьем березовый сок, он очень полезен, листва дерева закрывает нас от прямых солнечных лучей.
Ель – хвойное дерево, вместо листьев у нее хвоя. Деревья такого вида не сбрасы-вают хвою на зиму и весь год стоят зеленые. Ствол у ели прямой, серо-коричневый. Ели, в основном, — жители лесов. Ветви этого дерева смотрят к нам в групповое окно и мы любуемся ими весь год, а еще ветки ели не пропускают пыль с улицы к нам в спальню и мы дышим чистым воздухом.
М. С. : А кто из лесных жителей считает деревья своим домом?
Дети: Птицы, белки, разные насекомые.
М. С. : Почему вы так считаете?
Дети: для птиц – дерево дом, потому что на ветках деревьев они вьют гнезда, откладывают в них яйца и выводят птенцов, а в кроне — скрываются от опасности; белки выбирают глубокие старые дупла и устраивают там себе гнездо. А для насекомых деревья не только дом, но и столовая, место для того, чтобы скрыться под корой от своих преследователей.
М. С. : А можно разорять гнезда птиц?
Дети: Нет, что Вы, птицы ловят и едят вредных насекомых, так они спасают наши сады, огороды от вредителей. Они радуют нас своим пением! А так как птицы беззащитны и малы, то они нуждаются в нашей защите, внимании и понимании. Взрослые нам объясняют правила поведения с дикими животными и птицами в лесу, поле. Да и на улице, около дома тоже нельзя брать в руки даже маленьких птенцов или незнакомых животных, играть с ними.
М. С. : Вот правильно! А хотите, и я вам расскажу о том, какую еще пользу приносят ель и береза?
Дети: Да!
М. С. : Береза и ель – деревья лекари, кроме березового сока люди используют отвар березовых почек для лечения многих болезней, а ель дает полезное эфирное масло для лечения и профилактики простудных заболеваний.
М. С. : Я видела на плане вашей экологической табличке водоем, не проводите меня к нему?
М. С. : А знаете ли вы, ребята, какие животные и насекомые могут водиться в пруду и около него, кто из них считает водоем своим домом?
М. С. показывает иллюстрации, а дети называют, незнакомых — называет М. С.
Жук-плавунец, Стрекоза, Головастики, Улитки, Личинка стрекозы, Водомерка, Лягушка
М. С. : А вот не обижаете ли вы этих животных и насекомых?
Дети: Нет! В нашем мире должны все жить мирно и дружно. Все существа, живущие на Земле, приносят пользу.
М. С. : А у вас в городе есть водоемы? Дети отвечают
М. С. : А мусор в воду не бросаете?
Дети: Нет, там, на берегу, есть специальные контейнеры для мусора.
М. С. : Вот это правильно, воду надо тоже беречь, в воде нуждается все живое, существующее на Земле. Вода входит в состав всех лечебных настоев, которыми ваши родители лечат вас, в зимнее время, поддерживают организм витаминными настоями – сироп шиповника, брусники; различными детскими травяными и фруктовыми напитками.
Дети: Да, наши мамы и бабушки нам часто заваривают полезные травяные чаи.
М. С. : Я знаю, есть у вас в детском саду зеленая аптека, у вас там много лечебных трав.
М. С. : А какие же у вас растут растения на этой поляне? Дети наперебой называют лекарственные травы. Ой, ребята, давайте поиграем с вами в игру «Я показываю, а вы называете», а то я ничего не разберу. М. С. показывает растение, дети называют его.
А ваши родители выращивают лечебные травы дома?
Дети: Да, наши мамы и бабушки тоже используют полезные лекарственные растения (дети перечисляют те травы, которые растут у них дома в саду или огороде) – мята лимонная, крапива, полевой хвощ. А еще мы ходим в лес и собираем там землянику, у водоема мать и мачеху, душицу.
М. С: Ой, ребята, посмотрите, кажется, здесь заблудилась Машенька (подходит и поднимает куклу, сидящую в траве) Что с тобой, Машенька?
Машенька: Я гуляла, наколола себе пальчик на руке и натерла ножку, сил нет как пить хочется и голова болит.
М. С. : Дети, а что Маша неправильно сделала, когда пошла гулять?
Дети: Не надела головной убор, не взяла кипяченой воды,.
М. С. : Ребята, мы сможем помочь Маше, используя наши лечебные травы?
Дети: Конечно, лист лопуха можно «надеть» вместо головного убора – он защищает от солнечных лучей. Лист подорожника, промыть, немного растереть пальцами и привязать к ранке на ноге и пальчике руки – он снимет боль и обезза-разит ранку, ну а водой мы сейчас ее напоим. Машенька благодарит детей, а М. С. одобрительно кивает головой.
Машенька: Ребята, а можно я с вами буду гулять?
Дети: Да, да, да!
М. С. : Ой, да как много знаете вы полезных, лечебных трав, умеете оказать с помощью растений помощь, внимательные, дружелюбные. А пословицы, поговор-ки о растениях, земле, воде вы знаете?
Дети: Знаем.
М. С. : Ну, тогда поиграем с вами в игру «Я начну, а вы продолжите».
Чеснок да лук от семи … (недуг).
Сломать дерево — секунда, а вырастить — ….(года).
Рощи да леса — всему краю …. (краса).
Срубленное дерево вновь ….(не вырастет)
Не разгрызешь ореха, не съешь и ….(ядра).
Не смейся, горох, над нами, сам будешь под ….(ногами).
Больше землю удобряй — выше будет (урожай).
Растенье — земли …. (украшенье).
Много леса — не губи, мало леса — береги, нет леса — ….(посади).
Земля заботу …. (любит).
Дерево водой живёт, дерево и воду (бережёт).
Ну, порадовали вы меня!
М. С. : Оглядывается и видит «зону огорода». А что это у вас?
Дети: Это — наш огород. На нем мы выращиваем овощи и пряные травы!
М. С. : А загадки вы умеете отгадывать?
Дети: Конечно!
М. С. : Ну, тогда наступило время для следующей игры. Дети делятся на две команды. Я вам загадываю загадки про овощи, ягоды, а вы отгадываете (за каждую отгаданную загадку, выдается фишка-ромашка, чья команда больше наберет, та и победила)
Игра «Чья команда быстрее отгадает»
Помидору – брат,
А кумачу не рад:
Он в лиловой рос одежке,
Не краснеет даже в лежке.
(Баклажан)
На стебле зеленый крюк,
А на нем висит сундук.
В сундуке восемь ребят
Молча рядышком сидят.
(Горох)
Кто меня любит,
Тот рад поклониться.
А имя дала мне
Родная землица.
(Земляника)
Стоит Антошка
На одной ножке,
На нем сто одежек,
И все без застежек.
(Капуста)
В земле сидит дед,
Во сто шуб одет.
Кто его раздевает,
Тот слезы проливает.
(Лук)
Красна девица
Сидит в темнице,
А коса на улице.
(Морковь)
Лежит между грядок –
Зелен да гладок.
(Огурец)
Вот так диковина:
На ветке – морковина.
Висит, краснеется,
На солнце греется.
(Перец)
Посадили зернышко –
Вырастили солнышко.
(Подсолнух)
Носил мальчик
Зеленый кафтанчик,
Стал пан –
Надел красный кафтан.
(Помидор)
Красная мышка
С белым хвостом
В норке сидит
Под зеленым кустом.
(Редиска)
Меня единственного в мире
Не просто варят, а в мундире.
(Картофель)
Как слива, темна,
Как репа, кругла,
На грядке силу копила –
К хозяйке в борщ угодила.
(Свекла)
На ветках висят шары –
Посинели от жары.
(Слива)
Черных ягод пышный куст –
Хороши они на вкус.
(Смородина)
Жёлтая курица
На огороде дуется.
(Тыква)
Зонт хорош,
А в дождь не пойдешь.
(Укроп)
В длинной светлице
Сели в ряд девицы.
Все они хорошие,
Друг на друга похожие.
(Фасоль)
Не корень, а в земле,
Не хлеб, а на столе,
К пище – приправа,
На болезни – управа.
(Чеснок)
Ягоды полезные
Чудной красоты:
Яркие, пахучие,
Ай-ай-ай! Колючие.
(Шиповник)
Он хорош для кислых щей
Помимо прочих овощей.
(Щавель)
Я красна, я кисла,
На болоте я росла.
Дозревала под снежком.
Ну-ка, кто со мной знаком?
(Клюква)
М. С. : Вот молодцы, давайте посмотрим у кого же больше фишек.
Определяется победитель
Дети: А мы тоже хотим загадать вам загадку. Что помогает людям узнать про то, какая же будет завтра погода.
М. С. : Восход и заход солнца, полет птиц, дым, стелящейся из трубы, рой насеко-мых и даже пение птиц, шелест листвы, облака, тучи.
Дети: И не только! У нас есть метеостанция (рассказывают о приборах- дождемер, флигель, флюгер, градусник, гигрометр и др –как работают для чего нужны)
М. С. : Ну что ж, дорогие ребята, я очень рада за вас, ваши познания и любовь вашу к природе, только как же эти знания пригодятся вам в жизни?
Дети задумываются и начинают перечислять: мы знакомимся с природой родного края; узнаем много нового о жизни растений, птиц, животных, насекомых, о значении воды на нашей планете Земля. Рядом с нами «живет» лес. Люди сажают сады. Разбивают огороды. Человек, живет на земле, и должен беречь все что растет и живет вокруг него.
Мы должны любить и бережно относится ко всему живому на нашей планете, правильно использовать дары природы.
М. С. : Спасибо вам, ребята, за эту удивительную экскурсию. А теперь мне пора в лес.
Дети: И вам спасибо, М. С., приходите к нам еще.