Ольга Пикалова
Конспект занятия в подготовительной группе «Весеннее путешествие по экологической тропе»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в подготовительной группе
Тема: «Весеннее путешествие по экологической тропе»
Программные задачи:
ОО «Познавательное развитие» :
- формировать у детей представления о почве как компоненте природы и круговороте веществ; о взаимосвязи и взаимозависимости почвы и растений; при помощи опытов показать, из чего состоит почва (в почве есть воздух, влага, как происходит её загрязнение.
Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе „Весеннее путешествие по экологической тропе“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Экологическая тропа в детском саду
- Экологическая тропа. Конспекты занятий
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2018
- закрепить знания о представителях почвенной фауны – подземных животных: дождевом черве, жуке, кроте.
- показать, что в результате вытаптывания почвы ухудшаются условия жизни подземных обитателей, а значит, их становится меньше.
- помочь детям самостоятельно прийти к выводу о необходимости соблюдения правил поведения в природе.
- закрепить знания детей о знакомых птицах: перелётных и зимующих.
- дополнить и систематизировать знания детей о том, что помогает птицам летать (опыт с бумажными голубями) .
- закрепить знания детей о первоцветах.
ОО «Речевое развитие» :
- продолжать учить детей делать простейшие выводы, умозаключения на основе практической деятельности, выражать их в своей речи.
- воспитывать любовь к природе с помощью стихов, пословиц, поговорок.
ОО «Социально – коммуникативное развитие» :
- Формировать дружеские взаимоотношения во время опытов, игры.
Ход прогулки:
Воспитатель: Ребята! Вчера вечером в наш детский сад почтальон принёс письмо. А кто его прислал вы узнаете, если отгадаете загадку, слушайте внимательно (воспитатель загадывает загадку) .
Шагает красавица,
Легко земли касается
Идёт на поле, на реку
И по снежку, и по цветку.
Дети: Весна!
Воспитатель: Верно ребята, это добрая, тёплая волшебница – Весна. Она пишет, что давно наблюдала за нами и увидела какие вы трудолюбивые, добрые и ласковые защитники природы. И поэтому она приглашает нас к себе в гости. А чтобы мы не заблудились прислала нам схему маршрута нашего путешествия и приготовила для вас много сюрпризов на нашей экологической тропе. Готовы к путешествию?
Дети: Готовы!
Воспитатель: Я вам предлагаю отправится пешком, ведь во время пеших прогулок хорошо видны птицы и насекомые, можно внимательно рассмотреть мелкие детали: почки на деревьях, цветочки на земле, облака в небе. Согласны? (Ответы детей)
Тогда в путь!
Ребята, посмотрите на небо и обратите внимание на облака. Какие они стали весной?
Дети: Небо становится светлым, высоким с белыми пушистыми облаками.
Ребё нок читает стихотворение:
Весна! Весна! Как высоко
На крыльях ветерка
Ласкаясь к солнечным лучам
Летают облака.
Воспитатель: Вот и первая остановка по нашей карте.
Это «Уголок нетронутых листьев».
Помните, осенью мы специально не очищали от листьев этот участок, чтобы весной увидеть, что же случилось с опавшими листьями. Давайте их рассмотрим. Как они изменились? Сколько их осталось? Давайте их потрогаем, понюхаем. Сравним с «осенним» засушенным листом.
(Обсуждаем с детьми все изменения, которые произошли с «весенними» листьями. Отметим, что осенью часть листьев съели, переработали дождевые черви).
Воспитатель вместе с детьми делает вывод:
Листья растут на деревьях, кустарнике, которые берут еду из земли. Потом листья опадают, перегнивают и снова возвращаются в почву тем самым сами кормят её, дают ей новую еду. Земля – почва становится богаче, она снова может кормить растения. А помогают превращению листьев в почву многие подземные жители, например, наши знакомые дождевые черви.
Воспитатель: Ребята, а давайте, чтобы лучше запомнить, как происходит круговорот веществ в природе, поиграем. Игра так и называется «Круговорот веществ в природе».
Проводится командная игра-эстафета «Круговорот веществ в природе».
Материалы и оборудование: Пластиковые листья по количеству участников, столько же стаканчиков с землёй, 4 шапочки: 2 с изображением червяка, 2 с изображением дерева, 4 маленьких обруча.
Ход игры: Дети делятся на две команды. В каждой команде свой «червяк» и свое «дерево». В одном конце помещения на полу на одной линии, но на расстоянии положить два обруча. Это будут «норки» червяков. От каждой команды выделяется ребенок, исполняющий роль дождевого червя. Он становится в круг, здесь же, в кругу на полу находятся стаканчики с землей. В противоположном конце помещения положить еще два обруча для детей, которые будут выполнять роль «деревьев». Эти дети также встают в круг, в руках у них листья. На голове у детей соответствующие наголовники. Остальные участники становятся друг за другом. По команде ведущего «ОСЕНЬ!» дети-деревья дают лист своему участнику, тот бежит к червяку и меняет его на стаканчик с землей. Потом возвращается с ним к дереву и отдает. Участники команд повторяют свои действия, пока последний участник не принесет землю своему дереву.
Воспитатель: Ребята, следующий пункт нашей весенней прогулки «Весёлый лужок». Весна сообщила, что для нас здесь спрятан сюрприз. Давайте поищем его.
(Около берёзки спрятана банка с дождевым червём и письмом. Дети находят письмо от дождевого червя. Воспитатель читает его) .
Письмо:
Здравствуйте! Я бы очень хотел сказать: «Здравствуйте дорогие друзья!» Но я боюсь, что вам это не понравится, ведь не всем хочется дружить с обыкновенным подземным червяком. А мне очень хочется найти друзей. Мы, дождевые червяки, заслуживаем уважения за свой неустанный труд. Мы помогаем вам, людям, вырастить урожай, рыхлим почву, съедаем старые листья, Некоторым не нравится наш внешний вид: «Скользкий, как червяк», «Извивается, как червяк». А что тут плохого? Мы скользкие и длинные, потому, что это помогает нам ползать под землёй. Если бы мы не извивались, мы не могли бы ползать. Дорогие дети! Если вы хотите со мной дружить, то я приду к вам в гости. С уважением, дождевой червь.
Воспитатель: Ребята! Вы хотите дружить с дождевым червём?
Дети: Да!
Воспитатель: Тогда давайте с ним познакомимся.
Из банки достают дождевого червя. Дети рассматривают его. Наблюдают, как он ползёт. Трогают его. Замечают, что он влажный, что у него нет глаз, т. к. ему они не нужны. Вспоминают, какую пользу приносят черви.
Воспитатель: Давайте попробуем изобразить, как двигается дождевой червь. Дети показывают движения червяка. Потом отпускают червяка в выкопанную ямку.
Воспитатель: Ребята! А чем дышит червяк под землёй?
Дети: Воздухом.
Воспитатель: Ребята! Как вы думаете, в какой почве ему легче дышать: в рыхлой или в утоптанной?
Дети: В рыхлой.
Воспитатель: Почему?
Дети: Так как там воздуха больше.
Воспитатель: В этом мы можем убедиться на опыте.
Проводится опыт:
По две баночки с водой, кусочки земли (один рыхлый, мягкий; другой – плотный комок земли с тропинки).
Дети проводят эксперимент, опуская в баночки с водой сначала кусочек рыхлой земли, затем плотной. Пузырьков с воздухом больше выделяется из рыхлого кусочка.
Воспитатель: Как вы убедились, где можно обнаружить подземных жителей: под тропинками или на участках, которые люди не посещают?
Дети: Подземных жителей под тропинками меньше, т. к. там меньше воздуха и труднее дышать.
Воспитатель выслушивает предположения детей и обобщает их:
Чем больше мест в лесу, в парке будут вытаптывать люди, тем меньше подземных жителей там останется. Необходимо экологически грамотно вести себя в природе: ходить по дорожкам, стараться не топтать всё вокруг.
Воспитатель: Ребята! Весна видит всё и слышит ваши высказывания. Мне кажется, она очень довольна вами. Не зря ведь она приготовила для вас ещё один сюрприз на «Полянке первоцветов».
Воспитатель: Вот она «Полянка первоцветов». Какие цветочки появились на ней?
Дети: крокусы, перелески, цикламены, калужница, подснежники
Воспитатель: Почему они называются подснежниками?
Дети: Потому, что это самые первые цветочки, которые пробиваются из-под земли даже тогда, когда не растаял снег.
Воспитатель: А какие ещё первоцветы вы знаете?
Дети: Мать и мачеха, ветреница, фиалки.
Воспитатель: Ребята, а кто из вас знает и хочет рассказать стихи о первых цветочках?
Дети рассказывают стихи Е. Серовой «Подснежник», «Фиалка».
Воспитатель: А вы знаете, ребята, что по некоторым первоцветам можно узнать, какая будет погода. Фиалка – отличный барометр: смотрит фиалка на мир весёлым фиолетовым глазком – значит, будет хорошая погода, а загрустит, поникнет, закроет цветок – погода испортится. Так же ведёт себя и ветреница. А вот калужница цветё т 2 раза в году: весной и осенью.
Воспитатель: Ребята, похоже, Весна очень быстро вступает в свои права. Скоро появятся насекомые. А некоторые уже проснулись! Давайте представим, что к вам на пальчик села божья коровка.
Психофизический этюд «Божья коровка».
Воспитатель: Ребята! Вот и последняя остановка в нашем путешествии – «Птичья столовая». Что вы можете сказать, наблюдая за птицами у кормушки?
Дети: Птиц у кормушки стало меньше. Потому что у птиц появился дополнительный корм – насекомые, зелёная травка.
Воспитатель: Что вы можете сказать о птицах?
Дети: Некоторые птицы возвращаются с юга.
Воспитатель: Отгадайте загадку:
Всех перелётных птиц черней
Враг личинок, друг полей
Взад, вперёд по пашням вскачь
А зовётся птица (грач) .
Воспитатель: Ребята, а что вы знаете о грачах?
Дети: Это самые первые перелётные птицы, которые появляются у нас.
Воспитатель: Ребята! А вы знаете, что на Руси люди праздновали день перелёта птиц. Этот день отмечали 21 марта. Пекли сладкие вкусные булочки «жаворонков». Дети очень любили этот праздник и с нетерпением ждали его. Ребята! Какие ещё (кроме грачей) птицы прилетают с юга?
Дети: называют.
Воспитатель: Предлагаю поиграть в игру
«Зимующие и перелётные птицы».
Воспитатель раскладывает картинки птиц. Дети собирают: у кормушки – зимующих, у берёзы – перелётных.
Воспитатель: Почему птицы улетают на юг?
Дети: Потому, что есть нечего, насекомых нет.
Воспитатель: Представляете ребята, какие перелёты совершают птицы по воздуху! С помощью чего птицы могут летать?
Дети: Крылья и хвост.
Воспитатель показывает на примере веера, как складываются и раскрываются крылья и хвост, когда птица взлетает и садится. С раскрытыми крыльями и хвостом даже самая маленькая птичка становится широкой и может опираться о воздух. На земле раскрытые крылья и хвост ей мешают, и она их складывает.
Наблюдаем за полётом бумажных голубей. Одному из них склеиваем крылья и наблюдаем за падением.
Воспитатель: Ребята, на нашей лесной полянке, очень много деревьев. Представим на минутку, что вы птички.
Игра: «Раз, два, три, к тополю лети».
Воспитатель: Молодцы ребята. Деревья ещё не покрылись листвой. Как же вы их отличали друг от друга?
Дети: По стволу, по коре, по веткам.
Воспитатель: Ребята! Я вижу, что вы настоящие знатоки природы. Ведь человек не может отдельно жить от природы. Мы с вами часть природы. Недаром люди подмечали, что поведение животных и птиц связано с сезонными изменениями в природе. Они придумали пословицы и поговорки. Какие пословицы и поговорки вы знаете?
Дети называют поговорки, пословицы о весне и весенние приметы.
Воспитатель: Вот и подходит к концу наше сегодняшнее путешествие. Я думаю, что у нас впереди ещё много интересного, ведь весна уже набирает силу и хорошеет день ото дня. Она будет очень рада послушать
стихотворение Е. Каргановой «Гимн природе».