Лариса Кутырева
Путешествие по экологической тропе. Конспект занятия «Покормите птиц зимой»
▼ Скачать + Заказать документы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
Зима – трудный период в жизни природы. Мало кто знает и задумывается о том, как тяжело выжить птицам зимой.
Публикация «Путешествие по экологической тропе, Конспект занятия „Покормите птиц зимой“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Зимние прогулки и наблюдения
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты по экологии
- Зима. Экологическое воспитание
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кормушка для птиц. Покормите птиц зимой
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Экологическая тропа в детском саду
- Экологическая тропа. Конспекты занятий
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
В холодное время года перед зимующими птицами встают жизненно важные вопросы: как прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают.
Птицам необходима помощь.
В данной методической разработке предлагается конспект занятия, которое можно провести в ходе путешествия по экологической тропе на «Поющую полянку» или во время целевой прогулки в «Птичью столовую».
КОНСПЕКТ
«ПОКОРМИТЕ ПТИЦ ЗИМОЙ»
Цель – формирование бережного отношения к зимующим птицам.
Задачи:
1) Закрепить ранее полученные знания о зимующих птицах, их повадках, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц.
2) Развивать наблюдательность, чувственно-эмоциональную реакцию на окружающую среду.
3) Развивать познавательный интерес дошкольников к миру природы.
4) Развивать слуховое и зрительное внимание, связную речь.
5) Воспитывать желание помогать пернатым друзьям в трудных зимних условиях.
Предварительная работа:
– чтение Г. Скребицкого «Воробей, Большой пестрый дятел, Ворона, Сорока»; А. Стрижева «Птицы зимой»; Н. Павловой «Зимние гости»;
– рассматривание зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах;
– составление описательных рассказов;
– разучивание стихов, пословиц;
– отгадывание загадок;
– просмотр презентаций и видеороликов на тему «Птицы нашего края»;
– наблюдение за птицами во время прогулок.
Работа с родителями:
– акция «Покормите птиц зимой»;
– изготовление кормушек.
Оборудование:
– стенд «Зимующие птицы» с картинками (голубь, воробей, снегирь, свиристель, синица, ворона, сорока, клест, дятел);
– картинки к игре перепутанные изображения птиц (синица – снегирь, голубь – воробей, сорока – ворона);
– запрещающие экологические знаки;
– корм для птиц (сало, хлеб, яблоко, ягоды рябины, семечки подсолнечника, арбуза и тыквы, пшеничные отруби, овсяные хлопья, пшено);
– кормушки;
– колонка для флешки;
– флешка с записями песен птиц.
Ход МЕРОПРИЯТИЯ
I. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
Педагог:
– На дворе стоит зимняя стужа. Все дорожки покрылись снежным ковром. Ночью бывают сильные морозы. Тяжело в такую пору птицам, которые зимуют в наших краях. Многие птички погибают.
Сугробами засыпаны
Бугры, дворы, дорожки,
Не могут пташки отыскать
Ни зёрнышка, ни крошки
И вот летают все слабей
Ворона, галка, воробей.
Зимой птицам могут помочь только люди. Голодные, ослабевшие птицы быстро замерзают. А вот сытой птице и сильный мороз не страшен. Вот и летят птицы поближе к жилью человека.
Воробьи держатся вблизи жилья человека, сооружают себе особое зимнее гнездо в щелях домов, под крышами, даже в пустых скворечниках. Как бы ни было голодно, если воробей нашёл корм, он, прежде всего своим щебетом приглашает своих собратьев к обеду.
Синицы селятся в самых разных местах. Любят жить в лиственных лесах, устраивают гнёзда в старых гнёздах белок, в дуплах дятлов. Зимой часто ищут ночлега возле жилых домов. Иногда поселяются и в почтовых ящиках.
И сегодня мы с вами отправимся в удивительное место – место, где нас с вами ждут наши друзья – птицы.
Посмотрите вот тропинка, по которой мы с вами пойдем.
А что это за знаки?
Дети:
– Это запрещающие знаки.
Педагог:
– Что означает этот знак? А этот? Что запрещает этот знак?
Дети объясняют значение каждого знака:
– Не губить деревья.
– Не мусорить.
– Не шуметь на прогулках, не пугать птиц и животных – наших меньших братьев.
Педагог:
– Молодцы.
Педагог вместе с детьми идут к «Поющей полянке».
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Педагог: Посмотрите, как красиво вокруг! Зима-красавица щедра на искристые снежинки, обильные снега, метели, порывистые ветра.
Но не хлебосольна она: не может дать, ни сочных овощей, ни сладких фруктов, ни грибов, ни ягод. Спрятались насекомые, снег заметает семена трав и деревьев. Все живое об этом знает, и каждый по-своему готовиться к встрече зимы: кто засыпает, кто запасы собирает. А некоторые наши пернатые друзья не рассчитывают на милость зимы, улетают на юг. Это – стрижи, чижи, скворцы, трясогузки. И прилетают они назад весной. Как называются такие птицы?
Дети:
– Перелётные.
Педагог с детьми подходят к стенду «Зимующие птицы».
Педагог:
– А это, какие птицы?
Дети:
– Это зимующие птицы.
Педагог:
– Почему их так называют?
Дети:
– Потому что они не улетают, а остаются с нами зимовать.
Педагог:
– Почему они не улетают?
Дети:
– Потому что питаются не насекомыми, а семенами растений, не боятся холода.
Педагог:
– Давайте поиграем. Я буду загадывать загадки про зимующих птиц, а картинку с отгадкой вы будите находить на стенде.
1. Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика. (синица)
2. Я весь день ловлю жуков,
Ем букашек, червяков.
Зимовать не улетаю,
Под карнизом обитаю.
Чик-чирик! Не робей!
Я бывалый. (воробей)
3. Трещала с самого утра:
Пор-ра! Пор-ра!
А что пора? такая всем морока,
Когда трещит. (сорока)
4. Окраской – сероватая,
Повадкой – вороватая,
Крикунья хрипловатая –
Известная персона.
Кто она?. (ворона)
5. Чернокрылый,
Красногрудый
И зимой найдет приют.
Не боится он простуды –
С первым снегом тут как тут! (снегирь)
6. Северные гости
Клюют рябины грозди,
Так нарядны и ярки.
На головах – хохолки. (свирестели)
7. Кто в беретке ярко-красной,
В чёрной курточке атласной?
На меня он не глядит,
Всё стучит, стучит, стучит. (дятел)
8. Кто там прыгает, шуршит,
Клювом шишки потрошит?
Голоском речистым, чистым
«Клё! Клё! Клё!» – поёт со свистом. (клёст)
Педагог обращает внимание на картинки, на которых перепутаны изображения птиц (синица – снегирь, голубь – воробей, сорока – ворона)
– А это кто? Не пойму.
– Давайте посмотрим, кто это. Кому принадлежит туловище? Голова?
(Игра «Что перепутал художник»)
Педагог:
– Скажу я слово высоко,
А ты ответишь – низко.
Скажу я слово далеко,
А ты ответишь – близко.
Игру продолжай
Слова наоборот называй:
– Ворона большая, а синица… (маленькая)
– У сороки длинный хвост, а у воробья… (короткий)
– Голубь тяжелый, а воробей… (легкий)
– У синицы клюв тонкий, а у вороны… (толстый)
– Сова спит днем, а охотится… (ночью)
(Игра «Скажи наоборот»)
Педагог:
– Хоть зимой и холодно, но наши птицы радуются каждому
солнечному деньку и с удовольствием поют песни.
Угадайте, какая птица произносит такие звуки:
– Кар-кар! (ворона)
– Чик-чирик, чив-чив! (воробей)
– Ча-ча-ча (сорока)
– Свир-свир! (свиристель)
– Рюм-рюм-рюм! (снегирь)
– Синь-синь-синь! (синица)
(Игра «Угадай по песенке»)
Педагог:
– Молодцы, ребята. О птицах вы много знаете.
Педагог:
– А я вот слышала, что внимательные и наблюдательные люди даже могут с помощью птиц и погоду предсказывать. А вы знаете такие приметы?
Дети рассказывают приметы:
– Вороны садятся на вершины деревьев – к морозу
– Если вороны кружатся стаями – к морозу или снегу, если садятся на землю – к оттепели.
– Если ворона кричит зимой – к метели.
– Если воробьи дружно расчирикались – к оттепели.
– Если воробьи прячутся в хворост – к морозу или к метели.
– Если синицы с утра поднимают писк – к морозу.
Педагог:
– Как вы думаете ребята, что страшнее птицам холод или голод?
Ответы детей.
Педагог:
– Конечно же, голод. Кто же может помочь птицам зимой?
Ответы детей.
Педагог:
– Правильно, человек. Мы с вами можем помочь нашим маленьким друзьям. А как мы поможем им?
Ответы детей.
Педагог:
– Я вам хочу напомнить, что еда с нашего стола для птиц не годиться. Синичке можно предложить кусочек несолёного сала, воробьям хлебные крошки, крупу, семена, вороны всеядные птицы, снегири любят семечки арбуза, тыквы, облепихи, барбариса, свиристели любят рябину, голуби любят крупу и хлеб. Клёст очень любит еловые и сосновые шишки, крепкий клюв крестом ловко шелушит шишки.
Чтобы кормить птиц, необходимо соблюдать некоторые правила:
1. Во время подкормки не сорить, не оставлять на улице полиэтиленовые пакеты, жестяные банки, коробки;
2. Подкармливать птиц надо в одном и том же месте, желательно в одно и тоже время, птицы сами будут прилетать к этому времени;
3. Кормить птиц надо регулярно, ежедневно, нельзя подкармливать время от времени, именно в морозы пища нужна птицам каждый день, чтобы они выжили;
4. Корма класть немного, именно для того, чтобы подкормить, поддержать в трудное время.
Запомнили? Давайте повторим некоторые правила.
Педагог вместе с детьми наполняют кормушки различными видами корма и проводят наблюдения за кормушками в течение некоторого времени.
В ходе наблюдения педагог включает аудиозапись пения птиц и читает стихотворения.
– Гули-гули, голубки,
Прилетайте, сизари.
В зимний день среди ветвей
Стол накроем для гостей.
Прилетайте, милые пичужки,
Готовы для вас столы-кормушки.
Семена и крошки
Насыпали вам немножко.
– Эй, вороны, снегири!
Сороки, синицы, воробьи!
Птички милые, привет!
Прилетайте на обед!
Мы кормушки смастерили
Крошек хлебных накрошили.
На кормушках наших
Положили каши!
Вкусных зёрен вам дадим.
Вас накормим, напоим!
– Вдоль дорожки сыплю крошки,
Птиц сзываю на обед :
– Вы не бойтесь, подлетайте,
Кошки рядом с вами нет!
Голубки воркуют, ходят
И с достоинством клюют.
Не толкаются, не спорят.
Хорошо себя ведут.
Воробьям же безразлично:
Дома, в поле иль в гостях,
С этикетом незнакомы,
Всё глотают второпях.
В стороне сидит ворона
И обидчиво глядят.
– Не успела! Прозевала!
На весь двор она вопит.
Успокойся, горемыка,
Не насытишься от крика.
Опоздала? Не беда!
Угощайся. Вот еда…
III. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
Педагог:
– А теперь поиграем в игру, которая называется «Что хорошо, что плохо?»
Я буду читать четверостишия и если вы считаете, что услышанное – это хорошо, то хлопайте в ладоши, а если плохо – топайте ногами.
1. Если маленький малыш
Сыплет птицам крошки.
Поступает плохо он,
Или он хороший?
2. Злой мальчишка палку взял,
Голубей ею гонял,
Был доволен он собой,
Хороший мальчик или плохой?
3. Смастерила с папой для синиц кормушку.
Зёрна насыпала в неё,
Плохо это или хорошо?
4. Из рогатки мальчуган
В стаю воробьёв стрелял
И подранил одного –
Плохо это или хорошо?
5. Птенца в клетку посадили.
С мамой, папой разлучили.
Поят, кормят его –
Поступают хорошо?
6. А теперь ответить вы должны:
Как будете себя вести?
Должно решенье быть одно –
С птицами поступать только…
Все дети:
– Хорошо!
Педагог:
– Молодцы, ребята!
После всей проделанной работы педагог подводит детей к следующим выводам:
• Зимуют в нашем крае не все птицы, а только приспособленные к выживанию в наших погодных условиях.
• В нашем городе рядом с человеком зимуют воробьи, голуби, синицы, сороки, вороны.
• Птицы довольно успешно могут противостоять холоду в том случае, если вокруг много подходящего корма.
• И человек может помочь перезимовать птахам, развешивая кормушки.