Севда Мухтарова
Конспект занятия на экологической тропе с детьми старшего возраста «В гостях у Айболита»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия на экологической тропе с детьми старшего возраста
«В гостях у Айболита»
ОО «Познание»
- развивать у дошкольников интерес к природе, желание активно познавать природные объекты;
- обогащать представления детей о многообразии лекарственных растений;
- воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.
Публикация «Конспект занятия на экологической тропе с детьми старшего возраста „В гостях у Айболита“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Экологическая тропа в детском саду
- Экологическая тропа. Конспекты занятий
- Экология, экологическое воспитание, природа
- «Айболит», Чуковский К.И.
- «Айболит». Конспекты занятий
- Темочки
ОО «Коммуникация»
- развивать монологическую речь детей;
- развивать умение участвовать в коллективных разговорах;
- пополнять словарь детей за счет расширения представлений о природе;
ОО «Чтение художественной литературы»
- поддерживать у детей интерес к отгадыванию загадок;
- способствовать пониманию содержания загадок;
Методические приемы:
рассказ воспитателя, беседа с детьми, художественное слово, рассматривание, обращение к опыту, анализ занятия.
Ход занятия:
- Здравствуйте ребята, а теперь смотрите друг друга и улыбайтесь.
- Ребята, а вы знаете, что такое растение?
Ответ детей: (Дети зачисляют, что растение - это живая природа, они имеют : корень, ствол, стебель, листья, цветочки, плод. Все травы, деревья, кустики, цветочки относятся к растениям.
Пед: Зачем нужны растения?
Дети: без растений не существовало бы жизни на планете Земля, растения дают красоту,помогают всем живым существам дышать. Люди и животные питаются растениями. И ещё делают из растений многие строительные и мебельные материалы.
Пед: Да ребята, я вижу,что вы много знаете о растениях. И ещё есть растения, из которых делают лекарства, такие растения называются лекарственными. Ими лечиться от разнообразных болезней. Кого из вас дома лечили с помощью растений? Кто знает какие есть лекарственные растения?
Дети: (перечисляют).
Пед: Природа предлагает человеку огромное разнообразие даров, среди них – лекарства от многих болезней. Надо только знать и уметь ими пользоваться. Еще давным-давно люди заметили, что все звери лечатся травами. Разные растения помогают от разных болезней. Вы уже много знаете о разнообразных растениях.
Пед. Сегодня мы поедем в гости к доктору Айболиту. У него в лесу есть много полян, одна из них называется «Лекарственные растения».
(Дети под музыку поезда делают физ. минуту)
Пед: Вот мы и приехали.
( Дети выходят на поляну и видят много лекарственный растений: шиповник, роза, шалфей, эвкалипт, чабрец, базилик и т. д. Воспитатель рассказывает про каждое растение и о их свойствах)
Пед: Теперь, ребята, давайте подробнее поговорим о тех лекарственных растениях, которые растут на территории нашего детского сада. Но сначала отгадайте загадку:
Семена, как коготки,
Желто-красные цветки.
От горла помогают,
Кто же их не знает (календула)
Календула лекарственная, кроме того, что используется в лекарственных целях, так же хорошо известна как декоративное растение, его выращивают на клумбах и цветниках. С лекарственной целью используются цветочные корзинки и цветки. Препараты календулы успокаивают нервы, снижают давление, улучшают работу сердца, ее используют для лечения ран, ожогов, настоем календулы полощут рот и горло при ангине,
так же лечат желудок и печень. Из календулы лекарственной готовят настои, настойки и мази.
(Приходит Айболит)
Айболит : Здравствуйте ребята, наверное, вы меня узнали? Я хочу проверить ваш нос, как он дышит. Сейчас наступает зима, дети часто болеют. Я хочу вам помочь лечиться с помощью растений. Но сначало я хочу проверить ваши знания. У меня есть несколько вопросов к вам. Итак, первый вопрос: отгадайте загадку: В поле сестрички стоят,
Желтые глазки на солнце глядят,
У каждой сестрички –
Белые реснички
Дети: ромашка.
Айболит : правильно, ромашка аптечная - одно из самых популярных лекарственных растений. Чем ромашка полезна?
Дети: ромашка помогает больному животику, горлу.
Айболит : Теперь второй вопрос:
Тонкий стебель у дорожки
На конце его – сережки.
Лечит ранки и ожоги
Этот лекарь у дороги
Дети: подорожник. (также перечисляют полезные свойства)
Айболит : А это что за растение?
Носит этот мальчик
Желтый сарафанчик.
Подрастет – нарядится
В беленькое платьице.
Легкое, воздушное.
Ветерку послушное
Дети: отвечают и рассказывают: - Одуванчик также лекарственное растение, служит для улучшения аппетита.
Айболит : молодцы ребята, я вижу, что вы хорошо знаете о растениях. Но у меня есть ещё одно растение. Угадайте его по запаху, и заодно я проверю, как у вас дышит нос.
(Дети угадывают, что это мята и говорят, что её используют при лечении ангины, бронхита и насморка.)
Айболит : полезные свойства мяты, известны давно. Это растение широко используется в медицине для лечения различных заболеваний. Полезные свойства мяты объясняются в первую очередь высоким содержанием ментола - эфирного масла, придающего ей характерный узнаваемый запах. Полезные свойства мяты позволяют принимать ее как внутренне, так и наружно. Мята обладает противовоспалительными свойствами позволяющими использовать ее при лечении ангины, бронхита и насморка, полезна она и для пищеварительной системы. Также мята эффективна при головной боли, ее свойства благоприятны для успокоения нервной системы. Для лечения этим растением чаще всего используют мятный чай и настой мяты.
Повсюду животные, птицы, люди могут найти помощь у природы, это самая лучшая аптека. Очень много лекарственных растений можно найти на лугу и в лесу. Только изучай, люби, знай! На каждую болезнь есть свое лекарственное растение.
Но необходимо знать, что лекарственные растения могут заготавливать и делать из них лекарства только взрослые. Для того чтобы получить от растений больше пользы нужно соблюдать определенные правила:
1. Хорошо знать лекарственные растение и отличать их от ядовитых.
2. Собирать растения лучше в сухую погоду, утром, после того как высохнет роса.
3. Нельзя собирать растения в городе и вблизи дороги. Почему, как вы думаете? (Ответы детей).
4. Сорванные растения складывать в широкую корзину, чтобы не помять их, а то выделится сок.
5. Сушить растения нужно в тени, а не на солнце.
6. Нельзя при сборе топтать соседние растения и рвать их с корнем. Почему? (ответы детей).
7. Не рвать растения, которые занесены в Красную Книгу. Почему?
Ну, ребята мне пора, на прощание я хочу подарить вам мяту и желаю, чтобы вы всегда был здоровы. (Дарит и уходит)
Пед: Ребята, все свои сокровища природа щедро отдает человеку и за все просит только одного: беречь и любить ее! Ребята, наше путешествие по экологической тропе закончилось. Сегодня вы узнали много нового и интересного, постарайтесь это запомнить, а услышанные правила выполнять. Этой информацией вы можете поделиться со своими друзьями и родителями.