Ложкарёва Евгения Ивановна
Конспект по экологии «Путешествие в Тундру»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Путешествие в Тундру»
Цель: формирование у детей представлений о природных условиях Тундры;
Задачи:
- образовательные:
-сформировать у детей первоначальные представления о природе тундры, её климатических и географических особенностях, тундровых растениях, животных, их взаимосвязях между собой и с неживой природой
Публикация «Конспект по экологии „Путешествие в Тундру“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Тундра. Природная зона
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
-дать детям представление о природных условиях тундры (холодно, полярная ночь, короткое прохладное лето, полярный день, о животном и растительном мире;
- Коррекциооно-развивающие:
- развивать зрительное внимание, наблюдательность, логическое мышление, любознательность;
-развивать мелкую моторику рук;
- воспитательные:
воспитывать интерес к разнообразию природы.
Обогащение словаря: яранга, чукчи, коми;
Активизация словаря: мох, тундра, северное сияние, пурга, полярная ночь, заболоченность, полярный день;
Оборудование: глобус, карта России, презентация с картинками по конспекту, аудио запись мелодии самолета, альбомные листы, цветные карандаши, разрезные картинки (пазлы);
Предварительная работа: беседа с детьми утром : показ картинок народов Тундры, в каких жилищах они живут;
Ход занятия.
(Держу в руках глобус)
- Ребята, что это такое?
- В какой стране мы живём?
Правильно в Российской Федерации.
Россия -самая большая страна в мире. Чтобы пересечь её из конца в конец, надо лететь на самолёте целый день, а на поезде ехать несколько дней! Вот в какой большой стране мы живём!
-Сегодня мы совершим путешествие на Крайний Север нашей Родины в Тундру.
- На чём отправимся в путешествие?
- Как называется транспорт, который быстрее всех?
- Давайте на самолёте. Чтобы побыстрее. Занимайте свои посадочные места.
- Ну, что ж отправляемся в путешествие (включаю аудио запись мелодии самолета)
- Пока мы летим, я прочитаю вам стихотворение.
На севере снега, мороз,
Суровая природа.
На небе хороводы звёзд,
А солнца нет полгода.
Н. Забила.
- Вот мы и в тундре. (слайд 1.)
- Как вы думаете, какой климат в тундре? Почему?
- Правильно, на севере нашей страны очень холодно.
Слайд 2( «Тундра Зимой»)
-Зимой в тундре совсем не бывает солнца, наступает полярная ночь. Дуют сильные ветры, бушуют вьюги. Лето короткое и прохладное. Весь день и всю ночь светит солнце - это полярный день.
- Как вы думаете, можем мы встретить здесь растения? –
Слайд 3 («Растения тундры»)
-Они будут высокими или низкими? Почему?
- Почва не успевает прогреваться, и растения не успевают вырастать.
В основном в тундре растут мох, лишайники, еще есть очень маленькие деревца, которые называются карликовыми.
Но, несмотря на холодный климат, есть в тундре и своя прелесть.
Слайд 4 («Тундра весной»)
Весной, когда пригреет солнышко, вся тундра вдруг расцветает и становится похожей на прекрасный цветущий ковёр.
Поспевают вкусные ягоды. Например, голубика.
Почему её так назвали? Правильно, она голубого цвета. (показ иллюстраций растительного мира)
Слайд 5 («Животный мир»)
- А теперь подумайте, как животные приспосабливаются к жизни в тундре?
- Правильно, они имеют густую шерсть, толстый подкожный слой жира, птицы - пушистое оперение, светлую окраску.
-Каких животных тундры вы знаете?
- А теперь разделимся на команды, и каждая команда будет собирать разрезные картинки (северный олень, белый медведь и волк.)
- Что у вас получилось?
- Белый медведь - самый крупный хищник. Превосходно плавает и ныряет, быстро передвигается по льду. Питается моржей, тюленями, рыбой, реже - ягодами, мхом и лишайниками.
- Северный олень - крупное животное. Олени помогают песцам, совам и куропаткам найти корм. Они находят его там, где копытами олень разгребает снег. Олени прекрасно плавают. Оленей преследуют волки.
- А эти животные вряд ли вам знакомы. Их можно встретить только на севере, они нигде больше не водятся. Это полярная сова, лемминг - маленький зверёк, похожий на мышь.
Слайд 6 («Насекомые»)
- Летом в тундре очень много насекомых: комаров, оводов, которые тучами носятся в воздухе.
-Почему много насекомых? (Потому что там много заболоченных мест ь- это такие участки земли, которые состоят из воды и зыбкой поверхности, заросший влаголюбивыми растениями)
- Такое большое количество насекомых привлекает птиц. На лето сюда прилетает много птиц, но на зиму остаются полярные совы, так как они могут и зимой найти себе пищу.
Вы не замерзли? Давайте немного погреемся? Ребята, я предлагаю вам немного пройтись по тундре.
Нам мороз не страшен,
Лишь ленивым он опасен,
Щечки дружно растираем (трут щеки круговыми движениями)
И про нос не забываем (трут нос)
Чтобы уши не болели
Разомнем мы их скорее (уши сгибают, разгибают)
И ладошки прижимаем
Сильно- сильно растираем. (трут ладошки друг об друга)
Вот на лыжах проезжаем, (имитируют скольжение на лыжах)
Санки мы не забываем. (присаживаются и встают)
Тра-та-та, тра-та-та,
Солнышко, выходи,
Нам согреться помоги (гладят спину, впереди идущего, ребенка)
Слайд 7( «Народы Тундры»)
- На Крайнем Севере живут чукчи, ненцы, коми. Посмотрите на этих мужественных людей.
Посёлки на Крайнем Севере небольшие, там расположены школы, детские сады, больницы, магазины. Чукчи живут в тундре.
- Живут чукчи в специальных удобных домах, похожих на палатки, сделанных из оленьих шкур, называются эти дома яранги. Такие дома хорошо защищают от ветра и холода.
- Давайте повторим, как называется дом чукчей?
- Когда в тундре наступает короткое лето, чукчи занимаются рыболовством, охотой.
Есть на Крайнем Севере и свои чудеса: когда тёмное синее небо вдруг озаряется разноцветными всполохами.
Слайд 8 («Северное сияние»)
Нигде больше нельзя наблюдать такое красивое явление-Северное сияние.
-Пора возвращаться в детский сад. Займите свои посадочные места. (включаю музыку)
- Вот мы и возвратились из Крайнего Севера в детский сад. Расскажите, где мы с вами сегодня побывали?
- Что особенного в природе Крайнего Севера?
- Как называется коренное население тундры?
- Как называется их жилище?
- Чем занимаются чукчи зимой? Летом?
- Каких животных Крайнего Севера вы знаете?
- Какие растения?