Евдокия Киселева
Конспект занятия по экологии «Все о почве»
▼ Скачать + Заказать документы
«Знакомство с подземным царством».
Тема: «Все о почве».
Цели и задачи: дать первоначальное представление о почве как компоненте природы и круговороте веществ; о взаимосвязи и взаимозависимости почвы и растений, связать результаты исследовательской работы с практическим опытом детей.
Оборудование: мешочек с землей, два условных знака, конверт с письмом от хозяина тропинки.
Ход ЗАНЯТИЯ.
Организационный момент.
Воспитатель приглашает детей отправиться в сказочное царство. В уголке природы находят подарок от Лесовичка- Боровичка - мешочек с землей.
Публикация «Конспект занятия по экологии „Все о почве“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Почва. Исследуем почву
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2015
ВОС – ЛЬ. Старичок – Боровичок прислал нам очень ценный подарок – мешочек волшебной земли со своего волшебного леса. Ребята, эта волшебная земля называется почвой и она очень важна для жизни и роста растений. Сейчас я дам вам немного этой земли, и мы ее положим в горшочки, в которых растут комнатные растения. И я уверена, что растения зацветут и порадуют нас яркими цветами.
Ну, а теперь мы отправляемся к Боровичку, чтобы побольше узнать о земле. Хочу предупредить, что по дороге нас ждут сюрпризы, так что будьте готовы. Сначала мы должны найти письмо Боровичка, которое он спрятал, для этого нужно найти условный знак.
(Дети ищут знак и находят письмо, воспитатель читает).
«Дорогие ребята! Надеюсь, что вам понравился мой мешочек с волшебной землей, и вы подарили ее комнатным растениям. Почему земля волшебная? Потому что это не просто земля – это почва! Она кормит и поит растения, а они отдают ей свои опавшие ли. В почве много жильцов : дождевые черви, жуки, кроты. Это целое Подземное царство, которое вы не видите! Хотите с ним познакомиться? Тогда хлопните в ладоши и скажите: «Наш любимый старичок, старичок Боровичок!» - и вы узнаете все о Подземном царстве и о почве».
ВОС – ЛЬ. Ребята, закройте глаза и сделайте, как просил Боровичок.
(Дети выполняют).
ВОС – ЛЬ. Вот это сюрприз! Мы в Подземном царстве. Я хочу попросить вас выполнить некоторые условия: в Подземном царстве нельзя сильно топать ногами, громко разговаривать и кричать. Давайте пройдем в подземную лабораторию и проведем некоторые исследовательские работы.
Опыт №1
Оборудование: образцы почвы (рыхлой, банки с водой.
Цель: показать, что в почве есть воздух.
Предложить детям проверить есть ли в почве воздух. Опустить в банку с водой почву и предложить понаблюдать появятся ли в воде пузырьки воздуха. Дети делают вывод.
Опыт №2
Цель: показать, что в результате вытаптывания почвы ухудшаются условия жизни подземных обитателей, а значит их становится меньше.
Напомнить, откуда взяты образцы почвы. Предложить высказать свои версии (воздуха в почве больше, где не ступает нога человека или где любят отдыхать люди? Обоснуйте ответ).
Опустите в банки с водой образцы почвы из таких мест и наблюдайте, в какой банке пузырьков больше.
Опыт №3
Цель: объяснить, что в рыхлой земле есть «пустые места» - там прячется воздух.
Предложить детям сжать комочек земли в ладони и спросить, что с нем стало? Он увеличился или уменьшился? Почему уменьшился?
Комочек уменьшился, потому что пустых мест между частичками земли стало меньше, они прижались друг к другу, а воздух вышел.
Опыт №4
Цель: показать, как происходит загрязнение почвы.
Дать детям воду чистую и мыльную, рассмотреть ее. Чем отличается?.
Предложить детям высказать гипотезы: что будет с землей, если ее полить чистой водой? А если грязной? Полить с детьми почву. Что изменилось?
ВОПРОСЫ К ДЕТЯМ.
1. Если бы вы были на месте крота, какую почву выбрали бы вы для своего домика?
2. Что бы вы почувствовали, если бы вы жили в грязной земле?
3. О чем бы вы попросили людей, если бы умели говорить?
Вывод воспитателя.
В жизни, как и в сказках, есть и «живая вода». Она попадает в почву вместе с дождем, снегом – эта вода поит животных и растения. Но есть и «мертвая» - грязная, от нее могут погибнуть подземные жители. Откуда она берется?
Она стекает по заводским трубам, попадает в землю после мойки автомобилей и т. д.
Почва в этих местах болеет, заражается и уже не может поить и кормить растения. Нам необходимо беречь Подземное царство, стараться сделать так, чтобы в нем всегда было чисто.