Анастасия Степанова
Конспект занятия для детей старшей группы «Четыре стихии»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ ПО ТЕМЕ «Четыре стихии»
Участники: старшая группа
Задачи:
-Расширять представления о явлениях окружающего мира
-Рассмотреть четыре стихи в многообразии их проявлений и в связи с человеком. Углубить, расширить представления о роли стихий в жизни человека.
Публикация «Конспект занятия для детей старшей группы „Четыре стихии“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2018
-Активизировать речь, мышление, развивать умение анализировать, воспитывать любознательность и интерес к окружающему миру.
-Воспитывать бережное, осознанное, заботливое отношение к природе.
Материалы:
Проектор с презентацией- мультимедийный экран (слайды о стихиях, катаклизмах: шторм, ураган, вулкан извержение, землетрясение, роль в жизни человека, конверт с письмом.
Для опытов-наблюдений: чайник, стекло или зеркало, таз с землей, ветерок или игры на дыхание, фрукты и овощи, салфетки, воздушный шар
Ход ЗАНЯТИЯ
1. ВВОДНАЯ. Организационный момент:
Дети входят в зал, на груди эмблема одной из стихий-цветовой квадрат, присаживаются. Воспитатель показывает конверт и зачитывает письмо.
В:Ребята, мы пришли в лабораторию. Как вы думаете, что такое лаборатория?
Ответы детей…. Итог:- это специальное оборудованное помещение, где ученые проводят различные опыты.
В: Но здесь сегодня мы собрались не с проста, даже взрослые пришли. Сейчас вы все поймете. С утра к нам в сад пришло письмо (слайд 1)
Фея «Динь-динь» прислала письмо:
«Дорогие Ребята, обращаюсь к вам за помощью. Меня зовут Динь-динь- я фея из сказачной страны фей «Нетландии». Мои друзья, четыре стихии поссорились, решили выяснить кто из них важнее для человека и сильнее. Их срочно надо помирить и доказать, что они все очень важны, иначе может случиться беда и мир погибнет. Заранее благодарю. Ваша Динь.»
2. ОСНОВНАЯ
В: Ребята, о каких четырех стихиях идет речь?
Д: Вода, огонь, земля, воздух. (слайд 2)
В: Давайте посмотрим фотографии, которые были приложены к письму. На них мы увидим, как наши стихии пытаются решить спор. (слайды с разрушительной силой стихий)
В: Посмотрите какие ужасные вещи творятся из-за спора, надо им срочно помочь и помирить их.
В: Ребята, мы разобрались в том, чьих рук эти дела, но мы забыли о главном. О чем?
Д: Помирить, объяснить, что все они необходимы и важны.
В: А кому нужны?
Д: Людям, животным, растениям….
В:
В: А чтобы их помирить, мы покажем, что жизнь человека не возможна без какой- либо из них.
Игра «Четыре стихии»
Возраст: для детей 6-7 лет.
Цель игры: Развивать внимание, связанное с координацией слухового и двигательного анализаторов.
Играющие сидят по кругу. Ведущий договаривается с ними, что, если он скажет слово «земля», все должны опустить руки вниз, если слово «вода» – вытянуть руки вперед, слово «воздух» – поднять руки вверх, слово «огонь» – произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах. Кто ошибается, считается проигравшим.
Для чего нам нужна Вода?
ЗАГАДКА
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли –
Жить нельзя нам без…
Д: пьем, моемся, готовим….
В :Правильно. Вода – очень ценный продукт. Люди используют воду для приготовления пищи, питья, мытья рук, тела,, вещей, помещений, для стирки белья, для полива растений. Мытье городских улиц и машин тоже требует воды. Огромное колличество воды требуется фабрикам и заводам. Например, для создания 1 тонны бумаги, необходимо 250 тонн воды.
Стихия воды заявила, что она тоже важна и она есть везде: в человеке, в еде. Что человек без воды живет не более 3 суток. Ученые доказали, что человек состоит из воды. Так ли это?
Опыт1: Берут со стола зеркала и дышат на них. наблюдают, что на зеркале образовался пар или капельки воды.
Вывод:В человеке есть вода.
Опыт2: Перед детьми лежат фрукты и овощи и салфетки. Дети берут кусочек и прижимают к салфетке, салфетка намокает…. Или выжать сок сдавив.
Вывод:В пище есть вода.
А зачем нам нужен воздух?
ЗАГАДКА
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый и все же
Без него мы жить не можем.
Д: дышим,, накачивать шарик или шину, парашютистам…
В: В первую очередь нужен нам, чтоб дышать. Без воздуха человек может прожить около 12 минут, животные и растения тоже дышат. Так же он нам нужен для производства. Например, шины, шары, мячи, выдувание стеклянных изделий. Вспомним ветряную мельницу, для получения муки. Мы его можем слушать через музыкальные – духовые инструменты. И в быту он используется человеком: фен, пылесос…
Стихия воздуха утверждает, что она есть везде и в том числе в человеке. И без нее человек может прожить только около двух минут.
Опыт1: услышать воздух и потрогать с помощью шарика, надуть и сдувать прижатым….
Вывод: воздух можно потрогать, ощутить и услышать.
Опыт2: воздух есть в человеке, вдох и выдох….Определить силу с помощью ветерка или игрушки.
Вывод: воздух есть в человеке.
***Воздух в стакане. (стакан с салфеткой и аз с водой.
Так, а как человек использует огонь?
ЗАГАДКА
Может он шипеть и злиться,
И всегда воды боится.
Людям он дает тепло,От него всегда светло
Д:Готовит пищу (жарить, варить,кипятить чайник, шашлыки, греет жилище.
В: Огонь – одно из важнейших явлений за всю историю человечества. К стихии огонь можно отнести не только огонь, но и спичка, свечка, костер, лампа, фонарь, молния и конечно же солнце.
Он дает нам тепло, позволяет приготовить пищу (Любая поездка за город не обходиться без шашлыка, он освещает нам путь и жилище, так же он используется для получения посуды (обжиг, плавления – получения пластмассы. не одно производство не обходиться без огня….
Огонь сказал, что без него не произойдет круговорот воды в природе.
Опыт с чайником. Круговорот воды в природе. Нагреть чайник и предложить детям подержать зеркало над носиком, над паром. На зеркале образовались капли воды.
Вывод: солнце нагревает воду, вода испаряется и поднимается, наверху охлаждается и выпадает в виде осадков.
Опыт: тепло в человеке. Приложить руки к щекам и ощутить температуру, после растереть руки и снова приложить к щекам.
Вывод: В человеке, в теле есть тепло.
Физкультминутка
Руки все подняли выше
Чистым воздухом мы дышим.
Руки плавно опускаем,
Отдыхаем, отдыхаем.
(Руки вверх – глубокий вдох, руки опустили – выдох)
У костра мы все присели
Свои ручки мы погрели,
А костер все выше, выше:
«Ты, костер, гори потише!»
(Присели, руки вперед, потянулись вверх на носочках)
Лодки по воде плывут
Люди веслами гребут.
Лодки к берегу подплыли,
Руки мы в воде помыли.
(Имитируем движение, «гребем веслами»
Потянулись вперед, слегка наклоняясь вперед, изображаем мытье рук)
На земле могу скакать
Раз, два, три, четыре, пять.
Могу даже покружиться
Ей могу и поклониться.
(Прыжки на двух ногах
Повороты вокруг себя
Низкий поклон)
Ну осталась еще одна стихия – это земля…. Зачем она человеку?
Д: мы на ней живем, ходим,
ЗАГАДКА
Черная, сыпучая,
В полях насыпана кучами.
Можешь ты ее капать
И растения сажать.
В: В первую очередь земля является местом обитания человека (человечества). Земля – это фундамент-основа. Весь природный мир, вся растительность во круг нас произрастает из земли. (Фауна- мир растений…. Деревья, очищают воздух, фрукты и овощи мы получаем и употребляем в пищу, лекарственные растения…Древесина нам нужна для строительства, отопления и многое другое.
Рассмотрение почвы, нахождение в ней остатков растений.
Вывод (связь с человеком) : растительность необходима для пищи. Человек питается фруктами и овощами, животными- травоядными…. Выявить связь.
3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ
А теперь давайте попытаемся ответить на вопрос: Какая стихия самая важная для человека (Вывод из занятия)
Дети отвечают и обоснуют свой ответ.
Правильно! Каждая стихия необходима и важна. И человечество погибнет, если они не будут в гармонии.
Молодцы!
Теперь мы наш материал зарисуем и напишем письмо для Динь-динь,