Валентина Мельникова
Экологическая игра-викторина для детей старшего возраста «Три стихии: земля, вода и небо»
▼ Скачать + Заказать документы
ЗАДАЧИ:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ – расширять кругозор детей, обобщать знания детей об окружающем мире, в форме экологической викторины, опираясь на знания, полученные в разных видах деятельности.
РАЗВИВАЮЩИЕ – развивать память, быстроту реакции, сообразительность, логическое и ассоциативное мышление.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ – воспитывать познавательный интерес, чувство товарищества, уважение к партнерам и соперникам по игре, ответственность за общее дело коллектива. Воспитывать любовь к природе.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
Публикация «Экологическая игра-викторина для детей старшего возраста „Три стихии: земля, вода и небо“» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Вода. Викторины, интеллектуальные игры
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Сценарии развлечений
- Игры для детей
- Старшая группа
- Экологические викторины. Знатоки природы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Рассматривание картин, плакатов, иллюстраций природоведческого характера; дидактические, настольно-развивающие, подвижные и малоподвижные игры, пальчиковые игры; чтение художественной литературы; наблюдения на прогулках; разгадывание загадок, сочинение загадок; эксперименты с водой: «Вода нужна всем», «Животворное свойство воды», «Пар – это тоже вода», «Как выйти сухим из воды», «Спичка – пленница», «Двухцветный цветок» и другие; эксперименты с воздухом: «Воздух невидим», «Воздух имеет вес», «Ветер» и т. д. ; эксперименты с предметами живой и не живой природы: «Как маскируются животные», «В розовом ростке спрятан целый дуб» и многие другие, а так же опыты с песком, землей и глиной.
Беседа о викторине, о ее правилах, деление детей на две команды, придумывание названий команд.
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно –эстетическое развитие», «Физическое развитие».
ИНТЕГРАЦИЯ ДЕТСКИХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ФОРМ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ: загадки, чтение худ. литературы, решение проблемных ситуаций, работа с картинками, иллюстрациями, различные игры, эксперименты, рисование, закрашивание, оригами, работа с различными трафаретами и т. д.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
Настольно-печатные развивающие игры: «Чей домик», «Ребятам о зверятах», «Кто где живет», «Что? Откуда? Почему?»
Дидактические игры: «Кто родился из яйца», «Что сначала, что потом», «Дикие – домашние», «Запрещающие знаки в лесу».
Наглядно-дидактический материал: «Времена года», «Овощи», «Деревья», «Космос», «Земноводные и пресмыкающиеся», «Рыбы морские и пресноводные», «Птицы», «Комнатные цветы».
Учебники для малышей: «Животный мир России», «Родная природа», «Как появляется лягушка», «Как появляется бабочка», «Как появляется птица», «Жизнь океана».
Иллюстрации: грибов, животных, водоворот воды в природе.
Картотека опытов с водой, воздухом, землей, песком, глиной, растениями, солнцем, а так же все необходимое для их проведения.
ХОД ВИКТОРИНЫ:
Дети сидят полукругом, с одной стороны мальчики, с другой девочки, в центре два фланелеграфа с эмблемами команд.
Воспитатель:
- Сегодня у нас будет необычная игра-викторина, которая называется «ТРИ СТИХИИ: ЗЕМЛЯ, ВОДА И НЕБО», вы будете отвечать на вопросы, отгадывать загадки, играть и петь. И так, мы начинаем. Перед конкурсом у нас разминка, я бросаю одному из вас мяч и говорю: «земля», вы должны поймать мяч и бросить его мне, назвав при этом обитателя земли: животное, растение, предметы неживой природы, одним словом все, что может находиться на земле.
После игры воспитатель задает вопросы викторины поочередно то одной, то другой команде. За правильный ответ на фланелеграф с эмблемой команды помещается фишка- кузнечик с божьей коровкой.
НОМИНАЦИЯ «ЗЕМЛЯ»
1. Дышит, растет, а ходить не может. Что это? (дерево)
2. Какое лекарственное растение можно узнать с закрытыми глазами? (крапива)
3. Кто в лесу без топора строит избу, без угла? (муравьи, птицы).
4. Рыжие грибы со звериным названием. (лисички).
5. Самое большое животное на суше. (слон).
6. Самая большая ягода. (арбуз).
Воспитатель:
- Молодцы, дети, с первым конкурсом успешно справились, а теперь игровая пауза. Пальчиковая игра «Апельсин».
Продолжаем наше соревнование, следующая номинация «ВОДА», услышав слово «вода», какие слова связанные с водой вам приходят на ум, за правильный ответ команда получит фишку – капельку воды.
(заслушать по три – четыре ответа)
Вопросы:
1. Утром бусы засверкали, Всю траву собой заткали, А пошли искать их днем, Ищем, ищем не найдем. (роса)
2. А как сумерки настали Нам по радио сказали, Что и завтра он придет И польет наш огород. (дождь)
3. Когда вода бывает твердой?
4. Почему нельзя пить морскую воду?
5. Самое большое животное, живущие в океанской воде (кит).
6. На одной ноге стоит, В воду пристально глядит Тычет клювом наугад - Ищет в речке лягушат. (цапля)
7. Какое животное строит плотины на реке? (бобер)
8. К маме речке я бегу И молчать я не могу Я ее сын родной, А родился я весной (ручей)
Воспитатель:
- Какие вы молодцы. Ответили на большое количество вопросов и заслужили веселую игру «Ходят капельки по кругу».
Мы подошли к последнему конкурсу.
НОМИНАЦИЯ «НЕБО»
И снова нам поможет мяч. Я бросаю мяч и произношу слово «небо», вы бросаете обратно и называете слова связанные с небом и воздушным пространством.
Далее следуют вопросы, ответив на которые команды получают фишки – ежик на облаке.
1. Выше леса, выше гор Расстилается ковер Он всегда, всегда раскинут Над тобой и надо мной То он серый, то он синий То он ярко голубой. (небо)
2. В дверь, в окно стучать не будет, А взойдет и всех разбудит. (солнце)
3. Как называется большое темное облако? (туча)
4. Что бывает после дождя? (радуга)
5. Я всегда со светом дружен Если солнышко в окне, Я от зеркала, от лужи пробегаю по стене. (солнечный зайчик)
6. Над бабушкиной избушкой Весит хлеба краюшка, Собаки лают, достать не могут. (месяц)
7. Снится ночью пауку Чудо – юдо на суку Длинный клюв и два крыла прилетит – плохи дела А кого паук боится? Угадали? Это ….(все вмести) птица.
Воспитатель:
- Прежде чем подвести итоги и посчитать фишки еще одна игра «Хочу быть птичкой»
Я по улице гулял
(Дети сидят на стульчиках и выполняют поступательные движения указательным и средним пальцами обеих рук: «идут» по бедрам к коленям. )
Галок и ворон считал
(Скрестить перед собой кисти рук, ладонями к себе, соединив большие пальцы «голова» птицы и сделать плавные движения кистями «птица машет крыльями»)
Раз, два, три, четыре, пять
(Загибать поочередно пальцы рук, начиная с большого.)
Буду я считать опять
(Загибать пальцы, начиная с мизинца.)
Рот открыл, смотрю я в небо
(Встать, открыть рот, поднять голову вверх. )
Вправо – влево. Я там не был.
(Повороты головы.)
Птичкой захотел я стать, и руками стал махать.
(Взмахи руками. Через стороны вверх-вниз, часто, кисти напряжены. )
Крылья вверх, крылья вниз.
(Плавно высоко вверх и вниз взмахнуть руками).
Только слышен ветра свист
(Вращательные движения указательными пальцами обеих рук, поднятыми вверх.)
Я подпрыгнул, чтоб взлететь
(Руки поднять вверх, подпрыгнуть).
Но пришлось на землю сесть.
(Присесть.)
Подведение итогов, награждения
Воспитатель:
- Все о чем мы с вами сегодня говорили: называется Планета Земля, помните первый космонавт Ю. А. Гагарин, облетев нашу планету на космическом корабле сказал, что она – планета – очень красивая и мы должны ее беречь. Как поется в нашей песенке.
Звучит мелодия песни А. Шаинского «Пусть бегут неуклюже….» Дети поют:
Пусть всегда светит солнце,
Зеленеют поляны,
Пусть всегда будет чистой река,
Пусть цветы расцветают,
Распускаются листья,
А по небу плывут облака
Припев.
Этот мир был
Нам подарен
Миллионы лет назад
Сохранить природу нашу 2 раза
Просим всех ребят
2 куплет.
На красивой планете
Будет радостно детям
Любоваться на лес и поля.
Сбережем для себя мы,
Для друзей и для мамы
Дом, что мы называем Земля.
Припев.