Елена Однобурцева
Конспект занятия по речевому развитию с использованием мнемотехники в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Пересказ рассказа «Четыре желания» К. Д. Ушинского.
Цель: обучение связному, последовательному пересказу текста с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.
Задачи: формирование действий целеноправленного восприятия текста. Развитие навыков планирования пересказа текста с опорой на наглядность. Закрепление навыков грамматически правильного оформления высказываний. Актуализация словаря по теме «Времена года», закрепление навыка подбора синонимов, антонимов, родственных слов. Работа над интонационной выразительностью речи.
Публикация «Конспект занятия по речевому развитию с использованием мнемотехники в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2020
Оборудование: мнемодорожка по тексту, презентация, портрет К. Д. Ушинского, иллюстрации времён года, мяч, пластилин, схема – модель четырёх времён года.
Организационный момент: педагог, звенит колокольчиком,говоря при этом: «Колокольчик мой звени, всех ребят ко мне зови».
- Ребята, а вы любите слушать, когда Вам читают стихи, сказки, рассказы? (отв. детей) Я думаю, что у каждого из Вас есть любимые произведения и вам хотелось поделиться, рассказать своим друзьям, близким то, что когда-то услышали или увидели? (отв. дет) Всегда ли вас внимательно слушали? (отв.) Как вы думаете, почему не всегда хочется слушать то, что вам рассказывают? (отв.) Итак, нужно рассказывать интересно, эмоционально, правильно строить предложения и конечно, желательно произносить правильно все звуки в словах.
Ход занятия:
1. А сейчас поиграем: Я буду предлагать вам ситуацию, а вы мимикой изображать эмоции, которые, вы переживаете.
а. Лето, жарко, мама сообщает, что вы едете на речку купаться.
б. Вы отправились в лес за грибами. «Ура»! Вот он гриб! Срезаете его, а там червяки.
в. Высокая ледяная горка, вам нужно съехать с неё.
г. Собрались в парк на карусели, но пошёл дождь.
д. Мама испекла вам любимый пирог.
Молодцы, вы замечательно изображаете и передаёте эмоции радости, брезгливости, страха, огорчения, удовольствия.
2. А теперь потренируем свой язычок, чтобы могли чётко произносить звуки:
а. Дует холодный ветер: с-с-с-с-с-ссссссссссссс
б. Пищит комарик: з-з-з-з-з-зззззззззззззззз
в. Скрипит снег: ссс-ссс-ссс-ссс
г. Дует тёплый, летний ветерок: ш-ш-ш-ш-шшшшшшш
д. Пчела на лугу: ж-ж-ж-ж-жжжжжжжжж
Молодцы!
3. А теперь попробуем подобрать слова друг к другу, чтобы им было друг с другом хорошо – Д/и «Продолжи»:
Зимняя….шапка, погода, вьюга, шуба
Весеннее…солнце, тепло, настроение
Летний…. вечер, дождь, сад
Осенние…. листья, грибы, клумбы, облака
4. Предлагаю вам отгадать загадки:
- Дни стали короче,
Длинней стали ночи,
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (ОСЕНЬ - выставляется картинка)
- Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила
И на санках прокатила. (ЗИМА – выставляется картинка)
- Я раскрываю почки,
В зелёные листочки.
Дерево одеваю,
Посевы поливаю,
Движения полна,
Зовут меня….(ВЕСНА – выставляется картинка).
- Тёплый, длинный – длинный день,
В полдень – крохотная тень,
Зацветает в поле колос,
Подаёт кузнечик голос,
Дозревает земляника,
Что за время, подскажи-ка? (ЛЕТО – выставляется картинка)
Как можно назвать осень, зиму, весну и лето? (Времена года).
5. Чтение рассказа.
Педагог : Сегодня я, хочу познакомить вас, с рассказом К. Д. Ушинского «Четыре желания». На столах у вас мнемодорожки, внимательно слушайте текст и по окончании чтения выберете ту, которая соответствует прочтённому тексту.
5.1. Чтение о зиме и беседа по содержанию, развитие диалогической речи:
-О каком времени года говорится в этом отрывке? (В этом отрывке говорится о зиме)
- Как звали мальчика? (Мальчика звали Митя)
- Каким он прибежал домой? (Весёлым и румяным)
- Что делал Митя зимой? (Митя катался на санках и коньках)
- Какое желание высказал мальчик отцу? (Он хотел, чтобы всегда была зима)
- Куда записали его желание? (Желание записали в карманную книжку)
- А что такое карманная книжка? (Маленькая книжка с чистыми листами для записи)
Слушаем дальше.
5.2. Чтение о весне и беседа по содержанию:
- О каком времени года говорится? (В отрывке говорится о весне)
- Кто порхал над зелёным лугом? (Над зелёным лугом порхали бабочки)
- Какие были бабочки? (Бабочки были пёстрые)
- Что мальчик рвал на лугу? (Мальчик рвал цветы)
- Как мальчик говорил о весне? (Что за прелесть эта весна)
- Куда Митя записал своё желание? (Митя записал своё желание в карманную книжку)
5.3. Чтение текста о лете и беседа по содержанию.
- Какое время года настало? (Лето)
- Куда отправился Митя с отцом летом? (На
сенокос)
- Как мальчик веселился весь день? (Ловил рыбу,
собирал ягоды, кувыркался в душистом сене)
- Что сказал Митя отцу вечером? (Я сегодня
повеселился и хотел бы, чтобы лету конца не был)
- Куда записано желание мальчика? (Карманная книжка)
5.4. Чтение четвёртой части рассказа с использованием
мнемодорожки.
- Какое время года настало? (Осень)
- Что делали в саду люди? (Собирали румяные яблоки и
жёлтые груши)
- Какое настроение было у Мити? (Митя был в восторге)
- Что говорил мальчик отцу? (Осень лучше всех времён
года)
- Что сделал отец? (Показал сыну записную книжку, где было записано, что он те же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете)
6. А теперь поиграем – Д/и «Подбери слово»
Воспитатель бросает мяч ребёнку, предлагая закончить
предложение словом, подходящим по смыслу:
- Утро светлое, а днём ещё (светлее)
- Вечером темно, а ночью ещё (темнее)
- Осенью холодно, а зимой ещё (холоднее)
- Весной солнце светит ярко, а летом ещё (ярче)
- Весной птицы поют звонко, а летом ещё (звонче)
- Трава зелёная, а после дождя ещё (зеленее)
7. Дети садятся. Рассказ читается ещё раз, дети внимательно слушают и следят по таблице.
Пересказ текста детьми с опорой на таблицу. Одну часть пересказывает один ребёнок.
8. Практическая часть.
Педагог: сегодня мы с вами выполним картину «Времена года» способом пластилинографики.
Итог занятия.
С каким произведением мы сегодня познакомились? (Рассказ «Четыре желания»)
Кто написал рассказ? (К. Д. Ушинский)
Молодцы, у вас всё получилось, и наши таблицы – помощники нам очень помогли. В каждом времени года есть что-то своё, неповторимое, запоминающиеся.