Ирина Бердюгина
Конспект занятия по развитию связной речи «Как помочь птицам зимой?» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать
Составление рассказа по ССК «Как помочь птицам зимой?»
Цель: учить детей составлять рассказ по серии сюжетных картин.
Задачи:
1. Закрепить представление о зимующих птицах. Учить детей узнавать птиц на картине, иметь представление о том, чем питаются знакомые детям птицы, как помочь птицам перенести суровую русскую зиму.
Публикация «Конспект занятия по развитию связной речи „Как помочь птицам зимой?“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
2. Помочь детям осмыслить содержание картины и передать его в своих рассказах, развивать связную речь, учить детей составлять предложения по серии сюжетных картин; формировать словарь по теме; развивать фонематический слух; активизировать использование в речи прилагательных и закреплять навык согласования прилагательных с существительными.
3. Воспитывать заботливое отношение к птицам в зимний период и вызвать желание помогать им.
Оборудование: серия сюжетных картин «Как помочь птицам зимой?», картинки с изображением зимующих птиц.
Ход занятия
1. Организационный момент.
- Ребята, какое сейчас время года? А как вы поняли, что сейчас зима?
- У меня в руках снежинка. Мы будем передавать ее, и говорить какая зима?
- Ребята, сегодня у нас в гостях птицы, которые не улетели от нас, а остались зимовать с нами. Посмотрите на картинки и назовите птиц.
- А подскажите мне, почему их так называют? Почему необходимо помогать птицам зимой?
Лексическая игра «Что делает птичка?» (на подбор действий)
Педагог предлагает детям, передавая мяч друг другу, назвать отдельные действия (словосочетания, которые могут выполнять птицы).
Птица (-ы, (что делает (-ют) – летает (- ют, клюёт (-ют) (зёрнышки, крошки, прилетает (-ют) (на кормушку, прыгает (- ют, поёт (-ют) (песенки, чирикает (- ют, чистит (-ят) (пёрышки, ловит (- вят) (вредных жуков,червячков).
При затруднениях детей педагог использует вопросы-подсказки типа: «Что делают птицы с зёрнышками?», «С жуками?».
Лексическая игра с мячом «Подбери признак»
Выполняется аналогично, но, передавая мяч, дети подбирают слова-признаки. Птицы (какие) – пернатые, весёлые, шустрые, пёстрые, маленькие, бойкие, пушистые, забавные и т. д.
2. Основная часть занятия. Беседа по содержанию картинок.
- Ребята, а сейчас я предлагаю вам рассмотреть сюжетные картинки, и понять, что же случилось с нашими героями.
На доску по очереди выставляются сюжетные картинки. Педагог предлагает детям внимательно рассмотреть каждую картинку и ответить на вопросы…
- Картинка № 1: Какое время года изображено на этой картинке? Почему Вы так думаете? Кто изображён на картинке? В какую одежду одеты ребята? Кого нашли ребята на снегу? Как Вы думаете, что случилось с птичкой?
- Картинка № 2: Что делают дети на этой картинке? Что у мальчика в руках? Куда ребята положили воробышка? Почему дети идут быстрым шагом? Куда они идут? О чём могут разговаривать дети? Как Вы думаете?
- Картинка № 3: Кого Вы видите на этой картинке? Где находятся ребята и птичка? А как выглядит воробей? Что он делает? А что делают дети? Почему воробышек отогрелся?
- Картинка № 4: Кого Вы видите на этой картинке? Что ребята повесели на берёзу в парке? Зачем? Что Маша насыпает в кормушку? Где сидит воробышек? Какое настроение у детей?
Гимнастика для глаз (Птичка на верёвочке)
Птичка полетела вверх (дети поднимают глаза вверх)
Птичка улетела вправо (смотрят вправо)
Птичка улетела влево (смотрят влево)
И спряталась на полу (смотрят на пол)
Игра «Продолжи предложение»
- Придумайте подходящий конец к каждому предложению.
Ребята насыпали в блюдце…
Мальчик сделал кормушку и …
Ребята посадили воробышка…
В комнате воробышек…
Когда прошли сильные морозы, ребята решили…
Девочка аккуратно взяла…
Ребята несли…
Дети заметили на снегу…
Девочка насыпала в кормушку…
- Ребята, у каждого рассказа существует название, а вот у нашего к сожалению, его нет, но мы сейчас это быстро исправим… Предлагается послушать предложенные варианты, и определить, подходит это название для нашего рассказа, или нет.
Осенью в парке.
Дети и воробышек.
Как помочь птицам зимой?
Как Маша и Витя нашли кота.
Птичка.
Как щенок спал.
Спасение пернатого.
Игра «Исправь ошибку» (Преобразование предложенных педагогом фраз)
- Педагог говорит детям о том, что воробей поиграл с предложениями и перепутал в них все слова. Педагог предлагает детям исправить ошибку:
Летом дети гуляли в парке.
Птичка увидела ребят на снегу.
Воробышек взял девочку в ладошки.
Воробышек забрал ребят домой.
Семечки согрелись и клевали воробышка.
Мальчик сделал птиц для кормушки.
Дети повесили дерево на кормушку.
Воробышек выпустил детей на волю.
Птицы приносили корм и кормили ребят.
Физкультминутка
Обучение детей составлению повествовательного плана
Игра «Я начну, а ты продолжи»
Упражнение выполняется по подсказке педагога – одному данному слову.
- Картинка № 1 : Наступила…Однажды…дети…Воробышек
- Картинка № 2 : Девочка …Мальчик. Ребята…Воробышек…
- Картинка № 3 : Дети…Воробышек…Он…Ребята…
- Картинка № 4 : Дети…Мальчик…Девочка…Ребята…
В процессе составления предложений проводится обсуждение и выбор наиболее удачных вариантов.
Объединение отработанных предложений в связные фрагменты рассказа в соответствии с повествовательным планом и четырьмя картинками серии.
Рассказывание детьми по цепочке (принимают участие все дети).
Педагог даё т детям установку на внимание: необходимо следить за рассказом товарища и быть готовым продолжить!
3. Заключительная часть
- Чем занимались на занятии? Что делали? Чему научились? Какие новые слова запомнили? Как отнеслись дети к воробышку в рассказе? Как должны люди относиться к птицам?
Ну что, Вы большие молодцы! Все старались, и не зря! Ребятам очень понравился Ваш рассказ, и они вам передали вот такой сюрприз, но с одним условием, нужно из него смастерить кормушку для птиц!