Ирина Ошуркова
Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Русская народная сказка «По щучьему велению»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное бюджетное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад №6»
Подготовила:воспитатель высшей категории Ошуркова И. Б
Тема: «Русская народная сказка «По щучьему велению»
Цель:
- побуждать воспитанников понимать сюжет сказки, выделять главных героев, определять их поступки.
Задачи:
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в средней группе „Русская народная сказка „По щучьему велению“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Средняя группа
- «По щучьему веленью», все материалы по сказке
- Темочки
Образовательные: продолжать учить воспитанников давать оценку поступкам персонажей сказок; учить узнавать сказки, через использование загадок и иллюстраций; упражнять подбирать прилагательные, обозначающие черты характера сказочных героев.
Воспитательные: воспитывать интерес к русскому народному творчеству, создание благоприятной эмоциональной среды и психологического климата в детском коллективе;
Развивающие : развивать речь,умение обобщать, делать выводы, память, желание поделиться впечатлением от прочитанного, умение вести диалог.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций к сказке, инсценировка отрывка из сказки.
Оборудование: Книга сказок с цветными иллюстрациями, фонограмма: Ж. Массне «Элегия», кукольный театр "По щучьему велению", картинки с изображением героев.
Ход занятия.
1. Приветствие. Здравствуйте, дети! Говоря по обычаю «здравствуйте», мы желаем друг другу добра, благополучия, здоровья. «Здравствуйте» означает «будьте здоровы, живите долго!»
Дети! Давайте встанем в круг.
Дети встают в круг. (Круг-это возможность всем посмотреть друг на друга, взяться за руки и почувствовать себя своим среди ровесников).
Мы рады видеть все друг друга,
Все, как один, мы друг за друга,
И будем мы всегда дружить,
И дружбой нашей дорожить.
Мы рады, мы рады, мы рады Анрюше, Диме, Вике, Ксюше и т. д.
Дети, вы любите сказки?
Дети: Любим.
Воспитатель: Кто придумал русские народные сказки?
Дети: Русский народ.
Воспитатель: Какие русские народные сказки знаете вы?
Дети: «Колобок», «Репка». «Снегурочка».
Воспитатель: Хотите ли вы отправиться со мной в путешествие по русским народным сказкам?
Дети: Хотим.
Воспитатель: Отправимся мы в путешествие на «ковре-самолете».
2. Начинаем путешествие! Отправляемся на планету Сказок! Чтобы «ковер-самолет» взлетел необходимо назвать сказки, которые спрятались в этой книге.
Дети называют сказки
Молодцы! Наш «ковер-самолет» взлетает.
Звучит Ж. Массне «Элегия»
Сели удобно, расслабились, закрыли глаза.
Ты, ковер, лети, лети,
Нас по небу прокати.
Выше, выше поднимайся.
Тише, тише не качайся.
Ниже, ниже опускайся
Дети садятся на стульчики.
- В мире много сказок
Грустных и смешных
Не прожить на свете
Без любимых книг.
- Давным-давно люди не умели ни читать, ни писать. Но до нас дошли старинные русские народные сказки, потешки, считалки, пословицы и поговорки. Как это произошло? Как вы думаете? (Размышления, ответы детей). - В старину люди рассказывали друг другу, отец сыну, а сын своему сыну. Передавали из уста в уста. (Лексическая работа над словом уста). Каждый хотел что-то добавить в сказке, приукрасить. И теперь мы называем этот вид творчества - устное народное. До нас дошло много сказок. И сегодня мы познакомимся с одной из них. К нам в гости пришёл Емеля (кукла). Он хочет с вами поиграть. Отгадайте загадку: У двух матерей по 5 сыновей, одно имя у всех. Братья годами равные, а ростом разные. (Пальцы).
3. Пальчиковая гимнастика "Рыбки".
(Ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняем волнообразные движения в воздухе.)
Пять маленьких рыбок играли в реке,
(Руки прижаты друг к другу. Переворачиваем их с боку на бок.)
Лежало большое бревно на песке,
(Ладони сомкнуты и чуть округлены. Выполняем ими "ныряющее" движение.)
И рыбка сказала : "Нырять здесь легко!"
(Качаем сомкнутыми ладонями (отрицательный жест).)
Вторая сказала : "Ведь здесь глубоко. "
(Ладони поворачиваются на тыльную сторону одной из рук – рыбка спит.)
А третья сказала : "Мне хочется спать!"
(Быстро качаем ладонями – дрожь.)
Четвёртая стала чуть-чуть замерзать.
(Запястья соединены. Ладони раскрываются и соединяются – рот.)
А пятая крикнула: "Здесь крокодил!
(Быстрые волнообразные движения сомкнутыми ладонями – уплывают.)
Плывите отсюда, чтоб не проглотил!"
Молодцы, Емеле очень нравится!
Разучиваем закличку:
Раз, два, три, четыре, пять-
Можно сказку начинать.
В такт каждому слову хлопаем в ладоши. Эти волшебные слова всегда будут помогать нам попасть в сказку.
4. Рассказывание сказки "По щучьему велению. "
5. Обсуждение сказки с детьми.
- Скажите свое мнение о прослушанной сказке?
- В какое время года происходит действие в сказке (Зимой).
- Какой показалась сказка в целом : веселой, грустной, таинственной. Кто из действующих персонажей больше всего запомнился и почему?
- Кто является главным действующим лицом в сказке?
- Какие действия происходят в сказке?
- Какие волшебные слова помогали Емеле?
- Какое «транспортное средство» использовал Емеля?
- Какие из кукол подойдут для постановки?
6. Кукольный театр. Инсценировка отрывка из сказки. (Заготовка с маленькой группой детей).
Емеля
Как по щучьему веленью,
Да по моему хотенью,
Делай, как я говорю:
Поезжай-ка, печь, к царю!
Дом шатается, из него выезжает Емеля на печи и едет через лес к дворцу.
Емеля (поет)
Не возьмешь меня, мороз
Печь моя как паровоз!
Даже в небе облака
Не догонят дурака!
Из дворца выходят царь. Печка останавливается перед дворцом.
Царь (грозно)
Что ж ты натворил, злодей?
Ты зачем давил людей,
Царские леса рубил
И боярина побил?
Емеля
Я ни в чем не виноват.
Все! Поехали назад!
В окне дворца появляется Марья-Царевна. Емеля смотрит на нее.
Емеля
А царевна-то пригожа.
Жаль, на батюшку похожа.
Как по щучьему веленью,
Да по моему хотенью
Пусть она средь бела дня
Страшно влюбится в меня!
Возвращайся, печь, домой!
Печь медленно едет к избе. Марья-Царевна выбегает из дворца и бежит следом.
7. Итог.
Наше путешествие подошло к концу. Проходите и рассаживайтесь на ковер-самолет, мы возвращаемся в детский сад.
Звучит Ж. Массне «Элегия»
Ты, ковер, лети, лети,
Нас по небу прокати.
Ниже, ниже опускайся.
Тише, тише не качайся.
Вот он, вот он детский сад
Принимай своих ребят
Мы вернулись.
Дети, с какими сказками мы сегодня встретились?
Дети: С русскими народными сказками.
Воспитатель: Что вам понравилось в нашем путешествии?
Ответы детей
Воспитатель: Дети, сказка учит быть добрыми, смелыми, внимательными друг к другу. Мне было очень приятно с вами путешествовать. На память о нашей встрече я дарю вам книги сказок. Стоит вам их открыть и вы вновь окажитесь в Стране Чудес и Волшебства.
Используемые материалы:
1. "Воспитание будущего читателя" Е. Кузьменкова;
2. "Уточнение представления детей об авторских и народных сказках" Н. Грабовец.
3. Сказка «По щучьему веленью»