Ольга Гуляк
Конспект по развитию речи у детей старшей группы «Красавица Осень»
Цель: способствовать систематизации и обобщению знаний и умений детей.
Задачи:
-учить образовывать прилагательные и существительные в родительном падеже, отрабатывать навыки использования местоимений и предлогов в предложении, развивать память, продолжать учить детей составлять описательный рассказ об осени по схеме;
-формировать знания о признаках осени, с помощью дидактических игр «С какого дерева листочек», «Назови ласково осеннее явление природы»;
Публикация «Конспект по развитию речи у детей старшей группы „Красавица Осень“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Занятия по развитию речи
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- развивать память, связную речь, внимание, речевое дыхание, умение слушать, отвечать на вопросы полным предложением, сосредоточенность.
- воспитывать бережное отношение к природе, интерес к занятию, усидчивость, товарищеские взаимоотношения.
- формировать умение составлять по образцу простые и сложные предложения;
- поощрять попытки высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища.
- развивать монологическую форму речи.
- формировать умение связно, последовательно составлять описательный рассказ по схеме.
Предварительная работа: наблюдение на территории детского сада за деревьями, повторить названия деревьев; чтение рассказа И. Соколов-Микитов «Осень», беседа по рассказу; слушание звуков окружающей среды на территории ДОУ; рассматривание иллюстрации «Хвойный лес» и беседа по иллюстрации.
Оборудование: осенний букет, репродукции картин «Поздняя осень» и «Ранняя осень»; корзина с орехами, листья деревьев различной окраски.
Словарь: деревце, каштановый, кленовый, липовый, дубовый, березовый, рябиновый, тополиный, хвойный.
Ход занятия:
I. Организационный момент:
рассказ осеннего листочка.
Воспитатель: дети посмотрите, что я вам принесла. По дороге в детский сад, я собрала вот такие красивые листочки. И один из них рассказал мне свою историю. Послушайте ее.
- Я маленький листочек, позолоченный осенью. Меня весело качает ветерок и будто зовет с собой. И вот я отрываюсь от веточки, взлетаю высоко, высоко, как хорошо кружиться над землей. А когда устаю, спускаюсь на землю отдохнуть.
Воспитатель: дети, в какое время года приглашает нас этот листочек?
Дети: время года - осень.
II. Основная часть:
Воспитатель: я предлагаю вам с листочком поиграть и какая осень ему рассказать.
Мяч осенний и волшебный,
Будет в руки к вам скакать
И вопросы задавать.
Игра с мячом «Назови признаки осени».
Воспитатель побуждает детей к домысливанию и добавлению слова в конце стихотворной строки.
В лужах пузыри крутя,
Скачут капельки….(дождя).
Пусто на полях и чисто.
На ветру кружатся …. (листья).
Утром подниматься лень,
Стал уже короче ….(день).
Засыхает всё подряд,
Птицы стаями….(летят).
- Чем хороша осень? (Происходит смена времён года).
- Какие краски нам дарит осень? (Золотые, жёлтые, красные, оранжевые).
- Какое небо осенью? (пасмурное, хмурое).
- Как осенью меняется природа? (Меняет цвет листва, листья опадают, часто идут дожди, птицы улетают на юг).
- Какая погода осенью? (Пасмурная, дождливая, холодная, осенняя).
- Если идёт дождь, какая погода? (Дождливая).
- Если дует сильный ветер, какая погода? (Ветреная).
- Если холодно и сыро, какая погода? (Холодная и сырая).
- Если на небе нет облаков, и светит солнце, какая погода (Тёплая и солнечная).
Воспитатель: Посмотрите, ребята, в какие краски расписала осень листочки? Ответы детей.
Воспитатель: Эти листочки не только разноцветные, но и необычные, каждый из них предлагает интересные игры - задания.
Задание 1: игра «Назови ласково осенние явления природы». Воспитатель задаёт вопросы, а дети отвечают. Тот, кто ответит, садится на свое место.
Солнце осенью - осеннее солнышко.
Ветер осенью - осенний ветерок.
Дождь осенью - осенний дождик.
Листик осенью - осенний листочек.
Дерево осенью – осеннее деревце.
Задание 2: игра «Покажи и назови листок с дерева, которое я назову».
С каштана – каштановый лист.
С клена – кленовый лист.
С липы – липовый лист.
С дуба – дубовый лист.
С березы – березовый лист.
С рябины – рябиновый лист.
С тополя – тополиный лист.
Упражнение для развития речевого дыхания.
Воспитатель: а сейчас возьмите листочки и давайте покажем, какой сильный ветер бывает осенью. Глубоко вдохнули воздух через нос, подули на листочек и сказали «Ветер, ветер, ветерок».
Физкультминутка:
Меж еловых мягких лап поочередно то поднимают,
Дождик тихо кап, кап, кап! то опускают руки перед собой ладонями вверх
Где сучок давно засох, медленно приседают с опущенными,
Вырос серый мох, мох, мох! прижатыми к корпусу руками, кисти рук слегка отведены в стороны, ладонями «смотрят» вниз
Где листок к листку прилип, медленно поднимаются,
Появился гриб, гриб, гриб! держась руками за голову, как за шляпку
Кто нашел его, друзья? стоят прямо, пожимая плечами
Это я, это я, это я! прижимают руки к груди,
утвердительно кивая головой
В небе жаворонок пел. выполняют маховые движения руками, вращают кистями поднятых рук
Порезвился в вышине, слегка помахивая руками,
Спрятал песенку в траве. опускают их через стороны вниз
Тот, кто песенку найдет, приседают, руками обхватывают колени
Будет весел целый год. стоя весело хлопают в ладоши.
Задание 3: Составление описательного рассказа по опорной схеме.
Следующее задание от волшебного листочка «Составь рассказ о поздней и ранней осени».
- Какое время года изображено на обеих картинах?
- Скажите, чем отличается первая картина от второй?
- Какого цвета небо на первой картине, на второй?
- На какой из картин художник написал солнце? Почему?
- Какие растения изображены на них?
- Какая погода на первой и на второй картинах?
- Какая картина больше нравится?
Составление рассказа по картине по плану.
План
1. Какое время года изображено на картине?
2. Какими красками написаны листья на картине?
3. Что происходит с птицами и зверями осенью?
4. За что мы любим осень?
(Наступила золотая осень. Листья на деревьях пожелтели. Они кружатся и тихо падают на землю. Всё реже слышится пение птиц. Они готовятся к отлёту на юг. Я люблю осень за её красоту).
Задание 4: игра «Весёлые стихи».
(Педагог предупреждает детей о несоответствиях, которые могут встретиться в стихотворении).
Под осень лист берёзовый
Абсолютно розовый. (Не розовый, а жёлтый).
У сосны иголки короче,
Короче, чем у ёлки. (Не короче, а длиннее).
Осенью в стужу
Гуляем мы по лужам. (Не гуляем, а сидим дома).
Чтоб было осенью тепло,
Наденем на себя пальто. (Правильно).
III. Заключительная часть.
IV. Сюрпризный момент
- Отгадайте загадку.
Он совсем не хрупкий,
А спрятался в скорлупке,
Заглянешь в середину –
Увидишь сердцевину,
Из плодов он твёрже всех,
Называется. орех
- Правильно, это орех. В этом году их уродилось очень много! В народе говорят: «Как буйно зародятся орехи - будет холодная зима».
V. Подведение итогов.
• О каком времени года мы с вами беседовали?
• Что можете рассказать о погоде осенью?
• А о природе?
Воспитатель раздаёт детям орехи.