Ульяна Захарова
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «К нам осень пришла золотая»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "К нам осень пришла золотая"
Воспитатель Захарова У. В. МДОУ детский сад "Золотые зернышки" с. Детчино Калужская обл.
Цель: Закрепление знаний детей об основных признаках осени.
Задачи:
- Систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях.
- Расширять и активизировать словарный запас по лексической теме «Осень».
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей группе „К нам осень пришла золотая“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Занятия по развитию речи
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Учить детей подбирать признаки к слову «осень» и согласовывать имена существительные с именами прилагательными;
- Упражнять в составлении рассказов;
- Развивать речь, внимание, память, мышление, мелкую моторику рук.
Тип занятия: комплексное.
Форма занятия: непосредственно-образовательная деятельность.
Продолжительность: 25 минут.
Участники: дети старшей группы.
Возраст обучающихся: 5-6 лет.
Оборудование и материалы: иллюстрации с изображением осени, карточки для игры «Подбери признак», мяч, сухие березовые и кленовые листья, ватман, клей, кисточки, салфетки.
Предварительная работа: чтение художественной литературы об осени; игра «Подбери предмет по признаку»; наблюдения за деревьями и живой природой на прогулке; рассматривание картин и иллюстраций с изображением осени.
Методы и приемы работы с детьми:
Наглядные: рассматривание иллюстраций, показ;
Словесные: образец педагога, вопросы, речевые упражнения;
Практические: дидактические игры и упражнения.
Словарная работа: желтеют, роняют, листопад, кружатся, засыхают, ранняя, золотая, поздняя, небо хмурое, пасмурное.
Ход занятия
Организационный момент :
Воспитатель загадывает детям загадку:
Листья с веток облетают,
Птицы к югу улетают.
«Что за время года?» — спросим.
Нам ответят: «Это.» (осень)
Ребята, какие осенние месяцы вы знаете? Назовите их.
- Как может называть осень в сентябре? (ранняя, золотая).
- Как можно назвать осень в октябре? (дождливая).
- Как можно назвать осень в ноябре? (поздняя). Садятся на ковер.
Основная часть
Чтение рассказа «Осень».
Осень приходит после лета. Постепенно дни становятся все пасмурнее, солнце все реже и реже светит. Небо покрывается серыми тучами. Часто идут дожди – долгие, моросящие. Листья на деревьях желтеют и опадают. Холодный ветер срывает листья с веток деревьев, и они падают на землю, укрывая её золотым ковром. Трава вянет. На улице сырость и слякоть. Птицы уже не поют. Они прячутся от дождя, собираются в стаи и улетают далеко в теплые края. На улицу не выйдешь без зонта, промокнешь. Да и холодно без куртки и сапог.
Воспитатель: Ребята, а после какого времени года наступает осень?
(после лета).
Что происходит с солнцем? (светит все реже и реже)
- А какое небо осенью? (Хмурое, пасмурное, дождливое, облачное, серое, темное).
- Что происходит осенью с деревьями? (Листья: желтеют и опадают)
- Как называется явление в природе, когда с деревьев опадают листья? (Листопад).
- Листья осенью, что делают? (Желтеют, краснеют, засыхают, падают, кружатся, летят, осыпаются)
- С травой осенью, что происходит? (Засыхает, желтеет, увядает)
- Что птицы делают осенью? (Улетают в теплые края)
- Почему? Как называют этих птиц? (Перелетные)
- Что делают осенью насекомые? (Прячутся в старые пни, забираются под кору деревьев).
- Что делают животные осенью? (Готовятся к зиме. Одни укладываются спать на всю зиму – медведь, еж, барсук. Другие меняют шкурку – заяц, белка, лиса. Третьи делают запасы на зиму – белка, еж.)
- Какая погода осенью? (Холодная, дождливая, ветреная, иногда падает снег.)
- Как люди одеваются осенью? (Одевают куртки, шапки,резиновые сапоги)
Молодцы, ребята! А теперь давайте с вами немного разомнемся:
Физкультминутка:
Листья падают, летят, настоящий листопад (плавно машут руками вверх и вниз)
Листья падают, кружатся, листья на траву ложатся (кружатся вокруг себя и приседают)
Ветер с листьями играет, поднимает, опускает (машут руками вверх, вниз)
Тучка прилетает листья поливает (трясут кистями рук)
Но мы не будем унывать, все -равно пойдем гулять! (Ходьба на месте)
Предлагаю вам поиграть в игру.
Дидактическая игра «Подбери признак»:
Дети подходят к круглому столу и по очереди подбирают признаки к слову «осень», используя карточки с изображением осенних явлений (озвучивают их).
Осень (какая) - … (Холодная, дождливая, золотая, разноцветная, урожайная, теплая, пасмурная, ясная и т. д.)
Молодцы! А теперь, прежде чем приступить к следующей игре нам надо размять пальчики:
Пальчиковая гимнастика:
Раз, два, три, четыре, пять, (удары по столу пальчиками, начиная с мизинцев)
Вышел дождик погулять (беспорядочные удары по столу пальчиками обеих рук)
Шел неспешно по привычке («шагают» средним и указательным пальчиками обеих рук)
А куда ему спешить?
Вдруг читает на табличке: (ритмично ударяют то ладонями, то кулачками по столу)
«По газону не ходить!»
Дождь вздохнул тихонько: (часто и ритмично бьют в ладоши)
- Ох! (один хлопок)
И ушел. Газон засох. (ритмичные хлопки по столу).
Проводится дидактическая игра «Подбери слова»:
Дети встают в круг, а воспитатель им по очереди кидает мяч.
Мяч осенний и волшебный будет в руки к вам скакать и вопросы задавать. Кому я брошу мяч, тот должен ответить на мой вопрос полным предложением.
– Листья осенью (что делают) – Листья осенью желтеют и опадают.
– Дождь осенью (что делает) – Дождь осенью идет.
– Урожай осенью (что делают) – Урожай осенью убирают.
– Птицы осенью (что делают) — Птицы осенью улетают.
– Деревья осенью (что делают) — Деревья осенью сбрасывают листья.
– Звери осенью (что делают) — Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки.
Ребята, скажите, почему осень называют золотой? (ответы детей). Я вам предлагаю сделать аппликацию из осенних листьев и украсить ей нашу группу.
Дети выполняют аппликацию из сухих листьев. Звучит музыка П,И. Чайковского «Времена года. Осень».
Итог:
Молодцы, ребята! Вы все очень постарались и посмотрите какая красивая аппликация получилась.
О каком времени года мы говорили на занятии? (осень)
Назовите осенние месяцы (сентябрь, октябрь, ноябрь)
Что бывает только осенью? (Сбор урожая, отлет птиц, листопад.)
Молодцы, всем спасибо!
Литература
1. Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. 0т рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ - М. : Мозаика-Синтез, 2010.
2. Гербова В. В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. Планы занятий. - 2е изд., испр. и доп. - М. : Мозаика - Синтез, 2006
3. Кокуева Л. В. Воспитание дошкольников через приобщение к природе: Методическое пособие – М. : АРКТИ,2005 (развитие и воспитание)
4. Новоселова С. Л. Дидактические игры и занятия с детьми дошкольного возраста, пособие для воспитателей детского сада Москва: "Просвещение", 1984.