Ольга Крохина
Конспект интегрированного занятия по развитию речи в старшей группе «Такая разная осень»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область: «Познавательное развитие», «Речевое развитие»
Цель: Расширять представления детей о характерных признаках осени;
Задачи:
Образовательные:
- обобщить знания детей об изменениях, которые происходят в живой и неживой природе осенью;
- уточнить глагольный словарь в настоящем и прошедшем времени;
Развивающие :
- активизировать словарный запас, обогащать его именами прилагательными: щедрая, урожайная, ранняя, золотая, поздняя;
Публикация «Конспект интегрированного занятия по развитию речи в старшей группе „Такая разная осень“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Занятия по развитию речи
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- развивать связную речь, умение четко передавать свои мысли;
Воспитательные:
- воспитывать умение замечать изменения в серии картинок об осени;
- воспитывать эмоционально-эстетический отклик на выразительность
художественного образа, передаваемого в музыке, художественном слове.
Оборудование: Иллюстрации с изображением ранней, золотой и поздней осени; аудиозапись - музыка осени со звуками дождя.
Предварительная работа:
• Наблюдения за живой и неживой природой.
• Рассматривание картин и репродукций об осени.
• Чтение художественной литературы.
• Заучивание стихов, отгадывание загадок
Организационный момент.
Дети входят, встают полукругом.
Приветствие «здравствуй»
Здравствуй правая рука,
Здравствуй левая рука
Здравствуй друг, здравствуй друг
Здравствуй весь наш дружный круг!
Воспитатель под мелодию П. Чайковского «Октябрь. Осенняя песня» читает стихи:
Начались дожди.
До чего ж уныло
Выглядят сады.
Потянулись птицы
В тёплые края.
Слышится прощальный
Клёкот журавля.
Солнышко не балует
Нас своим теплом.
Северным, морозным
Дует холодком.
Очень уж печально,
Грустно на душе
От того, что лето
Не вернуть уже.
(Е. Арсенина)
Ребята, про какое время года это стихотворение? (Ответы детей.) Верно. Представляет гостью – лесную птицу сову.
Однажды Глаша прилетела на знакомую ей полянку, а там…
(Воспитатель ставит на доску иллюстрации с изображением ранней осени.)
Расскажите, что же увидела Глаша? (Ответы детей.) Верно, а какая это осень? (Ранняя.) Почему вы так думаете? (Ответы детей.)
Через какое-то время она снова полетела посмотреть, что там интересного и увидела.
Воспитатель ставит на доску иллюстрации с изображением золотой осени.
Скажите, ребята, какую же осень увидела наша сова. (Золотую.) А почему она так называется, какие изменения произошли в природе, с деревьями? На что похожи листики? (Ответы детей.)
А недавно Глаша полетела в берёзовую рощу и ахнула.
Воспитатель ставит на доску иллюстрации с изображением поздней осени.
Воспитатель: Что же на этот раз увидела Глаша? (Позднюю осень.) Давайте расскажем о поздней осени. Что произошло с деревьями? Куда улетели перелётные птицы? Часто ли идут дожди поздней осенью? (Ответы детей.)
Как же одеваются люди в такую погоду?
- Холодно не только людям, но и животным. Где живут дикие животные? (Ответы детей.)
У меня есть волшебная книга. Давайте мы её откроем, посмотрим, кто в ней живёт и как готовится к зиме. (Дети рассказывают о медведе, лисе, волке, зайце, белке, птицах, еже).
Воспитатель. А сейчас отгадайте загадку.
Отхлестал по щекам,
Настегал по рукам,
Шапку с головы сорвал
И удрал. Что это?
(Ветер)
Что умеет делать ветер? (Дуть, выть, завывать, гудеть, бушевать.) А если это было вчера на площадке, то что делал ветер? (Дул, гудел, листья срывал).
Физминутка: «Листочки»
Осенние листочки закружились,
Веселый ветер зашумел над ними,
Весело они летели,
И на землю сели.
Вот ветер снова тихо набежал,
Все листочки в воздух он поднял.
Весело они летели,
И на землю сели.
Воспитатель. Как называется это явление, когда летят листья с деревьев? (листопад)
Упражнение «Какой у тебя лист?»
Лист дуба – дубовый
Лист березы – березовый
Лист рябины – рябиновый
Лист осины – осиновый
Лист клена – кленовый
Шишка сосны – сосновая
Шишка ели – еловая.
– Ребята, а что делают в лесу с опавшими листьями. Их собирают? (нет) А куда они деваются? (Перегнивают.) А это не вредно для леса? (нет, наоборот, листья укрывают корни деревьев и защищают их от мороза, а когда они гниют, то образуются вещества, которые удобряют, питают землю)
А сейчас мы с вами немного поиграем. Игра «Хлопай, топай»
Я буду называть признаки осени, если вы согласны со мной, то хлопаете в ладоши, если нет – топаете ногами.
Солнце светит очень жарко.
Тучки солнце закрывают.
Колючий ветер прилетает.
Ну а птицы гнезда вьют.
Все букашки выползают.
Туманы осенью плывут.
Урожай все собирают.
Можно детям загорать.
Дни становятся короче.
Птичьи стаи улетают.
В лесу подснежник расцветает
Часто-часто льют дожди.
Желтеют листья, опадают.
Природа словно засыпает…
Воспитатель: Итак, назовите мне все три периода осени (ранняя, золотая, поздняя).
Вспомните пословицы про осень.
Воспитатель: знакомит с новыми пословицами про позднюю осень, объясняет смысл.
В ноябре с утра может дождь дождить, а к вечеру сугробами снег лежать.
Поздней осенью одна ягода, да и то горькая рябина.
Воспитатель: Очень интересно вы рассказываете. В заключении нашего занятия пожалуйста послушайте произведение, которое называется «Осенняя скрипка».