Папки-передвижки

Конспект занятия по развитию речи с использованием мнемотехники «Составление рассказа «Строение дерева» в старшей группе

Эльвира Латыпова
Конспект занятия по развитию речи с использованием мнемотехники «Составление рассказа «Строение дерева» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРИЁМОВ МНЕМОТЕХНИКИ И СХЕМ-МОДЕЛЕЙ. СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА «СТРОЕНИЕ ДЕРЕВА»

В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

Цели

- закрепление знаний о деревьях, умение узнавать их по характерным признакам и называть их;

- расширение, обогащение словаря по теме «Деревья»;

- расширение знаний о значении деревьев для человека и живых существ;

Темочки:

- развивать умение детей соотносить знаковые символы с образами;

- воспитание любви и бережного отношения к природе.

: Задачи:

1. Образовательная: закрепить понятие – деревья, познакомить отличительными признаками (хвойные и лиственные).

2. Развивающая : создать условия для развития речи на основе уточнения и обогащения словаря, описания деревьев, составления предложений и рассказа о деревьях.

3. Воспитательная: воспитывать познавательный интерес о бережном отношении к природе.

Наглядный материал: схема-модель «Деревья», иллюстрации (сад, лес, парк, сибирячок, раскраски шишек, краски, аудиозапись мелодии, картина «Строение дерева», мяч.

Ход занятия

Организационный момент.

Воспитатель предлагает детям встать полукругом. На дворе у нас зима, и скоро наступит долгожданный праздник Новый год. Ребята, скажите, какое украшение появится в доме, на улице, в группе. Конечно же, это ёлка. Сегодня к нам пришёл в гости Сибирячок. Он живёт у нас в Сибири и предлагает найти его любимое дерево и составить о нём рассказ.

Сибирячок: А вы знаете стихи о лесе? Кто желает рассказать?

Ребёнок читает стихотворение

Наш лесок

Он не низок, не высок,

Зелен, светел наш лесок.

Мы, когда учиться стали,

В том лесочке насчитали:

Восемь сосенок густых,

Пять березок молодых,

Семь осинок-невеличек,

Девять сосенок-сестричек.

Хорошо в лесу таком –

Каждый кустик нам знаком [ 3: 12]. А. Прокофьев

Воспитатель: А сейчас мы отправляемся в страну деревьев. Но на пути нас ждут препятствия, которые мы должны пройти. А поможет нам наш гость Сибирячок. Он предлагает поиграть в игру.

Игра «Назови лишнее слово»

• Берёза, дуб, кедр – (лиственные)

• Ель, сосна, рябина – (хвойные)

• Яблоня, облепиха, клён – (плодовые)

Молодцы!

Сибирячок: Ребята, деревья растут не только в лесу, но и в парке, и саду (показ иллюстраций). Все деревья разные. Давайте рассмотрим их на примере картины «Строение дерева»

Игра с мячом «Опиши предмет»

• Ствол – высокий, тонкий, мощный, широкий;

• Ветки – располагаются высоко (низко, раскидисто;

• Листья – круглые, ромбовидные, треугольные, овальные, игловидные;

• Иголки – длинные, крупные, тонкие, короткие;

• Шишки – округлые, продолговатые;

• Корень – длинный, короткий;

Воспитатель: Сибирячок, а ты любишь отгадывать загадки?

Сибирячок: Конечно, да.

Воспитатель: Сейчас дети тебе загадают загадки:

1 ребенок: Огуречик и петрушка,

Травка, листики, лягушка,

У меня сомнений нет,

Любят лишь (зелёный) цвет.

2 ребё нок: Каждый шаг в пустыне труден,

Жарко зверям, жарко людям,

Воздух, зноем раскалённый…

У пустыни цвет… (жёлтый)

3 ребё нок: Говорила мама Боре:

Не пойдём сейчас – опасно!

Потому, что в светофоре

Не зелёный свет, а… (красный)

Сибирячок: Ну, конечно же, это цвета листьев. А скажите теперь, какие происходят изменения с деревьями в разное время года? (ответы детей).

Игра «Найди причину»

• С деревьев стали облетать частично иголки, потому что…

• Хвойные деревья стоят зелёные зимой, потому что …

• В еловом лесу темно и гулять в нём трудно, потому что …

• На деревьях появились маленькие шишечки, потому что …

• Посаженное деревце так и не выросло …

Воспитатель: Молодцы! Все ответили правильно, никто не ошибся. И пришло время немного отдохнуть.

Динамическая пауза «Выросли деревья в поле»

Выросли деревья в поле.

Хорошо расти на воле! (Потягивания – руки в стороны)

Каждое старается,

К небу, к солнцу тянется. (Потягивания, руки вверх, встать на носочки)

Вот подул веселый ветер,

Закачались тут же ветки. (Дети машут руками)

Даже толстые стволы

Наклонились до земли. (Наклоны вперед)

Вправо-влево, взад-вперед –

Так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо-влево, вперед-назад)

Он их вертит, он их крутит.

Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем)

Ветер стих. Взошла луна.

Наступила тишина. (Дети садятся) [ 1: 16].

Воспитатель: Молодцы, ребята! А почему в народе говорят: «Дерево ценят по плодам, а человека по делам» [ 4: 119]. Потому что человек делает хорошие дела и его по этим делам его оценивают. Для того чтобы получить хорошие плоды с дерева, за ним нужно ухаживать. А какие плоды деревьев вы знаете? (Яблоки, ягоды, шишки д. р.).

Сибирячок: Ну а скажите, какое имеют значение в жизни человека деревья, в природе? Я называю, а вы отвечаете. Вы готовы?

• Шишки (птицам семена, орехи для людей);

• Ствол (для строительства дома, дрова для отопления);

• Ветки (лекарство от насморка и др.);

Дерево (очищает воздух).

Как вы думаете, а каком дереве идёт речь? (ствол, шишки, ветки). Конечно же, это – кедр. Это самое моё любимое дерево.

Воспитатель: Ребята, я предлагаю составить связный рассказ по схеме-модели Сибирячку. Кто хочет проявить желание и рассказать.

КЕДР

Кедр – хвойное дерево. Это дерево растёт в лесу. Оно состоит из ствола, веток и корней. Корни кедра уходят глубоко в землю. Они очень мощные, так как дерево большое. Ствол и ветки тянутся ввысь к небу. Дерево высокое и толстое. На веточках расположены игловидные хвоинки. Кедр – вечнозелёное дерево. Поэтому хвоинки все не опадают, а меняются постепенно. К осени у кедра вырастают шишки. Эти шишки очень любят не только люди, но и животные. Кедр очищает воздух, из него делают мебель, лекарства и т. д.

Публикации по теме:

Конспект НОД по развитию речи «Составление рассказа о домашнем питомце с использованием мнемотаблицы»Конспект НОД по развитию речи «Составление рассказа о домашнем питомце с использованием мнемотаблицы» Цель: Совершенствовать умение составлять связный рассказ о домашнем питомце с опорой на мнемотаблицу Задачи: • Вызвать интерес, способствовать.

Конспект ООД по развитию речи в старшей группе «Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Скворцы прилетели» Конспект ООД по развитию речи в старшей группе на тему: «Составление рассказа по серии сюжетных картинок "Скворцы прилетели" Цель: учить.

Конспект занятия по развитию речи на тему «Составление рассказа по скороговорке» для старшей группыКонспект занятия по развитию речи на тему «Составление рассказа по скороговорке» для старшей группы Задачи: учить детей связно и живо рассказывать, не отступая от поставленной темы; упражнять детей в образовании названий детёнышей животных.

Конспект занятия по развитию речи. Составление рассказа по картине «Саша и снеговик»Конспект занятия по развитию речи. Составление рассказа по картине «Саша и снеговик» Конспект по развитию речи. Составление рассказа по картине «Саша и снеговик». Цель: Развитие связной монологической речи Задачи: Развивать.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Составление описательного рассказа об игрушке»Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Составление описательного рассказа об игрушке» Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: «Составление описательного рассказа об игрушке» Цели: - Формировать умение детей.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Составление рассказа по картине» Цель. Расширить представления детей о жанрах изобразительного искусства. Программное содержание. Образовательные, развивающие, воспитательные.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. «Составление описательного рассказа по картине И. И. Левитана «Золотая осень»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. «Составление описательного рассказа по картине И. И. Левитана «Золотая осень» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. «Составление описательного рассказа по картине И. И. Левитана «Золотая осень». Цель:.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «В магазине посуды». Составление описательного рассказа о посудеКонспект занятия по развитию речи в старшей группе «В магазине посуды». Составление описательного рассказа о посуде Задачи: Связная речь: Учить детей составлять описательный рассказ о предметах посуды; учить подбирать слова-антонимы; упражнять детей в.

Конспект занятия по развитию связной речи у детей 4–5 лет «Составление рассказа-сравнения «Птица и самолёт»Конспект занятия по развитию связной речи у детей 4–5 лет «Составление рассказа-сравнения «Птица и самолёт» Рассказ-сравнение «Птица и самолёт» Цели: 1. Активизировать словарь по темам «Птицы» и «Самолёт». 2. Обучать умению сравнивать предметы,.

НОД по развитию речи в старшей группе «Составление рассказа по картине «Ежи»НОД по развитию речи в старшей группе «Составление рассказа по картине «Ежи» Программное содержание: формировать умение рассматривать картину и рассуждать над ее содержанием, озаглавить картину; -учить составлять.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию речи с использованием мнемотехники «Составление рассказа «Строение дерева» в старшей группе
Опубликовано: 3 апреля 2022 в 19:01
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по развитию речи с использованием мнемотехники «Составление рассказа «Строение дерева» в старшей группе» (включая файлы) размещена пользователем Эльвира Латыпова (УИ 1033660) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками
28 декабря 2024 суббота



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД