Эльвира Латыпова
Конспект занятия по развитию речи с использованием мнемотехники «Составление рассказа «Строение дерева» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРИЁМОВ МНЕМОТЕХНИКИ И СХЕМ-МОДЕЛЕЙ. СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА «СТРОЕНИЕ ДЕРЕВА»
В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
Цели
- закрепление знаний о деревьях, умение узнавать их по характерным признакам и называть их;
- расширение, обогащение словаря по теме «Деревья»;
- расширение знаний о значении деревьев для человека и живых существ;
Публикация «Конспект занятия по развитию речи с использованием мнемотехники „Составление рассказа „Строение дерева“ в старшей группе» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Старшая группа
- Темочки
- развивать умение детей соотносить знаковые символы с образами;
- воспитание любви и бережного отношения к природе.
: Задачи:
1. Образовательная: закрепить понятие – деревья, познакомить отличительными признаками (хвойные и лиственные).
2. Развивающая : создать условия для развития речи на основе уточнения и обогащения словаря, описания деревьев, составления предложений и рассказа о деревьях.
3. Воспитательная: воспитывать познавательный интерес о бережном отношении к природе.
Наглядный материал: схема-модель «Деревья», иллюстрации (сад, лес, парк, сибирячок, раскраски шишек, краски, аудиозапись мелодии, картина «Строение дерева», мяч.
Ход занятия
Организационный момент.
Воспитатель предлагает детям встать полукругом. На дворе у нас зима, и скоро наступит долгожданный праздник Новый год. Ребята, скажите, какое украшение появится в доме, на улице, в группе. Конечно же, это ёлка. Сегодня к нам пришёл в гости Сибирячок. Он живёт у нас в Сибири и предлагает найти его любимое дерево и составить о нём рассказ.
Сибирячок: А вы знаете стихи о лесе? Кто желает рассказать?
Ребёнок читает стихотворение
Наш лесок
Он не низок, не высок,
Зелен, светел наш лесок.
Мы, когда учиться стали,
В том лесочке насчитали:
Восемь сосенок густых,
Пять березок молодых,
Семь осинок-невеличек,
Девять сосенок-сестричек.
Хорошо в лесу таком –
Каждый кустик нам знаком [ 3: 12]. А. Прокофьев
Воспитатель: А сейчас мы отправляемся в страну деревьев. Но на пути нас ждут препятствия, которые мы должны пройти. А поможет нам наш гость Сибирячок. Он предлагает поиграть в игру.
Игра «Назови лишнее слово»
• Берёза, дуб, кедр – (лиственные)
• Ель, сосна, рябина – (хвойные)
• Яблоня, облепиха, клён – (плодовые)
Молодцы!
Сибирячок: Ребята, деревья растут не только в лесу, но и в парке, и саду (показ иллюстраций). Все деревья разные. Давайте рассмотрим их на примере картины «Строение дерева»
Игра с мячом «Опиши предмет»
• Ствол – высокий, тонкий, мощный, широкий;
• Ветки – располагаются высоко (низко, раскидисто;
• Листья – круглые, ромбовидные, треугольные, овальные, игловидные;
• Иголки – длинные, крупные, тонкие, короткие;
• Шишки – округлые, продолговатые;
• Корень – длинный, короткий;
Воспитатель: Сибирячок, а ты любишь отгадывать загадки?
Сибирячок: Конечно, да.
Воспитатель: Сейчас дети тебе загадают загадки:
1 ребенок: Огуречик и петрушка,
Травка, листики, лягушка,
У меня сомнений нет,
Любят лишь (зелёный) цвет.
2 ребё нок: Каждый шаг в пустыне труден,
Жарко зверям, жарко людям,
Воздух, зноем раскалённый…
У пустыни цвет… (жёлтый)
3 ребё нок: Говорила мама Боре:
Не пойдём сейчас – опасно!
Потому, что в светофоре
Не зелёный свет, а… (красный)
Сибирячок: Ну, конечно же, это цвета листьев. А скажите теперь, какие происходят изменения с деревьями в разное время года? (ответы детей).
Игра «Найди причину»
• С деревьев стали облетать частично иголки, потому что…
• Хвойные деревья стоят зелёные зимой, потому что …
• В еловом лесу темно и гулять в нём трудно, потому что …
• На деревьях появились маленькие шишечки, потому что …
• Посаженное деревце так и не выросло …
Воспитатель: Молодцы! Все ответили правильно, никто не ошибся. И пришло время немного отдохнуть.
Динамическая пауза «Выросли деревья в поле»
Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле! (Потягивания – руки в стороны)
Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется. (Потягивания, руки вверх, встать на носочки)
Вот подул веселый ветер,
Закачались тут же ветки. (Дети машут руками)
Даже толстые стволы
Наклонились до земли. (Наклоны вперед)
Вправо-влево, взад-вперед –
Так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо-влево, вперед-назад)
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем)
Ветер стих. Взошла луна.
Наступила тишина. (Дети садятся) [ 1: 16].
Воспитатель: Молодцы, ребята! А почему в народе говорят: «Дерево ценят по плодам, а человека по делам» [ 4: 119]. Потому что человек делает хорошие дела и его по этим делам его оценивают. Для того чтобы получить хорошие плоды с дерева, за ним нужно ухаживать. А какие плоды деревьев вы знаете? (Яблоки, ягоды, шишки д. р.).
Сибирячок: Ну а скажите, какое имеют значение в жизни человека деревья, в природе? Я называю, а вы отвечаете. Вы готовы?
• Шишки (птицам семена, орехи для людей);
• Ствол (для строительства дома, дрова для отопления);
• Ветки (лекарство от насморка и др.);
• Дерево (очищает воздух).
Как вы думаете, а каком дереве идёт речь? (ствол, шишки, ветки). Конечно же, это – кедр. Это самое моё любимое дерево.
Воспитатель: Ребята, я предлагаю составить связный рассказ по схеме-модели Сибирячку. Кто хочет проявить желание и рассказать.
КЕДР
Кедр – хвойное дерево. Это дерево растёт в лесу. Оно состоит из ствола, веток и корней. Корни кедра уходят глубоко в землю. Они очень мощные, так как дерево большое. Ствол и ветки тянутся ввысь к небу. Дерево высокое и толстое. На веточках расположены игловидные хвоинки. Кедр – вечнозелёное дерево. Поэтому хвоинки все не опадают, а меняются постепенно. К осени у кедра вырастают шишки. Эти шишки очень любят не только люди, но и животные. Кедр очищает воздух, из него делают мебель, лекарства и т. д.