Наталья Хлопенко
Конспект по развитию речи «Путешествие на корабле на остров «Знаний»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: закрепить знания и умения воспитанников, полученные в течение года
Задачи:
Образовательные:
1. Совершенствовать художественно-речевые навыки при чтении стихотворений.
2. Закрепить умение составлять слова из букв и слогов.
3. Совершенствовать навыки звукового анализа слов.
4. Закрепить умение подбирать подходящие по смыслу слова, строить из них полные предложения.
5. Учить согласовывать слова в предложениях, а предложения в тексах.
6. Закрепить умение детей в подборе слов с противоположным значением.
7. Совершенствовать умение образовывать по образцу однокоренные слова.
Публикация «Конспект по развитию речи „Путешествие на корабле на остров „Знаний“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Корабли. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
8. Совершенствовать умение согласовывать слова: существительные с прилагательными.
9. Закрепить умение делить двусложные и трехсложные слова с открытыми слогами на части.
10. Закрепить умение составлять предложения по набору картинок.
11. Автоматизировать звук "Р" при помощи скороговорок.
12. Пополнить литературный багаж детей стихотворениями, загадками, скороговорками.
Развивающие :
1. Развивать наблюдательность, интерес к окружающей природе, активность, внимание, способность рассуждать.
2. Развивать фонематический слух, путем определения места звука в слове.
3. Развивать образность речи, творческое воображение.
4. Развивать зрительное восприятие, слуховое и зрительное внимание.
5. Развивать бытовой, природоведческий, обществоведческий словарь (пресноводные рыбы, морские рыбы, морская почта).
Воспитательные:
1. Воспитывать умение внимательно слушать рассказы своих товарищей, дополнять ответы.
2. Воспитывать чувство товарищества, чувство ответственности друг за друга, умение работать в коллективе.
Интеграция областей:
- Коммуникация.
- Познание.
- Социализация.
- Здоровье.
Используемые методы и технологии:
1. Приемы логопедии: использование скороговорок, артикуляционной гимнастики, чтение стихов.
2. Используемые игры: «Составь слово из слогов», «Укрась слово», «Распредели рыб по группам».
3. Здоровьесберегающие технологии: гимнастика для глаз.
4. ИКТ (мультимидийный экран, магнитофон).
Предварительная работа
1. Чтение рассказов о жителях рек и морей.
2. Беседы о роли рыб в жизни человека.
3. Загадывание загадок о море, морских жителях.
4. Составление слов из букв и слогов.
Оборудование:
- карта сокровищ,
- карты с заданиями,
-фишки,
-сундук с сокровищами,
-морская почта.
Ход занятия:
(Дети заходят в музыкальный зал.)
Воспитатель: Ребята, скоро вы пойдете в школу и будете вспоминать наш детский сад, своих друзей, наши игры, занятия, праздники, прогулки. А сегодня мы с вами отправимся в путешествие на корабле. В этом путешествии мы с вами проверим свои знания, умения, ловкость, то есть вашу готовность к школе. Вы готовы?
Дети: Да!
Воспитатель: Можно занять места на корабле и поднять якорь. Сегодня я ваш капитан. Расправили ручки - изображаем волны, шум волны «ш-ш-ш». Поплыли!
(Звук шум моря)
Дети: ш-ш-ш…
Воспитатель: Ребята за бортом бутылка – это морская почта. Давайте, посмотрим, кто ее отправил.
"Здравствуйте, ребята! Я, Букваешка, из страны Знаний. У нас на острове зарыто сокровище. Что бы его найти, я посылаю вам карту и задания. И если вы справитесь, то вас ждет сюрприз, который вам пригодится в будущем. "
-Ну что ребята, готовы отправиться за сокровищами?
Дети: Да!
Воспитатель: Тогда полный вперёд! Ребята, я знаю что вы подготовили стихотворения. Давайте послушаем.
1 ребёнок
Дельфины в море плавают,
И плавают киты,
И рыбки разноцветные,
А также я и ты.
Вот только мы у берега,
А рыбки в глубине;
Мы выросли на солнышке,
А рыбки все – в воде.
2 ребёнок
Я рисую море,
Голубые дали.
Вы такого моря
Просто не видали!
У меня такая
Краска голубая,
Что волна любая
Просто как живая!
3 ребёнок
К морю я приеду скоро,
Помашу ему рукой.
Крикну морю:– Здравствуй, море,
Вот и встретились с тобой!
2. Игра «Составь слово из слогов»
Воспитатель: А вот и первое задание на «Острове рыб».
Ребята, вам нужно составить из карточек-слогов слова.
(Задание выполняется двумя воспитанниками при помощи карточек. Карточки-слоги перемешаны, каждому из отвечающих нужно выбрать подходящий слог, остальные оценивают работу.)
- Что у вас получилось?
(Слова «щука», «карась».)
- Сколько в каждом из слов слогов?
Воспитатель: Ребята, а из чего состоят слова?
Дети: Слова состоят из букв и звуков речи.
Воспитатель: Вы уже знаете, что все звуки разные, а какие они бывают?
Дети: Звуки бывают согласные и гласные. Согласные звуки бывают звонкие и глухие, твёрдые и мягкие, а гласные ударные и безударные.
Воспитатель: Давайте с вами украсим наши слова, подобрав к ним магниты нужного цвета. Сейчас выйдут другие ребята и помогут своим друзьям.
3. Игра «Укрась слово»
(Воспитанники при помощи магнитов синего, зелёного и красного цвета обозначают твёрдые и мягкие согласные, а магнитами красного цвета – гласные звуки.)
Воспитатель: А щука и карась – это взрослые рыбы? (Да.)
-Как же будут называть этих рыб, когда они маленькие? (Щурёнок, карасик).
Воспитатель: Ребята, а нужно жалеть рыб, животных, птиц, беречь их? Почему? (Ответы детей.)
Воспитатель: А где живут рыбы ( Ответы могут быть разными: в воде, в речке, в море, в океане, в аквариуме.)
Воспитатель: Ребята, вы получаете еще одну фишку.
4. Игра «Распредели рыб по группам»
-Вам нужно распределить рыб по группам. (1 ребенок собирает пресноводных рыб, а 2 ребенок собирает морских рыб.)
(на магнитной доске помещены изображения пресноводных и морских рыб, дети распределяют их по группам: «пресноводная рыба» и «морская рыба»).
- Назовите пресноводных и морских рыб. (Пресноводные рыбы – Это щука, карась, сом, сазан. Морские рыбы – это акула, дельфин, скат, кит и т. д.)
- Чем отличаются пресноводные рыбы от морских? (Пресноводные рыбы живут в речках, озерах, а морские рыбы живут в море, океане.) Молодцы, ребята, все вы получаете фишку.
- А теперь немного разомнёмся. Ребята, выходите все на остров.
Физкультминутка.
К речке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре -
Вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно.
Делать так руками нужно:
Вместе - раз, это брасс,
Одной, другой - это кроль,
Все как один плывем как дельфин.
Вышли на берег крутой
И отправились домой.
6. «Скажи наоборот» (вспоминаем антонимы)
Воспитатель: Теперь выполним следующее задание на этом острове. Сейчас, я буду бросать вам морской камушек, и говорить слово, а вы мне будете бросать обратно и говорить слово наоборот.
Глубоко – мелко
Быстрая – медленная
Крупная – мелкая
Близко - далеко
Холодная – теплая
Сухая – мокрая
Высокий – низкий
Большая – маленькая
Горячий – холодный
Воспитатель: И еще одну фишку вы получаете. Ребята, проходите все на корабль.
7. «Собери предложение».
Воспитатель: В этом задании нужно собрать предложение по карточкам. Карточки лежат на столе. В этом нам поможет Аня и Максимилиан.
(Дети выполняют задание - собирают предложение по карточкам с картинками).
Воспитатель: Очень хорошо, ребята. А теперь прочитайте свои предложения.
1. В аквариуме плавают рыбки.
2. По морю плывет корабль.
3. Рыбак ловит рыбу.
4. Дети отдыхают на пляже.
Воспитатель: пока дети выполняют задание, остальным ребятам я загадаю загадки:
Вот просторы океана
Бороздит гора с фонтаном,
Бьёт хвостом, вода кипит -
Проплывает важно (Кит).
Плоский он, размером разный.
Хвост его бичеобразный.
Лишь один несет отряд
Электричества заряд! (Скат).
Как торпеда с плавниками.
С очень страшными клыками!
Острым нюхом жертву чует,
Днем и ночью все кочует. (Акула)
Воспитатель: Этот остров мы проплыли. Отправляемся на следующий.
8. Гимнастика для глаз
Воспитатель: Садимся на корабль. Ребята, замрите.
Мы плывем по морю. Не поворачивая головы, посмотрите на остров слева. Посмотрите на остров справа. Подымите, глазки вверх и посмотрите на облака. А сейчас на небе всходит солнышко. Оно просыпается на востоке, движется через все небо и садится на западе
(показываю). А теперь мы увидели чайку. (Поставьте пальчик перед собой). Она-то приближается, то удаляется от нас.
Воспитатель: Пока мы плывем, я предлагаю поиграть в игру.
9. Назови похожие (однокоренные) слова:
Воспитатель: Вам нужно назвать слова, у которых один корень. Например: Море - морской.
Речка - (речной)
Песок - (песочный)
Рыба - (рыбный)
Вода - (водный)
Соль - (солёный)
Воспитатель: Приплыли, где-то должен быть «Остров Животных». Посмотрим в свои бинокли? (Кулачки сжали).
9. «Исправь ошибку, прочти словосочетания»
-Воспитатель: А сейчас, я предлагаю такое задание: необходимо исправить ошибку в словосочетании. На доске даны словосочетания, я вам их прочту, а вы их исправите.
(Словосочетания вывешиваются на доске)
Злая крокодил, полосатое зебра, медленный черепаха, зеленые попугай, веселый обезьяна.
(Дети выполняют задание)
Воспитатель: Молодцы, ребята, возьми фишку. Отправляемся дальше, поплыли.
Дети: ш-ш-ш…
Воспитатель: Перед нами «Остров овощей»
-Следующее задание: надо сосчитать слоги в слове.
1 ребенок – ПЕ-РЕЦ (прохлопайте слоги).
Воспитатель: Кирилл, дай полный ответ. (В слове ПЕРЕЦ- два слога)
1 ребенок – КА-ПУС-ТА (простучите слоги).
Воспитатель: Кирилл, дай полный ответ. (В слове КАПУСТА три слога)
2 ребенок – РЕ - ПА (протопайте слоги).
Воспитатель: Миша, дай полный ответ. (В слове РЕПА два слога)
2 ребенок - КА - БА -ЧОК (прохлопайте слоги)
Воспитатель: Даша, дай полный ответ. (В слове КАБАЧОК три слога)
Воспитатель: Дети плывем дальше.
Дети: ш-ш-ш…
Воспитатель: Дети, перед нами «Остров ягод». И новое задание вас ждет.
10. Ребята, назовите вторую букву каждого слова и составьте из них новое слово (задание на ватмане вывешивается на доске).
ЕЖЕВИКА
МАЛИНА
БРУСНИКА
КАЛИНА
(ЖАРА)
Воспитатель: прохлопай, Артем, слоги и назови гласные и согласные звуки.
Молодец, возьми фишку.
Воспитатель: Ну, вот мы с вами и добрались до заветного сундука, а чтобы его открыть, давайте посчитаем фишки. (Дети считают.)Ребята, одной фишки не хватает.
11. (Детям предлагается рассказать скороговорки)
ВСЕ дети (громко)
Тридцать три огромных рака,
Все в нарядных красных фраках.
ВСЕ дети (тихо)
Рыбачку вот на крючок
Есть отличный червячок.
Воспитатель: Молодцы, ребята, как лучшие открыватели сокровищ, давайте вместе откроем сундук.
(Открывается сундук, а там «Букварь» и золотые монеты.)
Воспитатель: Ну вот, дети - это и есть ваше сокровище. Скоро вы пойдете в школу и будете заниматься по этому учебнику. Берегите его.
Итог занятия:
Воспитатель:
-Ребята, наше путешествие подошло к концу, понравилось вам наше путешествие?
-Что вам больше всего запомнилось (ответы детей).
-Какие задания были трудными?
- А какие легкими были задания?
Хотели ли вы еще раз отправится в путешествие?
-Все вы были сегодня молодцы, всем большое спасибо.