Ксения Недобежкина
Конспект занятия по развитию речи «Составление описательного рассказа с использованием метода синквейн»
Цель: развитие связной речи дошкольников посредством составления синквейна с помощью моделей.
Задачи:
Обучающие:
• формировать умение составлять не большой рассказ с использованием метода синквейна с опорой на алгоритм-модель;
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Составление описательного рассказа с использованием метода синквейн“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Синквейн. Сочиняем стихи - синквейны
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Сочинительство. Учимся сочинять
- Темочки
• способствовать самостоятельной работе по составлению синквейна с опорой на алгоритм-модель;
• научить использовать модели существительного, прилагательного и глагола при составлении предложений.
Развивающие :
• закрепить понятия: предмет, признак предмета, действие предмета.
Воспитательные:
• формировать чувство сопереживания животным, желание заботиться о них.
Ход занятия.
I. Вводная часть
Воспитатель: Ребята, иду я сегодня в детский сад, поднимаюсь по лестнице и вижу – стоит на ступеньках корзинка, как вы думаете, кто там сидит?
Этот маленький ребёнок
Спит без простынь и пелёнок.
А под серенькие ушки
Не кладут ему подушку.
У него четыре лапки.
На них – острые царапки.
Он гуляет без пальто.
И ботинки, и сапожки
Не наденет ни за что.
Это – вовсе не ребенок.
Это – маленький (котенок.)
Воспитатель: А вот и он. Ребята, как вы думаете, почему он один? Скажите, а как мы можем ему помочь?
Ответы детей. Поискать, написать объявление.
Воспитатель: Кстати, хорошая идея. По объявлению часто находят то, что потеряли.
А как вы думаете, где можно разместить объявление, чтобы его увидели много-много людей.
Дети. На столбах, на остановке, у подъезда, у магазина.
Воспитатель: Интересно, а как его зовут, как вы думаете? (ответы детей)
Смотрите, а у него ошейник и на нем что-то написано.
Читаю: «Котенок Гришка»
Вот и хорошо, мы теперь хотя бы знаем, что зовут его Гришка.
II. Основная часть
Воспитатель: Теперь предлагаю составить объявление, а помогут нам в этом картинки. В самое начало объявления мы поместим фотографию Гришки. Ведь объявление будем составлять именно о нем.
Помещаю фото котенка на первую ступеньку листа.
Воспитатель: Давайте с вами посмотрим и скажем, какой котенок?
Пустить игрушку по кругу. Дети: пушистый, мягкий, рыжий.
Воспитатель: Молодцы, ребята. А какие два важных качества мы выберем, какой он, котёнок?
Ответы детей. Маленький, пушистый.
(ребенок выбирает и вставляет картинки на объявление (на вторую ступеньку листа)
Воспитатель: А как вы думаете, что котенок умеет делать?
Ответы детей. Спит, играет, ест
Воспитатель: Вот теперь выберем те картинки, которые подходят для нашего котенка и поместим на наше объявление.
Выходит, ребенок, выбирает и помещает картинки на третью ступеньку объявления.
Воспитатель: Следующее правило для нашего объявления – составить предложение про Гришку из четырех слов – ваше отношение к котенку Гришке.
Ответы детей. Мне нравится пушистый котенок.
Воспитатель: Хорошо, выбираем и помещаем картинки в наше объявление.
Ребенок прицепляет картинки.
Воспитатель: И завершаем наше объявление последней картинкой. Как мы можем назвать котенка другим словом?
Дети: игрушка, домашнее животное, друг, питомец.
Воспитатель: Хорошо, выбираем картинку.
Ребенок вставляет картинку на четвертую ступеньку.
Воспитатель: Ребята, у нас получилось настоящее объявление.
Наше объявление готово. Пришло время отдохнуть.
III. Физкультминутка.
Рыжий котик потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся,
Лапки в стороны развел,
И как будто бы пошел,
Туловищем повертел
И на стульчик тихо сел.
Воспитатель: Сейчас я предлагаю, наше объявление прочитать по картинкам.
Рассказывают 2 ребенка.
Котенок Гришка.
Маленький, пушистый.
Спит, играет, ест.
Мне нравится пушистый котенок.
Друг.
IV. Заключительная часть
Воспитатель: Смотрите, а в корзинке лежат картинки. Что это?
Показываю по одной картинке, дети их называют
(сметана, сыр, сосиска, косточка, морковь, гриб, картошка).
Интересно для чего они лежали в корзинке. Давайте заглянем в нее, может еще что-нибудь найдем. Смотрите, здесь какая-то записка.
Читаю: у моего котенка любимая еда, в названии которой есть звук «С».
Интересно, что же это за еда. Помогите мне найти такие картинки.
Дети выбирают картинки с предметами, в названии которых есть звук «С».
Воспитатель: Молодцы, ребята! Положите картинки назад в корзинку. Пока у котенка не нашелся хозяин, он останется с нами в группе. А Вам я предлагаю пройти к столам и нарисовать портрет котенка, а когда мы пойдем гулять, то развесим его портреты по всей округе, чтобы поскорее найти ему дом.
Дети присаживаются за столы и рисуют котенка.