Светлана Лазарева
Конспект по развитию речи «Маша и ее лень»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по развитию речи через театрально-игровую деятельность «Маша и её лень»
Цель : Совершенствовать работу с дошкольниками по развитию творческих, речевых способностей через театрально- игровую деятельность
Публикация «Конспект по развитию речи „Маша и ее лень“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2022
Задачи : Закреплять умение пересказывать художественное произведение, продолжать учить детей формулировать полные ответы на поставленный вопрос, активизировать словарь, развивать связную речь, умение рассуждать, не перебивать друг друга. Формировать представление о традиционном труде русских людей. Научить детей моделировать персонажей схематично. Развивать умение согласовывать речь с движениями
Развивать творческие способности детей, воспитывать любовь к русским народным сказкам
Рассказчик: родитель или воспитатель
Роли в сказке исполняют дети
Декорации: в углу зала: домик со скамейкой, тут же лопата, ведро и корзинка; на противоположной стороне: огород, заборчик
В центре зала: «территория леса»- елки, деревья, грибы, ягоды, звери-игрушки, пенек.
Предварительная работа: проговаривание сложных слов
В зал входит девочка
Девочка: - Сегодня всем, девчонкам
А также и мальчишкам
- Сегодня всем родителям любимым всем, всем, всем
Покажем театральную, почти профессиональную
Покажем чудо-сказочку : «Про Машу и ее лень»
Звучит спокойная музыка, дети заходят в зал и рассаживаются на места
Рассказчик: Осень в гости к нам пришла,
С собою сказку принесла
Сказку неизвестную,
Но очень интересную.
Итак… Жили- были в одной деревушке дед (потягивается и проходит садится к домику).
Да баба (отряхивает фартук, проходит и садится к домику)
Да внучка, Машенька (проходит с кульком в руке щелкает семечки
Жили они не тужили, летом овощей насадили. Только Машенька ленивой была, помогать никому не хотела, всё лето сидела- семечки ела (плюёт)
А тут и осень наступила, собрались бабка с дедом в огород, картошку копать.
Баба: Дед бери лопату, пошли картошку копать
Дед: Эхе-хе, пошли (берет лопату)
Баба: Машенька, бери ведро, иди скорее помогать
Машенька:(не хотя) Что, ты, бабушка моя,
Я ведь очень занята
А работать в огороде нет-нет-нет-сейчас не в моде.
Бабка вздыхает, берет ведро и вместе с дедом шагают в огород
Рассказчик: Бабка с дедом головой покачали
Да и копать картошку пошагали муз. «Эй, ухнем»
Дед копает, делает несколько шагов и резко хватается за спину, начинает громко стонать «Ой-Ой-Ой»
Баба: (испугано) Что случилось вдруг с тобой, мой дедуля дорогой!
Дед: Охо-хо-хо, всё болит… у меня радикулит
Что же делать нам с тобой?
Я работник - никакой
Картошку копать некому…
Дед идёт к домику, держась за спину
Бабка поднимает лопату, ведро и идет за ним охая.
Машенька: (плюёт семечки) Почему же некому? Давайте попросим мальчишек соседских помочь.
Рассказчик: - Мальчишки- реятишки, помогите бабе и деду огород выкопать, собрать картошку в ведро.
Ну вот картошки накопали, наработались устали
Дед: - Не пора ли нам обедать?
Машенька (радостно)- Хочу очень винегрету…
Баба:- Так иди, овощей принеси!
Машенька (очень удивляется) Что ты бабушка моя
Овощей не знаю я
И работать у плиты
Мне простите, нет нужды
Бабка опять вздыхает.
Рассказчик: Даа, вот так помощница
Видно, ребята, опять придется вам помочь бабушке и дедушке овощи для винегрета собрать.
Музыкальная игра: «Винегрет» Дети под муз. разбирают фрукты, овощи для винегрета, называя нужный овощ.
Рассказчик: Вот молодцы, а Машенька наша Всё бы пела, да плясала
Да заботушки б не знала… + Подружки: Машенька, пойдем в лес гулять.
Машенька: Дедушка, бабушка. Можно я в лес с подружками пойду, грибов и ягод наберу.
Дед: Ладно внученька ступай
От подруг не отставай!
Баба: (протягивает Маше корзинку
- Да корзинку не забудь…
Машенька (отталкивает) Хм, без корзинки обойдусь
В холодильнике полно варенья
Зачем мне это напряженье…
Бабка снова вздыхает. А Маша с подружками в лес убегают… Музыка (Подруги уходят)
Маша собирает грибы, заблудилась
Рассказчик: Увидала Машенька один гриб, второй, третий, и не заметила как отстала от своих подруг ….Маша садится на пенек
Рассказчик: Осталась Машенька в лесу одна, испугалась и горько-горько заплакала
Машенька: Где же вы подружки? Где же вы родные (плачет)
Музыка ё жика : «Маленькие ёжики»
Ёжик бежит к Маше, обнюхивает её, танцует
Рассказчик: Мимо ёжик пробегал, Машеньку он услыхал
Ё жик: Что ты девочка ревёшь?
Что домой ты не идёшь?
Машенька: Заблудилась я в лесу
Домой дорогу не найду
Как же я теперь одна?
Никому я не нужна…
Ё жик: (сердится) Глупости сейчас сказала
Бабушка тебя искала,
Дед волнуется сидит, а у него спина болит
Машенька: Ёжик милый помоги
Домой дорогу покажи. Я когда домой приду
Бабулю с дедом обниму. И обещаю,что всегда помогать им буду я
Ё жик : Вот это верные слова!
Не забывай их никогда
По тропинке ты беги
И не собьёшься ты с пути!
Ёжик показывает девочке, куда нужно идти.
Машенька прощается, бежит по кругу к домику, ёж убегает
Рассказчик: Поблагодарила Машенька ёжика побежала в деревню к дедушке, к бабушке.
Прибежала Машенька и обняла их крепко. С тех пор дед с бабой и внучкой Машенькой долго ещё жили- поживали, всегда друг другу помогали.
Рассказчик: Тут и сказочке нашей конец. Дети хором : А кто всё понял- молодец!
Восп: - Давайте присядем на стульчики.
Вопросы: Перечислите героев нашей сказки. Где они жили? Чем занимались?
Беседа: Давайте попытаемся описать нашу самую маленькую героиню
- Матвей, что ты можешь рассказать о Машеньке, о её характере? Какая она? Можно ли сказать заботливая, трудолюбивая, работящая про Машеньку?
Ответы детей: ---
Восп: Какое дело Машенька отказалась выполнять?
Главным занятием в то время было земледелие. Люди много трудились в поле, чтобы прокормить семью. И для работы им были необходимы орудия труда.
Игра : «Труд земледельцев»- дети выбирают картинки которые соответствуют, и их характеризуют. Для чего предназначен каждый предмет (плуг- чтоб пахать землю, чтоб земля была мягкой, серп- срезать урожай, жернова- чтобы молоть зерно, лукошко- чтобы насыпать зерно и руками его рассеивать по полю, тяпка- для окучки и чтоб срезать сорняки, плоскорез – землю рыхлить, грабли- для бараны, метла для уборки.
Игра : «Мы не скажем, а покажем»- молча имитируют трудовые действия
Восп: Давайте вернемся снова к нашей сказке. Что же произошло с Машенькой.
-Что еще Машенька не хотела делать? Винегрет
- А как вы считаете, овощи легко выращивать? Как люди ухаживают за овощами?
Дети: Сеять, поливать, рыхлить
Восп: - Как хранили овощи? Что готовили?
Дети: сыпали в погреб, консервировали, солили, квасили.
Игра с мячом «Какой, какое, какая из моркови?» и т. д.
Восп: - А вы дома с мамами готовили когда - нибудь салаты из овощей?
А хотели бы сейчас это попробовать? Вот прямо сейчас мы с вами это и сделаем (2 блюда, 2 команды) У кого красивее салат.
Восп: - Что с ней произошло? Куда Машенька попала? После чего она изменилась? Кого встретила? Что обещала ежику?
- А представьте, если бы девочка попала к медведю в избушку, что бы ей пришлось там делать, какие дела выполнять?
Восп: - Молодцы! Физминутка: «Мы по лесу прогулялись»
Моделирование персонажей схематично:
Вот мы немного поработали и я вас приглашаю за столы. Листы с кругами, карандаши
- Сейчас я вам покажу как можно зарисовать персонажей. Когда будете пересказывать сказку вам можно смотреть на схему, она вам будет помогать
- Ребята, итак, напомните мне с чего начинается сказка? Чей был первый выход- дедушки. Потом? Бабушки. А после? Внученьки- Машеньки и Ёжика
Дедушке нарисуем бороду, бабушке платок, внучке хвостики, бантики, ежику иголки.
Подведение итогов: Молодцы ребята, вам понравилась сказка? Чему она нас научила?
В заключении дети вспоминают, какие добрые дела они сделали, кому бы еще хотели помочь в трудолюбии!
– Ну а нам пора прощаться и со сказкой расставаться.
1. Сказка
2. Вопрос – назовите героев сказки
3. Беседа - о характере Машеньки (какая? Заботливая, работящая, трудолюбивая)
Какое дело отказалась выполнять?
-- Главным занятием в то время было – земледелие
-- Люди трудились в поле и на земле чтоб….
Для работы им были необходимы орудия труда
4. Игра-«Труд человека»-русский человек и картинки на которых изображены предметы, выберите те которые нужны для орудия труда.
5. Игра—«Мы не скажем а покажем»- молча нужно показать что вы делаете, покажите трудовые действия.
6. Садимся на лужайке--- Что произошло дальше в сказке?
Маша не хотела готовить винегрет
-- Как вы считаете: Овощи легко выращивать?
-- Как люди ухаживают за овощами?
Дети: - сеять, поливать, рыхлить
--- Как хранили? Что из овощей готовили (консерв, квасили, солили)
7. Игра с мячом «Салат из морковки, пюре из картофеля, запеканка из кабачка, оладьи из тыквы, борщ из свеклы
-- Хорошо!
8. Салат – А вы когда-нибудь готовили салат из овощей дома с мамой?
-- А хотели бы сейчас это попробовать
Игра – «У кого красивее салат» - Молодцы! Постарались!
9. Восп: Чем же закончилась наша сказка? Куда попала? Кого встретила? Что обещала? А представьте, если б…. что бы ей пришлось там у него делать? Какие дела выполнять?
10. Физминутка: «Мы по лесу прогулялись…»
11. Вы ребята поработали и я вас пригл за столы. Я покажу вам как можно зарисовать персонажей. Когда будете пересказывать сказку, схема будет вам помогать.
--- Вам понр сказка, чему она нас научила? А вы когда нибудь делали добрые дела? Кому бы вы хотели бы помочь?
-- Ну а нам пора прощаться и со сказкой расставаться!