Марина Богомолова
Конспект занятия по развитию речи в форме квест-игры для детей средней группы «В поисках зайчат»
▼ Скачать + Заказать документы
МБОУ «Толкаевская СОШ имени Дмитрия Гречушкина» Сорочинского городского округа Оренбургской области, корпус №2
Конспект организованной образовательной деятельности с детьми средней группы в форме квест-игры
«В поисках зайчат»
Толкаевка 2021
Пояснительная записка
Дошкольный возраст – яркая страница в жизни каждого человека. В этот период начинается процесс социализации ребенка, формирования его эмоционально-личностной и волевой сферы, развития коммуникативных навыков и познавательных интересов.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в форме квест-игры для детей средней группы „В поисках зайчат“» размещена в разделах
- Заяц, зайчики. Конспекты занятий
- Квесты для детей. Сценарии детских квест-игр
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2021
Современные дети живут в эпоху информационных технологий, они любознательные, активно познают окружающий мир, но компьютер не дает в полном объёме представления о предметах, явлений окружающей действительности и не способствуют речевому развитию дошкольников.
Квест – технология - это инновационная форма организации образовательной деятельности детей в ДОО, так как она способствует развитию активной, деятельностной позиции ребенка в ходе решения игровых поисковых задач. Дети действуют в условиях обогащенной образовательной среды; происходит интеграция различных образовательных областей, используются возможности ИКТ.
В настоящее время проблема речевого развития детей дошкольного возраста особенно актуальна, происходит обеднение живого общения. Просмотр мультфильмов, компьютерные игры, неконтролируемые по времени, минимальное общение со сверстниками и взрослыми приводят к снижению речевой культуры ребенка. Как следствие этого у дошкольника развивается односложная речь.
Находясь в постоянном поиске эффективных средств, облегчающих процесс усвоения и закрепления с детьми нового материала, пришла к выводу, что игра-приключение наиболее подходящая для этих целей форма работы. Квест дает детям возможность экспериментировать, получать и синтезировать новые знания, мотивирует и создает условия для углубленного развития речи, развития творческих способностей и коммуникативных навыков. Для того чтобы добиться цели, дети должны последовательно решать определенные задачи или загадки, выполнять упражнения. Главное условие для успешного использования квеста – это четкое выстраивание содержания, заданий, условий организации игры в соответствии с возрастными, индивидуальными возможностями ребенка. Коллективно решая задания, каждый ребенок чувствует свою значимость, становится увереннее в себе, самостоятельней. Педагог же является только проводником и партнером для него.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что занятие, организованное в квесте позволяет в полной мере осуществлять работу по речевому развитию дошкольников.
.
2. Образовательная деятельность в детском саду (конспект)
Организационно-методическая информация
1. Тема образовательной деятельности В поисках зайчат
2. Доминирующая образовательная область Речевое развитие
3. Виды деятельности детей познавательная;
восприятие художественной литературы;
игровая;
коммуникативная.
Методическая информация
1 Методы и приемы реализации содержания образовательной деятельности словесные: метод беседы — разговора, использование художественного слова, разъяснение способов действия, использование продуктивно - познавательных вопросов;
наглядные – показ видеообращения
игровые - введение игрового персонажа, использование дидактических и развивающих игр
2 Интеграция образовательных областей Познавательное развитие
Социально-коммуникативное развитие
Физическое развитие
3 Возрастная группа Средняя группа
4 Продолжительность 20 минут
5 Цель: создание условий для активизации речи детей.
6 Задачи
6.1 Образовательные -Учить детей отвечать на вопросы воспитателя.
-Познакомить детей с новой формой игровой деятельности - квест - игра. Упражнять детей в составлении описательного рассказа о животном (зайце) по схеме.
-Продолжать учить детей согласовывать слова в предложении в роде, числе, падеже.
-Упражнять детей в умении образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
-Расширять активный словарь детей.
-Закреплять знания антонимов.
-Развивать связную речь детей.
6.1 Развивающие -Развивать мышление, зрительную память, наблюдательность посредством дидактических игр
-Развивать координацию речи и движений посредством выполнения физкультурной минутки.
6.3 Воспитывающие -Воспитывать эмоциональную отзывчивость, доброжелательное отношение друг к другу, самостоятельность.
7 Основное задание Поиск зайчат
8 Организация среды для образовательной деятельности Оборудование: мультимедийное оборудование.
Материалы: схема для составления описательного рассказа; иллюстрации к сказкам: «Колобок», «Теремок», «Репка», «Курочка Ряба»; разрезная картинка с изображением семьи зайцев (8 частей); картинки – подсказки с изображением мяча, комнатного растения, семьи, художественных принадлежностей, книг, видеообращение.
Атрибуты: мягкие игрушки зайцы; корзина; смайлики, подарки от зайчихи.
9 Планируемые результаты Развито умение самостоятельно выполнять задания
Развито умение выразительно отвечать на вопросы
Развито умение работать в коллективе
3. Образовательная деятельность в детском саду (конспект)
1. Вводная часть
1.1. Организационный момент Дети получают голосовое сообщение от осеннего леса: Внимание, внимание!
Сообщение осеннего леса.
Тревога, тревога, тревога,
Волк украл зайчат
А так же от зайчихи
Здравствуйте, ребятишки
Девчонки и мальчишки
Пропали мои зайчишки.
Серый волк их украл и с собою забрал
Помогите их найти и к зайчихе привести.
Чтоб зайчат вам отыскать
Надо подсказки разыскать и задания порешать.
1.2 Мотивация детской деятельности Воспитатель предлагает помочь вернуть зайчихе зайчат
1.3 Целеполагание (принимают цель педагога) Тогда не будем терять, времени и отправимся на поиски зайчишек
Ставьте ушки на макушки,
Вы готовы? Всем - внимание!
Надо выполнить сейчас
Разные задания.
2 Основная часть Воспитатель: А вот и первое задание.
Ребятки, что изображено на картинке?
Дети: На картинке изображено комнатное растение в горшке.
Воспитатель: правильно на картинке изображено комнатное растение в горшке. Значит Куда нам надо с вами двигаться, Где у нас растут комнатные растения?
Дети: в уголке природы
Воспитатель: Правильно значит, все мы сейчас отправляемся в уголок природы.
Воспитатель: А вот и первое задание. Предлагаю вам поиграть в игру и угадать какое животное, чем питается?
Игра «Кто чем питается?»
Молодцы, справились с первым заданием!
А вот мы разыскали первого зайчонка (мягкая игрушка).
Воспитатель: Ребята, посмотрите, вот и вторая подсказка, Что изображено на картинке? Куда нам с вами дальше нужно двигаться
Дети: Книга
Воспитатель: Правильно значит, все мы сейчас отправляемся в книжный уголок
Воспитатель: Предлагаю вам поиграть в
игру четвертый лишний.
Вам нужно внимательно рассмотреть изображение и определить какой предмет здесь лишний. И почему?
Воспитатель: Молодцы и с этим заданием мы справились, и Освободили второго зайчонка. А вот и новая подсказка. Что на ней изображено? куда идти дальше?.
Воспитатель: правильно мы отправляемся в центр семьи.
А вот и следующее задание
Вам нужно собрать разрезную картинку
Игра «Собери целое».
Воспитатель: Молодцы, собрали картинку!
Воспитатель: Скажите, пожалуйста, что изображено на картинке? Семья зайцев.
Дидактическая игра «Назови семью».
Как называют маму? Как называют папу и их детенышей (в единственном и множественном числе)
Воспитатель: Молодцы! А вот и третьего зайчика мы с вами освободили?
Воспитатель: А вот и новая подсказка. Что на ней изображено? куда нам идти дальше?.
Ответы детей …мяча.
Воспитатель: Правильно значит идем с вами куда?
Дети: в спортивный уголок
Воспитатель: Отправляемся
Физкультминутка «Зайчики».
Девочки и мальчики,
Представьте, что вы зайчики. (Полуприседания с поворотами вправо-влево)
Раз, два, три, четыре, пять,
Начал заинька скакать. (Прыжки вперед-назад)
Лапки вверх и лапки вниз,
На носочках подтянись.
Влево, вправо поклонись,
Наклонись и поднимись (Движения выполнять по содержанию текста)
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть. (Приседание на корточки, потирание рук)
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать. (Выполнение прыжков, стоя на месте)
Девочки и мальчики,
Представьте, что вы зайчики. (Полуприседания с поворотами вправо-влево)
Кто-то зайку испугал,
Зайка прыг - и ускакал. (Поворот спиной, приседание на корточки, обхватить себя руками, голову опустить вниз)
А теперь давайте поиграем в игру «Ты катись, веселый мячик» - дидактическая игра «Закончи предложение».
Игра "Ты катись, веселый мячик".
Дети стоят в кругу и передают по кругу мяч.
Ты катись, веселый мячик,
Быстро-быстро по рукам.
У кого остался мячик,
На вопрос ответит нам!
Заяц зимой белый, а летом…
У зайца хвост короткий, а у лисы …
У зайца задние лапы длинные, а передние …
Заяц пушистый, а еж …
Волк сильный, а заяц …
Воспитатель: Ребятки вот и следующего зайчика мы с вами нашли. Ребята, посмотрите, вот и вторая подсказка, Куда нам с вами дальше нужно двигаться?
Центр речевичек
Здесь лежит схема, по которой вам необходимо составить небольшой рассказ о зайце.
Воспитатель: Вот и последнего зайчонка мы спасли.
Выходит мама зайчиха :
Ой спасибо, ребятишки
От меня и от зайчишек.
Все задания решили
И зайчат мне возвратили.
Рады будем видеть Вас
Еще много-много раз.
Все вы были молодцы,
Вот от нас Вам леденцы.
2.1 Актуализация ранее приобретенных знаний Дети хорошо ориентируются в группе, знают название игровых обучающих центров и их предназначение. Самостоятельно, с минимальными подсказками выполняют дидактические игры и задания
2.2 Самостоятельная деятельность детей по выполнению заданий Дидактическая игра «4 лишний».
Цель игры:
Закрепить умение находить четвертого героя из другой сказки и объяснять, почему он лишний.
Ход игры:
Показать ребенку карточку и сказать: "Посмотри здесь нарисованы 4 героя, 3 из них из одной сказки, а 4-ый из другой, он лишний. Как ты думаешь о какой сказке здесь идет речь? Какой герой лишний? Почему ты так думаешь?
Дидактическая игра «Кто что ест?»
Цель: Закрепить знания детей о том, чем питаются разные домашние и дикие животные; Развивать мышление, внимание; речь, а также развивать мелкую моторику рук. Воспитывать бережное отношение к диким и домашним животным. Воспитатель выдает детям прищепки с мордочками животных и круг с различными видами пищи. Ребенку необходимо прикрепить прищепку с картинкой животного на круг около пищи, которую употребляет данное животное.
Дидактическая игра «Собери картинку».
Цель: учить детей выделять форму предмета, цвета, учить правильно собирать изображение предмета из отдельных частей; соотносить образ представления с целостным образом реального предмета, действовать путём прикладывания.
Ход игры:
Перед детьми на столе воспитатель кладёт разрезные картинки. Воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть и собрать картинку из отдельных частей.
3 Заключительная часть Вот и подошло наше занятие к концу, и мы с вами помогли освободить всех зайчат.
3.1 Анализ и самоанализ деятельности детей Воспитатель : Вот и сделали мы с вами доброе дело, вернули маме зайчихе зайчат.
Какое из заданий для вас было самым трудным и почему? А что вам больше всего понравилось?
Воспитатель: У меня в руках смайлики. Если вам все понравилось и было легко, возьмите зеленый смайлик, если что-то было сложно или непонятно, то желтый. А если вообще ничего не понравилось, то выбирайте красный смайлик.
Спасибо за работу!
4. Дальнейшая разработка темы (развивающая среда)
4.1 Обогащение развивающей среды Создание лэпбуков по теме: «Животные нашего края», разработка схем –путешествий для использования в других видах деятельности
4.2 Совместная образовательная деятельность взрослого и детей в режимных моментов Чтение рассказов.
Заучивание стихотворений.
Рассматривание альбомов, познавательных макетов, детских энциклопедий
4.3 Самостоятельная деятельность детей в свободной деятельности Игра в сюжетно –ролевые игры. Раскрашивание раскрасок о животных. Загадывание и отгадывание загадок.