Смирнова Надежда
Конспект занятия по развитию речи для детей подготовительной группы «Что мы знаем о зиме»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект совместной деятельности с детьми по развитию речи
для детей подготовительной группы
тема: «что мы знаем о зиме»
Задачи:
1. Закреплять знания детей о характерных признаках зимы: холодно, мороз, солнце не согревает, везде лежит снег, вьюга, метель, снегопад, лед, гололед, северное сияние, полярная ночь.
2. Развивать связную речь и пополнить словарный запас по теме.
3. Закрепить грамматические категории: навыки подбора существительного к прилагательному; согласование числительных с существительными.
Темочки:
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты по развитию речи
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Темочки
4. Развивать общую и мелкую моторику.
5. Воспитывать любовь к природе родного края.
Оборудование: плакаты «круг зимних явлений», «зимние развлечения»; «снежки» из поролона; дерево с пуговицами, осенние листья и снежинки из ткани с петельками; диск с записью вьюги; снежинки с зимними словами, снежинка на палочке (для зрительной гимнастики, снежинки из тонкой бумаги для дыхательной гимнастики, массажный мячик.
Герой: Незнайка
Предварительная работа: наблюдение за погодой зимой на прогулке и из окна группы. Рассматривание иллюстративно-демонстрационного материала с изображением зимы, изготовление снежинок из бумаги
Ход занятия.
Организационный момент. Дети сидят на стульях полукругом
Воспитатель: Ребята, я хочу загадать вам загадку об одном сказочном герое. Прослушайте ее до конца и отгадайте хором.
-Уверенный в себе, хоть неумейка
И от природы он большой зазнайка.
А ну-ка отгадать его сумей-ка,
Известен он под именем… (Незнайка)
Дети отвечают
Воспитатель: Правильно. Незнайка живет в цветочном городе, где всегда тепло. Он узнал, что в других городах бывает зима, идет снег. Незнайка отправился в путешествие, чтобы понять, что такое зима, посмотреть на зимние явления. Пришел он к нам в детский сад.
Основная часть.
Стук в дверь. В группу входит Незнайка.
Незнайка: Вот и я! Здравствуйте, мои друзья.
Дети здороваются.
Незнайка: Я так спешил к вам, очень хочу узнать, что такое зима.
Воспитатель: Ребята, расскажем Незнайке о зиме?
Дети отвечают.
Воспитатель:(обращает внимание на пособие, прикрепленное к переносной доске) Посмотри, Незнайка, это «круг зимних явлений». Он поможет ребятам рассказать о зиме. А ты смотри, слушай внимательно и запоминай. Я буду задавать вопросы, ребята постараются дать полный ответ, чтобы ты все понял.
Воспитатель задает вопросы:
-Что бывает зимой?
-Как можно назвать погоду, когда падает много снега? (снегопад)
-Как называется сильный зимний ветер? (метель, вьюга, пурга)
-Где зимой можно увидеть лед? (на реке, озере, лужи замерзают)
-Какое природное явление бывает зимой на Севере? (северное сияние, полярная ночь)
Дети отвечают на вопросы полным ответом.
Воспитатель: Молодцы! Поиграем в игру «Зимнее слово», и Незнайку приглашаем играть вместе с нами.
Я буду называть слова. Вы внимательно слушайте, а когда услышите «зимнее» слово, хлопните один раз в ладоши.
Воспитатель называет слова: снег, лед, лето, мороз, ромашка, снегопад, подснежник, вьюга, радуга, метель, сугроб, листопад, лыжи, ласточка, рукавицы, вьюга.
Дети хлопают, отмечая «зимние» слова.
Незнайка: Теперь я знаю, что зимой холодно, идет снег, дует сильный ветер. А ребятам не холодно?
Воспитатель: Если замерзнут руки, щеки, нос, мы сможем их согреть. Покажем Незнайке, как согреться в холод.
Пальчиковая гимнастика с элементами самомассажа «Наступили холода»
-Да-да-да, (потереть ладошки друг о друга)
Наступили холода.
Да-да-да, (указательными пальцами помассировать крылья носа)
Превратилась в лед вода.
Ду-ду-ду, (соединяем-разъединяем пальцы рук попарно)
Проскользнусь я на льду.
Ду-ду-ду, (круговыми движениями легко растираем щеки)
Я на лыжах иду.
Ды-ды-ды, (хлопаем в ладоши)
На снегу есть следы
Ди-ди-ди, (грозим пальцем)
Ну, заяц, погоди.
Воспитатель: Незнайка, мы зимой носим теплую одежду. Ребята назовите пожалуйста зимнюю одежду. Отвечайте полным ответом.
Дети отвечают. (Зимой мы носим теплую шапку. Зимой дети и взрослые одевают шубу, теплую куртку, комбинезон, штаны, валенки, теплые сапоги, шарф, варежки)
Незнайка: У нас все время тепло. Мы можем купаться, загорать, играть в футбол, кататься на велосипедах. А зимой, наверное, грустно все время сидеть дома?
Воспитатель: Нет, Незнайка, зимой нам не грустно. Можно придумать много развлечений.
Ребята, давайте расскажем, в какие игры мы играем зимой на улице. Ты слушай и смотри на картинки
Воспитатель обращает внимание на демонстрационный материал «зимние развлечения»
Дети составляют предложения. (Зимой весело кататься на санках, ледянках с горки. Зимой можно кататься на лыжах, коньках. Можно построить из снега крепость. Зимой лепят снеговиков и играют в снежки)
Воспитатель: Ребята, давайте покажем Незнайке зимние забавы, а он будет повторять за нами.
Дети встают свободно
Физминутка «Зима»
-Наконец пришла зима. (разводим руки в стороны)
Стали белыми дома, (складываем руки домиком над головой)
Снег на улице идет, (двигаем руками сверху вниз)
Дворник улицу метет, (двигаем руками из стороны в сторону)
Мы катаемся на санках, (приседаем, руки вытягиваем вперед)
Пишем на катке круги, (руки закладываем за спину, медленно кружимся)
Ловко бегаем на лыжах, (двигаем руками попеременно вперед-назад)
И играем все в снежки. (лепим и бросаем)
Воспитатель: Мы размялись. Поиграем с Незнайкой в снежки.
Игра малой подвижности «Попади в цель»
Дети получают по два снежка (из поролона) и бросают в корзину, Незнайка помогает.
Незнайка: Как весело! Обязательно научу своих друзей играть. Жаль, что я не умею лепить снежки.
Воспитатель: Не огорчайся, Незнайка. Мы научим тебя лепить снежки.
Пальчиковая игра-упражнение «Снежок»
(координация речи с движениями)
Раз, два, три, четыре. (загибают пальчики, начиная с большого)
Мы с тобой снежок слепили. (лепят, меняя положение ладоней)
Круглый, крепкий, очень гладкий (обводят указательным пальцем круг, сжимают ладонь, гладят одной ладонью другую)
И совсем-совсем не сладкий. (грозят пальчиком)
Раз- подбросим, (смотрят вверх, подбрасывают воображаемый снежок)
Два- поймаем, (приседают, ловят)
Три- уроним, (встают, роняют)
И сломаем. (топают на месте)
Дети садятся.
Воспитатель: Ребята, закройте глаза и представьте, что мы очутились в зимнем лесу.
Звучит запись вьюги.
Воспитатель: Все в лесу покрылось пушистым снегом. Природа спит зимним сном под снежным одеялом. Вокруг белым-бело. Вьюга поет деревьям свою песню.
Дети открывают глаза.
Незнайка: мне понравилась песня вьюги, но вьюга закончилась.
Воспитатель: Незнайка, на лесной опушке дерево. Давай посмотрим.
Воспитатель показывает на дерево с разноцветными листьями.
Воспитатель: Мне кажется, что с деревом что-то не так.
Дети: На дереве осенние листья, а зимой листья облетают.
Воспитатель: Я предлагаю украсить дерево по-зимнему. Отстегните листочки и пристегните снежинки.
Дети выполняют задание.
Незнайка: Какие у вас ловкие пальчики. Быстро вы украсили дерево.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, у меня волшебная снежинка, она кружится в воздухе. Проследите глазами за ее движением.
Зрительная гимнастика «Проследи, как летит снежинка» ( цель: снятие зрительного утомления)
-воспитатель вращает снежинку на разной высоте, дети следят за ее перемещением. (4-5 раз)
Незнайка: Красиво кружилась снежинка.
Воспитатель: Незнайка, а ты хочешь поиграть со снежинками вместе с нами?
Незнайка: Да, очень хочу. Научите меня.
Воспитатель: Хорошо, мы попробуем.
Дыхательная гимнастика «Снежинки» ( цель: Способствовать укреплению верхних дыхательных путей)
Воспитатель произносит слова.
Дети сдувают с ладошки маленькие легкие снежинки.
-Как подул вдруг Мороз-
В воздухе морозном
Полетели, закружились
Ледяные звезды.
Воспитатель: Вот еще снежинки. На них написаны слова. Ребята, о чем так можно сказать?
-Снежный (ком, дом, лес)
-Холодное (утро, солнце, дыхание)
-Морозный (день, воздух, узор, ветер)
-Трескучий (мороз, лед)
-Зимняя (дорога)
-Ледяные (горки, реки, сосульки)
-Колючий (ветер, снег, мороз)
Незнайка: Молодцы, ребята, хорошо отвечали. Я узнал о зиме и расскажу много интересного своим друзьям.
Итог.
Воспитатель: Ребята, чтобы вернуться из леса в группу, пусть каждый скажет, чем мы занимались и что вам понравилось.
Будем передавать друг другу мячик и говорить по очереди.
Дети передают мячик и говорят.
Воспитатель: Незнайка, мы снова в нашей группе, и дарим тебе на память снежинки, которые вырезали сами ребята.
Дети дарят снежинки Незнайке.
Незнайка: Спасибо за подарки. До новых встреч.
Воспитатель: Ребята, вы старались, я приготовила для вас раскраски «зимние забавы».
Выбирайте ту, которая понравилась.
Дети выбирают раскраску.