Юлия Карпушкина
Конспект по развитию познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Вулканы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Расширять знания детей об окружающем мире, познакомить с явлением неживой природы – извержением вулкана. В процессе детского экспериментирования удовлетворять потребности детей в познании, самостоятельности, радости и удовольствии.
Задачи:
• Образовательные:
1. познакомить детей с понятием «вулкан», дать представление о происхождении и строении вулканов;
Публикация «Конспект по развитию познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе „Вулканы“» размещена в разделах
- Вулкан. Извержение вулкана, эксперименты с детьми
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
2. формировать представления детей о природном явлении – извержении вулкана, опасностях и пользе вулканических извержений; помочь детям понять, почему вулканы – это грозное явление природы. ;
3. формировать умение правильного обращения с химическими веществами (уксусом);
• Развивающие :
1. стимулировать желание детей экспериментировать;
2. развивать эмоционально-положительное отношение к познанию окружающего мира;
3. в процессе экспериментирования развивать следующие качества психики: мышление, внимание, наблюдательность, произвольность поведения, коммуникативные способности;
4. развивать умение слушать, реагировать на обращение, используя доступные речевые средства, отвечать на вопросы воспитателя.
• Воспитательные:
1. воспитывать интерес к исследовательской деятельности;
2. воспитывать готовность к сотрудничеству, ответственность и самостоятельность при выполнении заданий;
3. воспитывать умение работать в команде.
• Словарная работа
Расширить и активизировать словарный запас в речевой практике по теме «Вулкан» (лава, вулкан, жерло, кратер, магма, вулканологи, спящий вулкан, действующий вулкан ит. д.)
• Материалы и оборудование:
ноутбук, проектор, пластиковые стаканчики, глубокие пластиковые тарелки, сода, моющая жидкость (любая, красная краска, уксус, макеты вулканов, маленькие ложечки (на каждого ребенка).
• Предварительная работа
изготовление макетов вулкана, рассматривание иллюстраций с изображением вулканов, беседы о пользе и опасности, которые несут вулканы, опыт с камнями и пемзой, чтение энциклопедий о вулканах.
Ход занятия:
Воспитатель: -Ребята, посмотрите к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся.
- Сегодня у нас с вами очередное заседание клуба "Юных исследователей".
- О чем мы с вами будем говорить, вы попробуйте догадаться сами. Давайте пройдем в наш кинозал.
Вы догадались что это за явление природы. (слайд 1)
-Сегодня мы поговорим о таком таинственном, загадочном, удивительном и грозном явлении природы, как вулкан.
Что же такое вулкан?
Вулкан (от лат. огонь, пламя) - гора, из горловины которой выбрасываются горячие газы. пар. пепел. обломки горных пород, мощные потоки раскаленной лавы, которая растекается по поверхности земли. (слайд 2)
- А вы знаете почему вулкан назвали вулканом? Послушайте легенду об этом.
Жил на свете бог по имени Вулкан. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузнецу внутри высоченной горы. Когда вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. «Вулкан» работает», - со страхом говорили люди и уходили жить подальше от этого места. С тех пор все огнедышащие горы люди стали называть вулканами, что означает «бог огня».(слайд 3)
Ребята, давайте заглянем внутрь вулкана. На вершине горы - большая чаша с крутыми склонами - это кратер. А огромная яма. уходящая глубоко в землю - жерло вулкана. На самой глубине вулкана расплавленное горячее вещество - магма. (слайд 4)
- Как же образуются вулканы? Внутри земли температура настолько высокая, что камни из твердых превращаются в жидкие. Магма кипит, бурлит и поднимается через трещины в земной коре по жерлу наружу. На поверхности магма - лава растекается по склонам. Вулканы извергаются по- разному. иногда они взрываются, выбрасывая магму, вулканические бомбочки, пепел вверх. Гора сотрясается от страшного грохота. А бывает магма вытекает спокойно. Извержение вулкана иногда сопровождается землетрясением, наводнением, цунами. Считается, что каждые 2 года на земле появляется 3 новых вулкана. В России большинство самых высоких и красивых вулканов расположены на Камчатке. Раз в 5-6 лет, иногда и чаще вулкан собирается с силами и происходит извержение, сопровождаемое вулканическими взрывами.
Почему внутри земли магма, а когда вырывается наружу - лава?
Магма - расплавленные камни и летучие газы. А когда магма выходит наружу. газы испаряются и остаются только расплавленные камни - это лава. (слайд 5)
- давайте ответим на самый главный вопрос: почему извергается вулкан и что происходит при извержении? (слайд 6-7)
Когда извергается вулкан, то вытекает наружу огненная и кипящая лава. Лава желтая и ярко-оранжевая считается самой горячей и имеет температуру 1000 и выше. Темно-красная лава сравнительно прохладная. Имеет температуру от 650 до 800.
Лава взрывается, дымится и кипит, течет вниз по склону и вытекает далеко от вулкана, по пути она все уничтожает, превращает в пепел. (слайд 8)
Когда лава утечет далеко от вулкана. она застывает и превращается в камни - пемзу. (слайд 9)
ФИЗКУЛЬМИНУТКА
- Ребята, а сейчас я приглашаю вас в нашу лабораторию. Но прежде чем пройти, давайте вспомним технику безопасности:
- Ничего не пробовать на вкус
- Со всеми веществами обращаться очень осторожно
- Быть аккуратными
- Четко выполнять все указания воспитателя
-(Показываю пузырек с уксусом) Почему на пузырьке такой знак? Да, это уксус, им самостоятельно детям пользоваться нельзя.
- Давайте пройдем в лабораторию
Ребята, сейчас мы попробуем разбудить наши вулканы.
опыт: 1 ч. л. соды
полчайной ложки моющей жидкости
немного красной сухой краски
вода
следующая жидкость уксус. Самостоятельно ей пользоваться нельзя. Вливает воспитатель
Когда идет "извержение" вулкана, читаю стихотворение :
Спустя века
Закашлял злой вулкан
и пеплом, и золой По склонам лава потекла
И землю сильно
обожгла.
ВЫВОД: Газ образующийся под воздействием уксуса на соду поднимает нашу лаву вверх и происходит извержение.
-Пройдем в наш кинозал.
- А сейчас посмотрим какие бывают вулканы.
1) Вулканы бывают действующие- это которые извергают лаву.
2) Потухшие- не извергающие лаву.
3) Уснувшие – те, которые потухли, но могут начать действовать. (слайд 10-11-12)
- Подскажите, а как называют людей которые занимаются изучением вулканов?
Дети:
Вос-ль: Правильно, вулканологами, а для чего они нужны?
Дети: Они изучают вулканы.
Вос-ль: В настоящее время ученым, которые занимаются изучением вулканов, иногда удается предупредить извержение вулканов. И жители могут покинуть город и спастись. Изучают и находят новые полезные ископаемые. Но главной их задачей это спасение людей, их эвакуирование и оповещение.
Ребята, а на острове Ява на склонах вулканов растет цветок королевская примула. Его называют цветком землетрясения. Расцветает примула только перед извержением вулкана. местные жители знают об этом и стараются уйти из домов. (слайд 13-14)
- Вулканы кажутся красивыми, но они очень опасны. Ведь огненная каша-лава,
выливаясь из горы, может разрушить города, где живут люди, устроить пожары.
- Извержение вулканов угрожает жизни людей, лава разрушает здания, перекрывает дороги. Вследствие вулканических извержений на крышах зданий, домов накапливается мощные слои пепла, что грозит их обрушением. Пепел попадает в организм человека и животных, что вредно для здоровья, пепел представляет угрозу для воздушного и автомобильного транспорта. Вулканы способны уничтожить все живое в радиусе многих километров. (слайд 15-16)
- А приносят ли пользу вулканы?
Вулканы приносят пользу, хотя и опасно жить возле вулкана. Они поднимают много полезных веществ, поэтому почва вокруг вулканов очень плодородная. Из вулканической пыли делают лекарства. удобрения, спички. Из затвердевшей лавы строят дома. (слайд 17-18-19)
Чтение стихотворения. (слайд 20)
- Клуб "Юных исследователей" заканчивает свою работу.
- Ребята, вам понравилась наша встреча в клубе?
-Скажите пожалуйста, что вы нового и интересного узнали из сегодняшнего заседания клуба?
-Какими вы были? (внимательными, умными, аккуратными, дружными и т. д.)
.-Спасибо всем за работу. Вы у меня очень способные и замечательные.