Ольга Алексеева
Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной группе «Вулканы»
▼ Скачать + Заказать документы
Составила:
воспитатель
Алексеева Ольга Владимировна
Первая квалификационная категория
Программное содержание:
Познакомить детей с профессией- вулканолога, с явлением неживой природы – извержением вулкана
Развивать у детей способность устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы.
Развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность.
Продолжать знакомить с правилами поведения в лаборатории.
Темочки:
- Вулкан. Извержение вулкана, эксперименты с детьми
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
Приобщать детей к совместной и самостоятельной деятельности по экспериментированию.
Воспитывать бережное отношение к природе; умение слушать друг друга, договариваться.
Активизировать в речи детей слова: ученый-вулканолог, лава, жерло, кратор.
Материалы и оборудование:
Ноутбук, пластиковые стаканчики (на каждого ребенка, глубокие пластиковые тарелки (на каждого ребенка, конусы из картона (на каждого ребенка, сода, моющая жидкость (любая, красная краска, уксус, маленькие ложечки (на каждого ребенка).
Предшествующая работа: просмотр видеофильма «Вулканы», беседа, рассматривание иллюстраций, картинок о природных явлениях.
Методические приемы:
1. Сюрпризный момент-письмо
2. Проблемный вопрос.
3. Художественное слово –легенда
4. Рассматривание слайдов, рассказ воспитателя о вулканах.
5. Физкультминутка
6. Экспериментальная деятельность.
7. Подведение итогов.
Ход непрерывной образовательной деятельности:
-Ребята, посмотрите к нам сегодня пришли гости, поздороваемся с ними.
-Здравствуйте, добрый день.
-Издается звук пришедшего письма.
Ребята, пришло электронное письмо. От кого же оно? Может вы знаете? Прочитаем его и узнаем от кого? Садитесь, пожалуйста, поудобнее.
«Здравствуйте, ребята. Пишут вам Фиксики. Мы просим о помощи. В школе Фиксиков задали задание: изучить вулканы, но мы не знаем о них ничего. Помогите, пожалуйста»
- Кто нам написал письмо?
-О чем они нас просят?
-А как мы можем помочь им?
- Я знаю небольшую легенду. Послушайте. Жил на свете бог по имени Вулкан. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузнецу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посередине моря. Когда вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. «Вулкан» работает», - со страхом говорили люди и уходили жить подальше от этого места. С тех пор все огнедышащие горы люди стали называть вулканами.
слайд 2 В некоторых местах на Земле есть необычные горы. Они называются вулканами. Ребята, как вы думаете, как называют вулкан? Вулкан означает «бог огня».
Слайд 3
-Ребята, посмотрите на экран, что здесь изображено?
-Чем они похожи?
-Чем они отличаются?
-Когда вулканы «спят»слайд 3, то мало отличаются от других гор. Но иногда они «просыпаются» слайд 4, и тогда, начинается сильный подземный гул, из их вершин вырывается пламя, пепел, раскаленные камни. Они окутываются дымом, звучат взрывы, а по склонам течет настоящий огненный поток. Ребята, а вы знаете, что извергает вулкан?
Это – лава. А что такое лава, кто знает?
Лава – это расплавленные, очень горячие камни. Температура внутри Земли настолько высокая, что камни из твердых превращаются в жидкие. Когда куски лавы застывают получаются новые камни.
слайд 5
Ребята, вспомните, пожалуйста, какие выбросы бывают из вулкана? ( ответы детей: пепел, лава, камни)
-Сейчас мы заглянем внутрь вулкана (слайд 6) Ребята, что вы видите? Ответы детей
-Лава из под земли поднимается по жерлу вулкана. Маша, покажи, где находится жерло. Даша, покажи жерло. Вместе повторим слово Жерло (индивидуально) Выброс происходит из кратера вулкана. Настя, покажи кратер. Вместе повторим-Кратер (индивидуальное проговаривание). Ребята, какую форму имеет вулкан (вулкан имеет форму конуса.)
- Хотя извержение вулкана всегда вселяло в людей страх и ужас слайд 7, но они жили и живут рядом с вулканами, ведь вулканы могут «спать» очень долго.
Слайд 8. Для того, чтобы узнать когда вулканы могут проснуться, предупредить людей об опасности, за жизнью вулканов постоянно следят ученые Кто-нибудь знает, как называются такие ученые? – (вулканологи)
Давайте все вместе скажем: вулканологи. Лиза, повтори, Рома, повтори.
Слайд 9 А как вы думаете, с помощью чего они узнают, когда вулкан «спит», а когда «проснется»(специальными приборами)
- Ребята, представьте, что мы находимся у подножия вулкана Ученые – вулканологи предупредили о возможном извержении через неделю. Что же мы должны сделать, как поступить? ( ответы детей: покинуть опасную территорию, закрыть все двери и окна, поставить автомобили в гараж, животных поместить в закрытые помещения, запастись продуктами питания и водой, найти возвышенное место)
- А если вулкан начал извергаться, какие наши дальнейшие действия? ( ответы детей: защитить голову от камней и пепла, избегать возможности находиться рядом с вулканом, укрыться на возвышенном месте).
- Извержение закончилось, вокруг пепел, какие наши действия ( ответы детей: защитить рот и нос марлевыми повязками, избегать езды на автомобиле, очистить от пепла круши домов, чтобы они не обрушились).
- Молодцы, мне очень понравилось, как вы рассуждали.
Слайд 10 Посмотрите на карту мира красными треугольниками показаны крупные вулканы, очень много их на Земле.
- Вулканы – несмотря на их грозность, очень красивые горы слайд 11. В нашей стране на Дальнем Востоке, Камчатке, тоже есть вулканы. Туристы приезжают туда любоваться красотой и удивительным миром вулканов. (слайд 12)
- А сейчас я предлагаю превратиться в маленьких ученых-вулканологов и самим попробовать сделать вулкан и посмотреть на его извержение. Но прежде немного отдохнем. Встаньте поудобнее.
Физминутка.
Вулканы начали "играть" -
Из жерла лаву извергать. Присесть, постепенный подъем на носочки, руки поднять вверх, потянуться, сделать несколько встряхиваний расслабленными кистями рук, опустить руки вниз.
Вулкан гремит! Вулкан пыхтит!
Как грозен он сейчас на вид! Руки на поясе, поднимаем их вверх с одновременным сжиманием и разжиманием пальцев рук в кулак. -2 раза
Но вот он начал уставать -
Огонь в нём начал угасать. Медленное опускание рук с одновременным приседанием в низ
Последний раз огнём дыхнул -
Сидя в приседе, долгий сильный выдох. Дышат как драконы «извергающие огонь»
И на десятки лет уснул.
Складывают руки под щеку «засыпают, спят»
-Мы с вами отправимся в лабораторию. Но прежде, чем мы окажемся в лаборатории, вспомним правила поведения: сидеть тихо, не вертеться, руками без разрешения ничего не трогать. Готовы?
- Вместе со мной произносим слова:
вокруг себя мы повернёмся раз, два, три,
вперёд немножечко пройдёмся раз, два, три,
глаза ладошками прикроем и в лаборатории окажемся.
-Вот мы и в лаборатории юных исследователей. Прежде чем начать работу, мы с вами должны надеть соответствующую одежду: шапочки и повязки на лицо.
-Ребята, присаживайтесь, пожалуйста, за столы. На ваших столах лежит различный материал. Прежде чем начать работу, вспомним Правила безопасности работы в лаборатории. (Содержать место для проведения работ в порядке; аккуратно пользоваться емкостями, аккуратно набирать сыпучие и жидкие растворы; не брать в рот предметы и жидкости.).
Ребята, на ваших столах лежать пластиковая тарелка, которая выполнит роль земли, пластиковый стаканчик-это жерло, а форму вулкана придаст конус, сделанный из картона
-Последовательность проведения эксперимента.
На жерло (пластиковый стаканчик) одеваем конус,
кладем чайную ложку соды, моющего средства, добавляем красную краску.
После чего готовые вулканы ставятся на середину стола и воспитатель сам добавляет лимонную кислоту (сок лимона или уксус).
Наблюдаем извержение вулкана.
Дети приглашаются к маленькому столику накрытый красивой салфеткой (под салфеткой макет вулкана, внутри сладкий сюрприз).
- Ребята, но не все вулканы такие грозные, у меня есть вулкан, который не извергает камни, лаву, а извергает сладкие подарки. (Из кратера макета достаются конфеты).
-Прежде чем угоститься конфетами, скажите пожалуйста, что вы нового и интересного узнали сегодня?
-Почему же вулкан называют «богом огня»?
-А что вам понравилось больше всего?
- Ребята, как вы думаете, мы помогли Фиксикам?
-Молодцы, ребята. Вы сегодня были активными, старательными. Даша и Настя, помогите пожалуйста убрать со стола и мы все вместе угостимся конфетами, а потом напишем письмо Фиксикам о том, что мы узнали о вулканах.