Олеся Мацкевич
Конспект занятия по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Слова, многообразие слов, графические навыки.
Программное содержание:
Учить понимать и правильно употреблять термин «слово»
Познакомить с многообразием слов и учить внимательно слушать текст стихотворения, подбирать слова не просто близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу
Закреплять навыки правильного произношения
Стимулировать зрительно-поисковую активность
Формировать избирательность зрительного восприятия
Развивать графические навыки-рисования коротких отрывистых линий
Формировать умение понимать поставленную задачу и выполнять ее самостоятельно
Темочки:
Формировать навык самоконтроля и самооценки.
1. Игра «Подскажи словечко»
Стихотворение Е. Серовой
Гладко, плавно лился стих, Чтобы снова в добрый путь
Вдруг споткнулся и притих, Стих потек, как речка,
Ждет он и вздыхает: Помоги ему чуть-чуть,
Слова не хватает! Подскажи словечко.
Предложить детям подсказать подходящее по смыслу слово в конце каждого двустишия.
Я сегодня утром рано Уронили мишку на пол,
Умывался из под…. (крана) Оторвали мишке …. (лапу)
Зайку бросила хозяйка,
Под дождем остался … (зайка)
Обратить внимание детей на то, что они подсказали много слов и все они звучат по-разному.
2. Игра «Найди и обведи» (лист1, рисунок 1)
Задания детям:
Подсказать слово, найти названных животных на картинке и обвести их.
Часто к озеру напиться Уронила белка шишку,
Ходит рыжая …. (лисица). Шишка стукнула …. (зайчишку)
Рады мальчики и девочки,
Рады зайчики и … (белочки).
3. Физкультминутка
Игра с мячом «Назови скорее»
Описание игры: дети стоят по кругу, педагог бросает мяч ребенку и просит выполнить одно из перечисленных ниже заданий; ребенок, выполнив задание, бросает мяч педагогу.
Задания детям:
Назови, какие ты знаешь игрушки?
Назови фрукты.
Назови овощи.
Назови домашних животных.
Назови диких животных.
Обратите внимание детей на то, что они назвали много слов, и все они звучат по-разному и обозначают разные предметы.
4. Дорисуй картинку (лист 1, рисунок 2)
Задания детям:
-рассмотреть рисунок, назвать тех, кто моется под душем. (лягушка, мышка, поросенок)
-отгадать загадку:
Этот дождик не простой,
Дождик теплый и густой.
Он без туч, без облаков
Целый день идти готов (душ)
Скажите, что в кабинках у мышки и поросенка не льется вода, и предложить детям нарисовать «дождик», как показано на рисунке.
5. Самоконтроль и самооценка выполненной работы
По словесной инструкции:
Спросите у детей, все ли обвели лису, зайку, белку? Во всех ли кабинках льется вода из душа?
Если все задания выполнены правильно, предложите нарисовать внизу зеленый кружок, если частично- желтый, если много ошибок- красный.
(Эти цвета символизируют светофор)
Самоконтроль по образцу:
Детям предъявляется лист с правильно выполненным заданием, и дети соотносят свою работу с образцом.
Желательно чередовать виды самоконтроля, развивая у детей как зрительное, так и слуховое восприятие.
6. Дополнительный материал для работы вне занятий (слова, многообразие слов)
Игра Что делает кошка? Что делает собака?
Материал к игре: кошка, собака (игрушки, можно использовать иллюстрации.
Сначала спросите детей, какая кошка? (серенькая, пушистая, маленькая) Какая собака? (белая, мохнатая, большая).
Обратите внимание на звучание слов, пусть дети повторяют эти слова несколько раз. Уточните разное произношение этих слов.
-что делает кошка, когда видит мышку? (крадется, бежит, ловит, подкрадывается)
-что делает кошка, когда видит нитку с бантиком? (бегает, играет, подпрыгивает, хватает, тащит, радуется)
-а что еще умеет делать кошка? (мяукать, лакать, царапаться)
-что делает собачка, когда видит кошку? (ловит, бежит, лает, хочет поймать, укусить).
Предложить детям еще раз повторить слова о кошке, собачке, вслушаться в звучание этих слов.
Игра «Чудесный мешочек»
В мешочке лежат разнообразные предметы, которые можно узнать на ощупь (мяч, шарик, ложка, грибок, маленькая машинка, матрешка, пирамидка).
Детям предлагается на ощупь не только определить, что это за предмет, но и сказать, из чего этот предмет сделан.
На прогулке
Предложить детям посмотреть на деревья и сказать, какие они? (высокие и низкие). Какие стволы у деревьев? (тонкие и толстые). Какого цвета листья на деревьях? (зеленые, красные, оранжевые, разноцветные).
Повторяя вместе с детьми слова, фиксируйте их внимание на разнообразие звучания каждого слова.