Ирина Волкова
Конспект занятия по развитие речи в старшей группе «Чтение стихов о поздней осени»
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактическое упражнение «Заверши предложение»
Конспект по развитие речи в старшей группе.
Тема «Чтение стихов о поздней осени. Дид/упражнение «Заверши предложение»
Задачи. 1. Приобщать детей к поэзии. Упражнять в составлении сложноподчиненных предложений.
2. Развивать речь детей, поэтический слух, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
3. Воспитывать выдержку, умение слушать и слышать друг друга, не перебивать товарища
Публикация «Конспект занятия по развитие речи в старшей группе „Чтение стихов о поздней осени“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Осень. Занятия по развитию речи
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Стихи про осень для детей
- Темочки
Методы и приемы. Игровая мотивация, худож. слово, демонстрация репродукций (ИКТ, беседа, физминутка, чтение, игровое упражнение «Закончи предложение», анализ.
Ход занятия:
Вводная часть.
Вос- ль: - Ребята, отгадайте загадку и вы узнаете, о каком времени года мы сегодня будем говорить.
Листья с веток облетают.
Птицы к югу улетают.
"Что за время года"? – спросим.
Нам ответят: «Это?» (осень)
- Сегодня мы будем говорить об осени. Выясним, что происходит в природе в это время года. Будем читать стихи, рассматривать репродукции картин и отмечать, чем красива осень.
Основная часть.
1. Беседа об осени (характеристика погоды; осенние изменения в природе; осенние месяцы).
- Какое сейчас время года? (осень)
- Назовите осенние месяцы. (сентябрь, октябрь, ноябрь)
- Какой сейчас месяц? (ноябрь)
- Значит, на дворе поздняя осень. Что значит «поздняя»? (скоро наступит зима)
2. Рассматривание репродукций картин об осени.
- Ребята, сейчас я Вам покажу репродукции картин русских художников. Используя проектор демонстрирую детям репродукции картин.
- Исаак Левитан назвал свою картину «Золотая осень». Как вы думаете, почему?
- Какая осень? (Красивая, яркая, солнечная, тихая.)
- Ребята, посмотрите на репродукцию картины «Поздняя осень» Кубарева Вячеслава.
Какую осень вы видите здесь? (Мрачная, холодная, темная, дождливая.)
- Алексей Кондратьевич Саврасов свою картину назвал «Осень».
-Какая осень представлена на этой картине? (Поздняя, темная, сырая)
- Осень бывает разной – может быть теплой и солнечной, такую осень еще называют золотой, а может быть холодной и дождливой – это поздняя осень.
Физминутка. "Мы – листики осенние"
Мы, листики осенние,
На веточках сидели.
Ветер дунул, полетели.
Мы летели, мы летели.
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал.
И листочки все поднял.
Повертел их, покружил.
И на землю опустил.
(Дети имитируют действия «листочков» по тексту стихотворения : летают по комнате, вновь тихо садятся, поднимаются, кружатся, садятся на корточки и снова садятся.)
3. Чтение стихотворений.
Воспитатель читает детям трудное для восприятия, но завораживающее своей музыкальностью и красотой сравнений стихотворение И. Бунина «Листопад».
Затем повторяет отрывки из стихотворения, предлагая детям вслушаться в строки: «Лес, точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный…», «Воздушной паутины ткани блестят, как сеть из серебра…», «И точно белый лепесток на паутине замирает…» (о мотыльке).
«Замечательные русские поэты рассказали в стихах об осени так, как увидели и почувствовали ее», – продолжает разговор педагог и читает 2–3 стихотворения, например, А. К. Толстого «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад…», А. Пушкина «Уж небо осенью дышало…» (из романа «Евгений Онегин», А. Майкова «Осенние листья по ветру кружат…».
Воспитатель выясняет у детей, какое стихотворение им особенно понравилось и читает его еще раз.
4. Игровое упражнение «Закончи предложение».
(Для смены деятельности, это упражнение можно провести в кругу с мячом)
- Я буду задавать вопросы, а вы должны на него ответить (Добиваться полного ответа)
Листья осенью (что делают) – желтеют и опадают.
Дождь осенью (что делает) – моросит, идет.
Урожай осенью (что делают) – убирают.
Птицы осенью (что делают) — улетают в теплые края.
Деревья осенью (что делают) — роняют листья.
Звери осенью (что делают)— готовятся к зиме, меняют шубки.
Когда на улице дождь и ветер (что мы делаем) - мы сидим дома.
В яркий солнечный день хочется на улицу (чтобы что делать) - чтобы поиграть с друзьями.
На улице пасмурно и дождливо, поэтому (я что сделал) - я взял с собой зонтик.
Когда на улице дождь и ветер (мы что делаем) – мы не выходим на прогулку.
В яркий солнечный день хочется на улицу (чтобы что делать) - чтобы погулять.
Рефлексия
«Осеннее дерево».(На магнитной доске на листе А2 аппликация «Дерево осенью», заранее вырезанные листочки дерева жёлтого и коричневого цвета по количеству детей.)
- Я предлагаю вам листочки – желтые и коричневые. Если вам понравилось наше занятие, возьмите желтый листок и прикрепите на наше осеннее дерево, а если вам что-то не понравилось, то возьмите коричневый листок.
Посмотрите, какой дерево у нас получилось!