Олеся Магеррамова
Конспект занятия «Дары Осени» — развитие речи старшая группа
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
1) продолжать развивать диалоговую речь, совершенствовать умение составлять небольшие рассказы, развивать речевую фантазию; побуждать детей продолжать рассказ, начатый педагогом, развивая сюжет.
2) продолжать учить детей образовывать однокоренные слова, обогащать словарный запас, подбирать глаголы, сочетая их с существительными, учить объяснять значение слов.
Материалы к занятию :
Демонстрационный-набор рисунков по теме “ Дары осени», картинки «Сбор урожая на огороде», «Сбор урожая в саду», картинки с изображением овощей и две корзины.
Публикация «Конспект занятия „Дары Осени“ — развитие речи старшая группа» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Занятия по развитию речи
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Ход занятия:
Воспитатель читает отрывок из стихотворения Л. Завальнюк :
«Солнце, солнце, веселей,
Посвети ещё погрей!
Дождик, дождик, не мешай
Собирать нам урожай:
Груши, яблоки в садах,
Помидоры на полях,
Не мешай пшеницу жать,
Не мешай ты нам копать
Свеклу, редьку и картошку
И, конечно же, морковку ;
Бруснику, клюкву понемножку,
Чудо – ягоду морошку
В час по полному лукошку
На болотах набирать ;
Собирать грибы, орехи,
Чтоб, когда замёрзнут реки
И когда придёт зима,
Были полны закрома».
- Расскажите, о чём это стихотворение?
Всё,что собираем в садах, на огороде, на полях, как назвать одним словом (Урожай).
Как ещё можно назвать то, что вырастили, и то что собрали в лесу, на болоте (Дары осени).В какое время года мы собираем урожай (Осенью).Осень нам дарит этот урожай. Что же нам дарит осень (Последнее тепло, разноцветные листья, овощи, фрукты, ягоды, грибы, орехи, травы, зерно…всё, что поспевало и созревало летом.) Осень называют заготовительницей. Почему? Почему осень-хлопотливая пора для животных, птиц, людей? (Осенью все дружно запасают себе пропитание на зиму- люди собирают урожай в саду, огороде, в лесу; зимующие птицы прячут семена» про запас «в расщелины коры деревьев; животные которые не спят зимой, заготавливают пропитание впрок)
На доске набор рисунков по теме «Дары осени».
- Внимательно рассмотрите рисунки и скажите, что в них общего, что их объединяет? Какое общее название вы бы могли дать этой выставке (Дары осени)Расскажите, что же дарит нам осень?
Заслушиваются несколько рассказов.
- А сейчас мы отправимся с вами в огород. Рассмотрите внимательно картинки «Сбор урожая на огороде» и ответьте на вопросы. Когда собирают основной урожай на огороде? Что собирают на огороде? Назовите овощи, которые собирают только осенью. Какие инструменты необходимы человеку для работы на огороде? Зачем нужны грабли (Рыхлить, ровнять) Лопата? Копать, выкапывать, перекапывать.) Вилы? (Рыхлить). Лейка? Поливать). Ножницы-секатор (Срезать, обрезать.) Как заготавливают овощи на зиму? (Сушат, солят, маринуют, морозят) Где хранят собранный урожай?
Педагог предлагает детям составить рассказ «Урожай с огорода «Заслушивают 1-2 рассказа.
Физкультминутка.
«Мы капусту рубим, рубим,
Мы морковку трём, трём,
Мы капусту солим, солим,
Мы капусту жмём, жмём».
-Что можно приготовить летом и осенью из овощей?
Дидактическая игра «Из чего салат?»
-Салат из овощей как называется? (Овощной.)
-Салат из огурцов? (Огуречный.)
-Из моркови? (Морковный.)
-Из свеклы? (Свекольный.)
-Из картошки? (Картофельный.)
-Из капусты? (Капустный.)
Дидактическая игра «Вершки и корешки».
Дети садятся полукругом. Перед ними картинки с изображением овощей и две корзины.
- Разложите овощи в корзины по их съедобной части. Если съедобен вершок-то в первую корзину, если съедобен корешок- то во вторую корзину. Овощи разложены. Молодцы! Расскажите, что собрали в корзины, почему. Теперь мы с вами отправимся в сад.
На доске рисунки с изображением сбора урожая в саду.
-Что собирают осенью в саду? Какие фрукты, ягоды? Как заготавливают их на зиму? (Сушат, варят, замораживают, отжимают сок)
Дидактическая игра «Что из чего?»
- Сок из яблок как называется? (Яблочный.)
- Джем из груш? (Грушевый.)
- Повидло из слив? (Сливовое.)
- Варенье из вишни? (Вишнёвое.)
- Сок из персиков? (Персиковый.)
- Повидло из абрикосов? (Абрикосовое.)
-Джем из смородины? (Смородиновый.)
-Сок из малины? (Малиновый.)
- Варенье из клубники? (Клубничное.)
Дидактические игры.
Воспитатель предлагает составить рассказ «Урожай сада».
Заслушиваются 1-2 рассказа.
-Всё собрали, кладовые полны!
Воспитатель рассаживает детей на ковре и предлагает детям послушать рассказ, а затем продолжить его.
- Катя и Рома отдыхали летом в деревне. Прошло лето, наступила осень. Осень-время сбора урожая в огороде, в саду. Дети помогали бабушке. Они…
Дети придумывают продолжение рассказа. Заслушиваются рассказы всех желающих.
-Чьё предложение вам понравилось больше? Почему?
Хорошо, ребята, вы все у меня большие молодцы!
Давайте с вами заготовим корзинку с овощами которыми наградила нас осень!
Приступаем к коллективной работе.
Вот такая корзинка у нас получилась!