Елена Сафина
Конспект по познавательному развитию «Заседание Совета юных ученых» с детьми старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект по познавательному развитию с детьми старшей группы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНЕ
ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 20 г. ЛИПЕЦКА
образовательной деятельности по области
«Познавательное развитие»
«Заседание Совета юных ученых»
с детьми старшей группы.
Подготовила:
Публикация «Конспект по познавательному развитию „Заседание Совета юных ученых“ с детьми старшей группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2017
воспитатель
1 квалификационной
категории
Е. А. Сафина
Липецк, 2015 г.
Тема: «Заседание Совета юных ученых»
Цель: Формирование у детей бережного отношения к воде, как к важному природному ресурсу, обобщение знаний детей о живой и неживой природе.
Задачи:
Развивающие
1. Развивать произвольное внимание; диалогическую речь, способность самостоятельно задавать интересующий вопрос;
2. Развивать эмоционально-положительное отношение к познанию окружающего мира;
3. Развивать наблюдательность детей, их умение анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы.
Образовательные
1. Закрепить полученные знания о воде;
2. Расширить и углубить представления детей об окружающем мире посредством знакомства с веществом и тремя его основными состояниями (жидкое, твердое, газообразное);
3. Сформировать представление о взаимодействии и переходе вещества из одного состояния в другое;
4. Учить решать проблемные задачи.
Воспитательные
1. Воспитывать желание интересоваться явлениями окружающего мира;
2. Воспитывать усидчивость; интерес и способность работать в группах, коллективе;
3. Продолжать воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.
Методические приё мы: игровая мотивация, познавательные задания и вопросы, использование художественного слова, элементы игровой деятельности, практические действия.
Словарная работа: обогащать словарь детей словами: жидкое и газообразное, твердое состояние, испарение; ученые; опыты.
Индивидуальная работа: следить за речью детей, оказывать помощь при ответах на вопросы.
Предварительная работа:
1. Чтение рассказов, стихов, разгадывание загадок
2. Нахождение материала о воде
3. Рассматривание энциклопедий, иллюстраций пр.
4. Прослушивание музыкальных записей
5. Проведение исследований, опытов
6. Работа со словарем
Материально-технические ресурсы: термос с горячей водой, стекло, лед, аквариум, перчатки
Ход занятия:
Дети в белых халатах под шум воды входят в зал. Приветствуют гостей…
Поудобней садитесь,
Не вертитесь, не крутитесь.
Дети, ой, что утром было,
Я же вам сказать забыла —
Только в садик я зашла,
Ко мне Капелька пришла (показывает Капельку,
Плачет бедная, грустит,
А потом мне говорит:
«Дети кран закрыть забыли,
И все капельки уплыли!»
И сказала я в ответ:
«Нет, таких детей здесь нет!
Воду попусту не льем,
Мы водичку бережем!»
Капелька заулыбалась (Воспитатель переворачивает ей ротик на улыбку).
И у нас в саду осталась
Ребята капелька совсем мала и не знает какими свойствами обладает, я предлагаю посетить лабораторию знаменитого ученого который знает все о чудесных превращениях воды, но чтобы туда попасть необходимо вспомнить все что мы знаем о воде.
- глобус (сравнение чего больше воды или суши,
- «+» и «-» качества
- свойства воды (бесцветная, прозрачная, без вкуса, без запаха)
Воспитатель: - молодцы. А сейчас пришло время отправится в лабораторию ученого.
Отправляются под шум воды в лабораторию (дети закрывают глаза и в слух считают до 10).
Воспитатель (за трибуной в одежде ученого)
Я приветствую вас, мои юные друзья, в зале заседаний совета юных ученых. В последнее время вы много говорили о воде и решили посетить мою «лабораторию». Что вас привело ко мне?
Дети ….(Мы хотим, чтобы вы помогли капельки узнать в каких состояниях она может находится).
Воспитатель: - Уважаемые коллеги! Нам предстоит трудная задача:
Прошу пройти в лабораторию к столу
Дети становятся вокруг стола для опытов.
ОПЫТ №1
Я предлагаю Владу рассказать о своем исследовании.
РЕБЕНОК…. (Мы знаем, что вода состоит из мелких капелек, хотя они и соединены друг с другом, но не очень крепко, поэтому вода растекается. Вода – жидкое вещество, и это можно изобразить вот такой схемой) :
Воспитатель: Но вода бывает не только в жидком состоянии.
ОПЫТ №2
- Посмотрите, что это? (Воспитатель показывает термос.)
- Для чего нужен термос? (Он сохраняет тепло, любая жидкость остается горячей долгое время.)
- Как вы думаете, почему из термоса выделяется пар?
(Вы вскипятили воду и налили в термос, в термосе находится кипяток, горячая вода.)
Воспитатель накрывает термос стеклом, поднимает стекло.
Воспитатель: - Из термоса выделялся пар, а на стекле мы видим капельки воды, как так получилось? (Ответы детей.)
Что стало с паром, во что он превратился? (Пар превратился в воду.) Значит, пар – это тоже вода.
Воспитатель: - Сильно нагретая вода при высокой температуре превращается в пар. А, пар, остывая, превращается в воду. В природе – пар поднимается вверх, остывает в воздухе и выпадает на землю в виде осадков. Назовите, какие бывают осадки (дождь, снег, град, роса, туман и т. п.).
Воспитатель: В паре расстояние между частичками больше, чем в воде, и они быстрее двигаются, «разлетаются». Такое состояние вещества называют газообразным. Газообразное состояние можно изобразить так:
ОПЫТ №3
- Уважаемые коллеги, продолжим исследование.
- Ксюша, что можешь ты рассказать о своем исследовании. Как говорит народная мудрость: «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».
РЕБЕНОК…. (Для опыта я подготовила кубики льда. (Ксюша предлагает детям, надеть перчатки и взять в руки кубик льда, а сама берет кубик льда в голые руки.)
Воспитатель: - Как вы думаете, у кого из нас лед растает быстрее? (Верно, лед быстрее растает у меня, посмотрите, потому что он соприкасается с теплом моих рук.)
- Во что превратился лед? (Лед превратился в воду.)
-Ярослав, а почему у тебя лед тает медленно? (У меня на руках перчатки.)
Ксюша: … (Перчатки разъединяют тепло рук и холод льда).
Воспитатель: Исследователь Ксюша, мне интересно, как же вы получили лед?
Ксюша: ….(Я налила воду в формочку и поставил в холодильник. При низкой, холодной температуре вода замерзла и превратилась в твердое вещество – лед).
Воспитатель: Спасибо вам за проделанную работу.
Ксюша:…. (В твердом веществе, капельки расположены очень плотно друг к другу и двигаются медленно. Твердое вещество можно изобразить так:)
Воспитатель: - Таким образом, вода может находиться в трех состояниях: жидком, газообразном и твердом.
Капелька это еще не все, самое интересное тебя ждет впереди
Игра «Капельки»
Воспитатель: А сейчас Я вас превращаю в капельки воды. Встанем в круг, возьмемся крепко за руки. Представим, что нам очень холодно. В какое время года нам очень холодно (зима). Ребенок из картин собирает зиму
- Во что мы превратимся? (В лед). Дети крепко обнимают друг друга
- Вообразим, что наступила весна, мы согрелись, опять превратились в капельки, капельки соединились в ручьи и побежали. (Дети начинают движение по кругу, ускоряясь). Ребенок из картин собирает весну.
- Наступило ещё теплее, капельки превращаются в маленькие газообразные частицы (пар, которые разлетаются в воздухе. (Дети расцепляются, кружатся каждый сам по себе). Ребенок из картин собирает лето.
Воспитатель: -Так о каком свойстве воды мы с вами вспомнили, поиграв в эту игру?
Дети: ….(Вода может быть твёрдой (лёд, жидкой и парообразной).
Воспитатель: - Уважаемые, коллеги. Сегодня в нашей «загадочной лаборатории» вы и капелька увидите какой красотой обладает капелька. Прошу сесть за столы.
Эксперимент горячей и холодной воды (что легче)
Воспитатель: - Ребята давайте нарисуем море и подарим нашей капельки ведь когда она подрастет она станет частью этого моря. Мы будем рисовать не кисточками, а зубными щетками. (Дети рисуют море (волны) воспитатель читает детям отрывок из стихотворения В. Орлова «Я рисую море»)
Я рисую море,
Голубые дали.
Вы такого моря
Просто не ведали!
У меня такая
Краска голубая,
Что волна любая
Просто как живая…
Рисунок на льду
Воспитатель: - Мои юные ученые вы меня сегодня порадовали своими правильными ответами, скажите пожалуйста где вы находили информацию о воде?
Дети … (Рассказывала мама, звонили бабушке, в книгах, просмотр телепередач, в Интернете, по радио, в газетах и журналах).
Воспитатель: - Вы правы, источников информации много. Узнать, что вы знаете о воде, нам поможет корреспондент.
- Кто такой корреспондент?
Дети … (Человек, специально отправленный за информацией).
Воспитатель: - Ярослав становится у нас корреспондентом.
Корреспондент подходит к детям и задает интересующие его вопрос
1. Здравствуйте. Как вы думаете, на земле много или мало воды? (Много, а почему?
2. Как человек использует воду? (Пить, купаться, поливать, для строительства и т д)
3. Какой вред от воды? (Наводнение, холодная, горячая)
4. В каких состояниях может находиться вода? (В ходе исследовательской деятельности я познакомилась со свойствами воды, она может находиться в 3 состояниях (жидком, твердом и газообразном)
5. Какие свойства воды вы знаете?
6. Что случилось бы, если вода вдруг исчезла? (Погибло все живое)
В результате опроса я пришел к выводу, что вода, благодаря своим свойствам, может являться интересным материалом для опытов, наблюдений и творчества.
Воспитатель: - Уважаемые коллеги мне сегодня было приятно работать с вами и проводить новые исследования, капельки я желаю расти, а сейчас вам пора возвращаться. Возьмитесь за руки и посчитайте в обратном порядке от 10 до 1.