Татьяна Панченко
Конспект по познавательному развитию в младшей группе «Путешествие в зимний лес»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: продолжать знакомить детей с дикими животными, их жизнью зимой
Задачи:
Образовательные:
Формировать знания об окружающем мире, развивать умение различать диких животных, характерные особенности внешнего вида животных, уточнить названия жилищ, повадки.
Развивающие :
Развивать интерес к живой природе, эмоциональную отзывчивость, слуховое восприятие, связную речь, наблюдательность, мыслительную активность.
Воспитательные:
Воспитывать у детей любовь к животным и желание оказывать им помощь.
Предварительная работа:
Публикация «Конспект по познавательному развитию в младшей группе „Путешествие в зимний лес“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимний лес. Прогулки, путешествия по зимнему лесу
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Темочки
Знакомство с дикими животными, рассматривание картин с изображением диких животных, работа с разрезными картинками, чтение художественной литературы, отгадывание загадок, заучивание стихотворений, дидактические, пальчиковые и подвижные игры «У медведя во бору», «Зайка серенький», решение проблемных вопросов. Чтение художественной литературы : русские народные сказки "Зимовье зверей", "Рукавичка", "Лиса и заяц" в обработке М. Булатова, "У страха глаза велики" обр. В. Даля, "Теремок" обр. М. Серовой, Д. Мамин-Сибиряк. "Сказка про храброго Зайца — Длинные уши, косые глаза, короткий хвост". Художественно-эстетическое развитие рисование "Зайчик на снегу".
Оборудование:
Музыка- сопровождение, имитация зимнего леса, берлоги, деревья, ёлки, шишки, грибы, магнитная доска иллюстрации диких животных, мягкие игрушки животных (медведь, лиса,волк, белка, заяц).
Деревья-елки, дидактическая игра "Кто где живет?", музыка Чайковского "Зимний лес",
Словарная работа: Активизировать предметный словарь (берлога, дупло, нора, логово, запасы, словарь признаков (длинный - короткий, большой – маленький, хитрая, трусливый)
Ход занятия:
Организационный момент (дети из окна группы с воспитателем наблюдают за природой)
- «Вы, ребята посмотрите,
К нам опять пришла зима,
Белой шубой приодела
И деревья и дома!»
Игровая ситуация «Путешествие в зимний лес»
- Ребята, скоро праздник Новый год! Все получают подарки, угощения, радуются. А как же живут дикие животные в лесу, ведь им холодно и голодно. Может быть совершим путешествие в зимний лес, познакомимся с ними и угостим зверей ( берем корзинку с угощением: морковь, шишки, орехи, семечки, бочонок с медом)
-Потеплее оденемся. Пора в путь - дорогу!
-Я знаю волшебные слова, которые нужно сказать, чтобы оказаться в зимнем, сказочном лесу.
-Повторяйте за мной.
-Чтоб попасть нам в зимний лес, полный сказок и чудес, дружно мы в ладоши хлопнем и ногою все притопнем. Чудо, чудо свершись!
В группе смоделирован «Зимний лес».
(пока дети проговаривают слова, младший воспитатель, открывает поляну, на которой стоят елки, деревья, пеньки, предварительно накрытую тканью
-Детский сад наш изменился
Мы отправимся гулять
Воспитатель предлагает подойти и рассмотреть «Зимний лес»(музыка Чайковского "Зимний лес")
Как здесь красиво!
Белым снегом замело,
Все кругом — белым-бело
Закружились вдруг снежинки
И сугробы намело!
По сугробам мы шагаем (высоко поднимая колени)
Выше ноги поднимаем
Справа-хлоп, и слева - хлоп (хлопки)
Посмотрите тут сугроб!
-Сугробы бывают большие и маленькие. Кто под большим сугробом может быть? Кто же может спрятаться под маленьким сугробом?Акак нужно вести в лесу?
В лесу надо себя вести тихо и осторожно, чтобы не напугать зверей, близко к опасным животным не подходить.
В лесу живет много диких животных, они по-разному приспосабливаются к условиям, в которых проживают.
-Ребята, каких диких животных мы с вами уже знаем?
Физкультминутка.
Покажите мне, ребята,
Как в лесу живут зверята,
Как лисёнок просыпается,
Как бельчонок умывается,
Как зайчонок поскакал,
Как волчонок пробежал!
(дети имитируют движения в соответствии с текстом)
Вспомним, кто, где живет, как называется дом у каждого животного.
У лисы - нора
У медведя - берлога
У волка - логово
У белки - дупло
-Давайте теперь мы поиграем в игру «Кто, где живет». Нам с вами нужно будет каждого животного поместить в свой «домик». А то звери играли все вместе и потеряли свои жилища.
- Поможем им?
Воспитатель предлагает детям выбрать картинку любого животного (волк, лиса, медведь, белка) и поднести ее к домику (на магнитной доске-норка, кустик, берлога, дупло). Во время игры при затруднении детей педагог помогает детям. Так же воспитатель задает вопросы: «Какого животного ты выбрал?», «Как называется его домик?», «Какого цвета шубка у этого животного?».
-А теперь сядем на пеньки и отдохнем немного.
Сегодня мы поближе познакомимся с зайцем.
Рассказ воспитателя (показ картинки)
Зима! Мороз! От лютой стужи и холода прячутся все животные. А у зайца нет ни норы, ни гнезда. Сегодня под кустиком выспится, завтра в овражке приляжет или ямку выроет в снегу. Зато шубка у него теплая, пушистая, белая (с приходом зимы, она поменяла свой цвет с серой на белую). Ушки у него длинные, хвостик короткий, бегает быстро не зря его в сказках называют зайчик - побегайчик. Но он еще и трусишка.
Зайка по лесу ходил,
Шубку он свою сменил
На красивый белый мех,
Чтобы прятаться от всех.
В шубке ему тепло и от врагов спрятаться не трудно, прижался к снегу, попробуй - разгляди. А врагов у него хватает. Кто же у него враги?
Загадки о диких животных
Бродит он зимой холодной -
Злой, сердитый и голодный (Волк)
Рыжая плутовка
Спряталась под елкой
Зайца ждет хитрюга та
А зовут ее? (лиса)
Днем заяц спит, а как наступит ночь выходит погулять, покормиться. Пока снега немного, лапками разгребет, глядишь найдет молодую травку. Как наметут сугробы, уж зайцу снег не раскопать, зато на высокий сугроб заберется, веточки кустов, деревьев, кору обгрызает. Трудно зайцу добраться до веточек. Но когда уж совсем голодно зайчишке, наведывается он в деревню. Придет поздно вечером, когда все спят, из стога сено подергает, наестся и обратно. Так и живет заяц всю зиму.
- Ребята, давайте поможем зайчику добраться до еловых веточек, освободим елочку от снега.
Дыхательная гимнастика «Ветерок»
Руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох через нос, выдох через губы трубочкой (повторить 3-4 раза)
Заяц боится своих врагов и старается их запутать.
В лесу недолго до беды.
Умей запутывать следы!
Попробуй угадай-ка,
Куда девался зайка? (идем по следам)
Д/игра «Найдем зайца»
(находим фрагменты разрезанной картинки изображения зайца и собираем ее за столом.)
Зайка бегает быстро
И прыгает ловко,
Всё потому, что
Ест он морковку!
Молодцы ребята. Пришла пора раскладывать гостинцы под елкой.
Давайте вспомним, кого мы видели в лесу?
Дети: Белку, зайца, лису, волка, зайца.
.
Воспитатель: Как звери готовились к холодам?
Дети: Заяц поменял свою шубку на белую, белочка на серую, а медведь уснул в берлоге.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Все запомнили! Мне очень понравилось, как вы вели себя в лесу: не шумели, ходили осторожно, чтобы не напугать зверей, близко к опасным животным не подходили!
Ребята, сегодня мы совершили хороший поступок. Поддержали диких животных в трудное для них время. Животные - это часть природы, их надо оберегать и заботиться о них.
Нам пора возвращаться в детский сад.
Повторим волшебные слова
-Дружно мы в ладоши хлопнем и ногою мы притопнем.
Чудо-чудо свершись, в детском саду ребята окажись.