Наталья Сметанникова
Конспект занятия по познавательному развитию «История часов»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: знакомство детей с разнообразием мира часов и их историей.
Задачи:
• Обучающие:
Расширять и углублять представления детей о часах; активизировать поисковую и творческую деятельность детей через проблемные ситуации.
• Развивающие :
Продолжать развивать навыки исследовательской деятельности; развивать визуальную, мышечную память, логическое мышление.
• Воспитательные:
Воспитывать уважительное и доброжелательное отношение к сверстникам; формировать чувство взаимного уважения, самоуважения, умения считаться с интересами других.
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию „История часов“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Часы. Знакомство с часами, временные представления, время
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2018
Оборудование и материалы:
•Цветная бумага, таз с водой.
•Разрежьте бутылку на две части пополам. Верхняя часть – это часть с горлышком и крышкой. Нижняя часть – это «мисочка» — резервуар для песка или воды. В завинчивающейся крышке верхней части бутылки надо сделать небольшое отверстие, чтобы из него потихоньку высыпался песок или выливалась вода. (Для опыта – я сделала отверстие гвоздем, которые предварительно надо нагреть в пламени свечи. Так получается маленькое ровное отверстие.)Переверните верхнюю часть горлышком вниз. И вставьте ее в нижнюю часть. Песок будет высыпаться в нижнюю часть бутылки как в мисочку. Насыпьте в верхнюю часть песок (или залейте воду, если это часы водяные). По часам засеките время. Через одну минуту на нижней части нарисуйте линию. Затем через 2 минуты нарисуйте линию и т. д. Если сыпется медленно (Вы сделали очень маленькое отверстие, то можно отмечать 5 или 10 минут. Если выливается или высыпается быстро – то можно отметить полминуты, минуту и т. д.
Предварительная работа: беседа о времени суток.
Ход занятия:
Организационный момент
Как мы весело живём.
Дружно песенки поём.
Можем весело смеяться.
Пошутить, побаловаться,
И поспорить иногда.
Ну, а драться - никогда!
Мы живём в одном краю-
Всех я вас приветствую!
Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о времени, точнее о предмете, который определяет время.
Загадка про часы
Они ходят, но стоят,
Всем о времени твердят,
Когда спать, когда вставать,
Когда работу начинать.
(Часы)
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, может ли современный человек прожить без часов? Почему?
Ответы детей
Воспитатель: А ведь современные часы, как и многие другие предметы, не всегда выглядели так, как мы их привыкли видеть. Хотите сейчас отправиться в далекое прошлое и узнать, историю их появления? Тогда садитесь поудобнее, отправляемся с вами в прошлое.
Воспитатель: Оказывается, часы были и раньше, но в те давние времена они были другие — … живые! Догадайся, что такое «живые часы»? Какие они могли быть? Вы, наверное, удивитесь, но такие живые часы вы уже видели и их хорошо знаете. Вспомните, какая птица утром кричит и всех будит? Петух! Да, оказывается, петух – это тоже «часы». Он всем показывает, что уже наступило утро. Это живой будильник!
А еще живыми часами весной и летом могут быть поющие птицы. Как ты думаешь, как соловьи, жаворонки, зяблики могут нам помочь определить время? Правильно, они поют утром. Если запел соловей, то значит еще ночь, он поет самый первый. Позже поет жаворонок. В пять утра – зяблик. А как ты думаешь, когда начинает петь – чирикать воробей? Он у нас соня, спит долго, встает только в 6 утра. Как воробьи проснулись – значит, и нам скоро пора вставать в садик, в школу, на работу. Мы с тобой просыпаемся в… (назовите время – в 7 часов, например).
Знали люди и другие живые часы – это растения. Попробуй догадаться, как цветы могут нам сказать, сколько сейчас времени? У них ведь нет рта, языка, словами они сказать не могут. Но они «говорят» по-другому. Как? Давайте посмотрим? (цветы распускаются в воде).Часы открывают свои лепестки и закрывают их строго в определенное время. Как по команде. И они никогда не путаются! Например, вьюнок открывается в 9 утра, а закрывается в 8 вечера. Лютик открывает цветки в 7-8 утра, а закрывает в 3-4 часа дня. Одуванчики открываются ровно в 5 утра. Люди внимательно наблюдали за цветами и травами и могли определить, сколько времени.
Как вы думаете, чем удобны такие живые часы? А чем они неудобны?
Плюсы – живые часы всем доступны (их не надо покупать в магазине, они никогда не сбиваются со времени, они красивые и радуют глаз и т. д.
Минусы – живые часы нельзя взять с собой в комнату, в городах таких часов нет (петухи не живут в городе) и т. д.
СОЛНЕЧНЫЕ ЧАСЫ — ВТОРАЯ СТРАНИЦА ИСТОРИИ ЧАСОВ.
Люди стали придумывать другие часы. Сначала они придумали солнечные часы. Вкопали в землю столб, а вокруг него начертил круг и разделил его на равные части. Каждая часть равнялась одному часу. Солнце всходило, и тень от столба медленно двигалась по кругу. Назывались эти часы солнечными. Солнечные часы показывали время только в солнечный день, ночью они не работали. Как вы думаете, удобны ли такие часы?
Дети: Нет, так как эти часы показывали время только в солнечную погоду.
ПЕСОЧНЫЕ И ВОДЯНЫЕ ЧАСЫ - ТРЕТЬЯ СТРАНИЦА ИСТОРИИ ЧАСОВ
История часов продолжалась. Люди стали придумывать другие часы. Они их сделали из песка. И назвали их – какие? Песочные часы! Ты видел такие часы? И еще сделали часы с водой. И назвали их как? Давайте и мы сделаем с вами песочные и водяные часы. Материал: Возьмите две пластиковых бутылки, в которых продается вода. Объем — 1,5 литра. Из одной мы сделаем водяные часы, из другой – песочные. Также Вам понадобится песок и вода. И еще перманентный маркер для рисования (можно его заменить другим имеющимся в доме материалом)
Изготовление часов.
Физкультминутка
Тик-так, тик-так,
В доме кто умеет так?
Это маятник в часах,
Отбивает каждый такт (Наклоны влево-вправо.)
А в часах сидит кукушка,
У неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед.)
Прокукует птичка время,
Снова спрячется за дверью, (Приседания.)
Стрелки движутся по кругу.
Не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо.)
Повернёмся мы с тобой.
Против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево.)
А часы идут, идут, (Ходьба на месте.)
Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.)
А бывает, что спешат,
Словно убежать хотят! (Бег на месте.)
Если их не заведут,
То они совсем встают. (Дети останавливаются.)
СОВРЕМЕННЫЕ ЧАСЫ — ЧЕТВЕРТАЯ СТРАНИЦА ИСТОРИИ ЧАСОВ.
Люди стали придумывать новые часы. И придумали много механизмов для часов. Сейчас существует очень много разных часов.
Часы, которые стоят на полу называются «напольные». Они очень большие и тяжелые, их даже не переставить на другое место.
А часы, которые висят на стене, называются – как? (Настенные).
Часы, которые носят на руке, называются – как? (Наручные).
Нас по утрам будят часы, которые называют – как? (Будильник).
Еще есть часы на башнях. Их называют… (башенные). В нашей стране самые главные башенные часы – на Красной Площади. Они называются «куранты»
Раньше были даже каретные часы. Они были где? (В карете)
Карманные часы носят в… (кармане).
Каминные часы ставят на. (камин). Объясните малышу, что такое камин.
Есть часы механические, их надо заводить. Есть часы кварцевые. В них вставляют батарейки. А есть электронные.
Какие часы есть у нас дома? У бабушки? У папы?
Как ты думаешь, кто делает сейчас часы? Как называется эта профессия?
Одним из представителей часовщиков был великий русский мастер - изобретатель Кулибин Иван Петрович.
Сейчас часы делают на заводе. Давайте с вами посмотрим как это происходит.
Посмотрим мультик
ЧАСЫ БУДУЩЕГО — ПЯТАЯ СТРАНИЦА ИСТОРИИ ЧАСОВ
Какие будут часы в будущем? Давай придумаем вместе.
Часы – фонарик. Они показывают время и в темноте работают как фонарик, если нажмешь на кнопочку.
Часы – книга. Они показывают время, а еще могут прочитать аудиокнигу.
Часы – глобус.
Часы – телефон.
Часы — ручка. Ручкой пишут, а в нее встроен экран часов.
Рефлексия
Воспитатель:
-Понравилось ли вам сегодня наше занятие?
-Что нового вы узнали?
-Чем понравилось заниматься больше всего?
-Все ли удалось выполнить правильно?
-С выполнением, какого задания возникли трудности?
-Как это можно исправить?
На этом наше знакомство с часами не закончилось, и на следующем занятии мы продолжим учиться узнавать более точное время.
Литература:www.rodnaya-tropinka.ru,
Сборник физкультминуток для детей с движениями. www.refworm.ru