Лариса Кирбаль
Конспект занятия по познавательному развитию «Мы — туристы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формировать у детей представление о туризме, как форме активного отдыха.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ: «Познавательное развитие».
Задачи:
• Дать детям представление о туризме, его видах.
• Закрепить правила поведения в лесу.
• Учить детей действовать в чрезвычайной ситуации (отстал от группы туристов, заблудился в лесу).
• Упражнять в правильном подборе необходимых предметов для похода.
• Познакомить с разными типами костра (“Шалаш”, “Колодец”, “Таежный”, “Звездный”, “Нодья”).
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию „Мы — туристы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Туризм. Туристическая деятельность и походы в детском саду
- Туристический поход. Конспекты занятий "Мы туристы"
- Темочки
• Учить детей складывать костер, используя способ «Колодец».
• Развивать познавательно-исследовательскую деятельность через экспериментирование с водой (очищение воды в походных условиях).
• Воспитывать положительное отношение к туризму.
ПУТИ РЕШЕНИЯ: рассказ воспитателя, сопровождающийся показом слайдов на мультимедийной установке; создание проблемной ситуации, побуждающей детей показать свои знания в умении вести себя на природе; беседа воспитателя «Как себя вести, если ты потерялся?»; дидактическая игра «Что возьмем с собой в поход?»; экспериментирование с водой.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ: «Физическое развитие».
• Формировать начальные представления о здоровом образе жизни.
• Развивать физические качества : ловкость, гибкость, равновесие.
• Воспитывать самостоятельность.
ПУТИ РЕШЕНИЯ: беседа воспитателя о положительном влиянии туризма на общее состояние организма человека; ходьба по массажному коврику, по гимнастической скамейке,прыжки из обруча в обруч, подлезание под перекладину.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ: «Развитие речи».
• Развивать связную речь в общении с воспитателем и детьми, обогащать словарный запас.
• Приобщение к словесному искусству, развитие художественного восприятия.
ПУТИ РЕШЕНИЯ: беседа воспитателя во всех моментах НОД; использование художественного слова: загадка, речёвка.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ: «Социально-комуникативная».
• Воспитывать ответственное отношение к природе, развивать любознательность, поддерживать инициативу и самостоятельность.
• Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, побуждать оказывать помощь друг другу в походе.
ПУТИ РЕШЕНИЯ: ходьба по дороге с препятствиями, действия детей при разведении и погашении костра, беседа с «Лешим».
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ: «Художественно-эстетическое развитие».
• Продолжать развивать умение воспринимать звуки природы, умение передавать свои эмоции через пение.
ПУТИ РЕШЕНИЯ: слушание аудиозаписи «Звуки леса»,пение песни у костра «Улыбка».
Методические приемы: словесные (беседа, рассказывание, распоряжение и команда, художественное слово, песня, анализ, оценка); наглядные (показ упражнений,показ слайдов, имитация,практические (упражнения,конкретные задания, экспериментирование с водой, помощь); игровые (сюжетно-ролевая игра, дидактическая игра, сюрпризный момент).
Предварительная работа:
• Разучивание речевки туриста.
• Беседа «Кто на чем путешествует»
• Беседа с детьми о правилах поведения в лесу.
Словарная работа: турист; поход, привал, тринога, преодолевать.
Оборудование и материалы:
Рюкзак, одеяло,теплые носки, шапка, перчатки, хлеб, банка консервы, крупа, сахар, соль, чай в пакетиках, ложка, плошка, металлическая кружка, тарелка, стакан, чайник походный, бинт, вата, йод, зеленка, пластырь, салфетки, спички, фонарик, утюг, кукла, пластилин, электрическая плойка, ветки для костра, тринога.
Дорожка препятствий: массажный коврик, обручи 5 шт., гимнастическая скамейка, стойка для подлезания.
Для эксперимента: стаканы 3 шт., воронки, грязная вода в бутылке, фильтры (марля, бумажные салфетки, вата, 3 стола.
Место проведения: Музыкальный зал.
Дата проведения: 8 апреля 2015 года.
Время проведения: 9.00
Одежда: спортивная.
Количество детей: 10 человек.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, вы любите отгадывать загадки?
Дети: Да!
Воспитатель: Слушайте внимательно мою загадку
.
На себе он тяжесть носит,
А устанет назем бросит,
По лесам и по полям
Тащит больше, чем весит сам.
Воспитатель: Правильно, это турист. Слайд 1 (туристы)
Воспитатель: Ребята, кого называют туристами?
(туристами называют людей, которые любят ходить в походы).
Воспитатель: А зачем людям походы?
(туристы ходят в походы, чтобы узнать что-то новое, полюбоваться природой, стать сильными, смелыми, закаленными, выносливыми).
Воспитатель:
-Ребята, на чем люди путешествуют? (ответы детей)
В зависимости от того, на чем люди путешествуют, туризм делиться на разные виды.
-Посмотрите на экран и назовите виды туризма.
Слайд 2 (виды туризма)
-Конный, водный, лыжный, велосипедный, горный, автотуризм, мототуризм, пеший.
Воспитатель: Ребята, а вы любите путешествовать? Сегодня я хочу предложить вам стать туристами.
-Вы согласны?
Дети: Да!
Воспитатель: Я предлагаю вам отправиться в пеший поход.
-Маршрут нашего похода – лес.
Воспитатель: Для того чтобы отправиться в поход, нам нужно собрать рюкзак.
На столе разложены разнообразные предметы. Вам необходимо выбрать те, которые понадобятся в походе.
(одеяло,теплые носки, шапка, перчатки, хлеб, банка консервы, крупа, сахар, соль, чай в пакетиках, ложка, плошка, металлическая кружка, тарелка, стакан, чайник походный, бинт, вата, йод, зеленка, пластырь, салфетки, спички, фонарик, мяч, утюг, кукла, пластилин, электрическая плойка, ветки для костра, тринога.
(дети, складывая предметы в рюкзак, рассказывают для чего они нужны в походе, и почему их надо взять с собой).
Воспитатель: Ну, вот рюкзак собран, мы отправляемся в пеший поход.
В колонну по одному за мной стройся! Сначала станут девочки, а за ними построятся мальчики. Мальчики более сильные, выносливые, поэтому они будут завершать колонну. Готовы? Шагом марш!
Речевка:
В. : 1,2,3,4 Кто шагает с рюкзаком?
Д. : Мы – туристы!
В. : Кто со скукой не знаком?
Д. : Мы – туристы!
В. :Кто в дороге целый день?
Д. : Мы туристы!
В. : Кто не знает слово лень?
В. : Мы туристы!
В. : Эй, ребята!
Д. : Тверже шаг.
В. : Что турист берет в дорогу?
Д. : Песню, ложку и рюкзак!
В. : Кто отстал?
Д. : Не отставай!
В. : Кто устал?
Д. : Не унывай!
В. : Кто идти захочет с нами?
Д. : Нас скорее догоняй!
Слайд 3. Лес (фото + музыка со звуками леса).
Воспитатель: Вот мы и в лесу! Как здесь красиво, чистый воздух, прекрасные звуки леса!
(Фонограмма - голос Лешего)
Леший:
Кто пришел в мой лес густой?
Не спеши мой друг, постой!
Будешь как в лесу вести
Мне сначала расскажи
А потом уж я решу
Может быть и пропущу!
Воспитатель. Ребята, не бойтесь! Это Леший, он охраняет лес. Мы должны рассказать ему правила поведения в лесу. Иначе он нас не пропустит.
Как себя нужно вести в лесу? Что можно делать?
Дети: Гулять и любоваться красотой природы; слушать пение птиц; наблюдать за миром природы, купаться и загорать; отдыхать, играть на природе.
Воспитатель: Чего нельзя делать на природе?
Дети: Мусорить, ломать кусты и деревья, топтать муравейники, разорять птичьи гнезда, забирать животных домой, рвать редкие растения, шуметь в лесу.
(Фонограмма Лешего)
Леший:
Молодцы, хорошо знаете правила. Вы настоящие друзья леса. Помните всегда эти правила, и тогда природа будет вам рада! Пропускаю вас в свой лес, полный тайн и чудес. До свидания, друзья!
Воспитатель: До свидания, Леший!
- Ну, а мы отправляемся дальше! Дети, впереди препятствия и мы должны их преодолеть. Будьте внимательны и осторожны, не отставайте, помогайте друг другу в пути.
-Но, если вдруг вы отстали или заблудились в лесу, какими будут ваши действия? (ответы детей).
Воспитатель:
-Прежде всего не следует бояться. Страх – плохой помощник. Нужно дать о себе знать. Как это сделать? (звать на помощь, кричать «Ау!»). А ну-ка, как вы это будете делать. (дети зовут на помощь). Но постоянно и долго кричать не надо – быстро устанешь. Поэтому в поход нужно брать с собой свисток.
Для того, чтобы вас побыстрее нашли, нужно выйти на поляну. Так проще увидеть потерявшегося с вертолета. Нужно, чтобы вас было и видно и слышно.
- -Главное помнить, что потерявшегося будут искать, пока не найдут. Все запомнили? Ну тогда продолжим наш путь. Строимся за мной в колонну по одному.
«Дорожка из камней» (ходьба по массажной дорожке);
• «Болото» (прыжки с кочки на кочку);
• «Переправа через реку по мосту» (ходьба по скамейке);
• «Пролезть под деревом» (подлезть под перекладину на стойке);
Дети за воспитателем идут по дороге препятствий.
Воспитатель: Ну вот, мы и добрались до цели нашего похода. Мы на лесной полянке.
(Слайд 5). Поляна (фото)
Воспитатель: Теперь можно отдохнуть, устроить привал. Снимаем рюкзак.
Давайте разложим костер, вскипятим воду на чай, приготовим место для еды.
- Ребята, у нас нет воды! Мы забыли ее взять с собой! Что делать? (ответы детей).
Воспитатель: Вот река. Слайд 6 (речка)
- Можно ли из речки пить воду? (нет)
-А почему? (вода грязная, ее пить нельзя).
-Что же делать? (надо ее очистить).
-Давайте очистим воду? (Да)
- С помощью чего это можно сделать? (дети выдвигают свои предположения).
- Очистить воду можно с помощью фильтра. А в качестве фильтра мы возьмём предметы из нашего рюкзака.
Что же мы можем использовать? (вату, бинт, салфетки).
- Как вы думаете, какой из этих фильтров сможет лучше других очистить воду? (дети дают ответы).
-Все вы думаете по-разному. Давайте узнаем, кто же из вас прав с помощью эксперимента.
(воспитатель объясняет способ очищения воды с помощью фильтра)
(Возьмем стакан, положим в него воронку. В стакан с воронкой положим фильтр. Возьмем бутылку с грязной водой и нальем в воронку с фильтром)
- Давайте разделимся на три группы. Одна группа будет проводить опыты с ватой, а другая группа с бумажной салфеткой, а третья с марлей.
Дети подходят к столам и проводят опыты под музыку леса (фонограмма).
-А теперь нам нужно узнать, какой же материал оказался более пригодным для фильтрации воды, какой из них лучше очистил воду.
- Посмотрите, что у нас получилось? (дети рассматривают стаканы с водой).
- Давайте выберем стаканы с самой чистой водой.
- Какой фильтр мы использовали? (ответы детей).
- Можно ли теперь пить эту воду? (нет)
-Почему нельзя? (ответы детей).
- Действительно, профильтрованной водой можно умыться, но чтобы её можно было употреблять в пищу, её нужно прокипятить.
-Давайте разведем костер.
-Ребята, костер можно сделать по-разному (“Шалаш”, “Колодец”, “Таежный”, “Звездный”, “Нодья”).
(Слайд 8).
-Сегодня я вас научу разводить костер типа : «Колодец», так как он нужен для разогрева пищи и тепла).
- Как правильно развести костер? (Убрать верхний слой земли, положить сухой травы, а сверху выложить из веток колодец. Воспитатель побуждает детей помочь ей.
Воспитатель: Давайте соберем ветки для костра.
Игра «Сложи костер»
(дети вместе с воспитателем собирают веточки и укладывают «колодцем» имитируют разведение костра, ставят триногу и чайник на огонь).
- Пока греется чайник,, чтобы нам было не грустно, давайте споем песню «Улыбка» (дети вместе с воспитателем под фонограмму поют песню).
Ребята, вы уже взрослые и понимаете, что в зале, мы не можем развести настоящий костер и вскипятить воду. Но чаем и сушками я вас все равно угощу. Чай я приготовила сама и принесла его в термосе. Когда вы вернетесь в группу, вы все это съедите и поделитесь своими впечатлениями со взрослыми и другими детьми своей группы.
Воспитатель: Вот и закончился наш поход в лес, пора нам возвращаться обратно в детский сад, но сначала надо затушить огонь.
Чем можно затушить костер? (водой залить, присыпать землей).
Скажем всем, до свидания!
Дети возвращаются под музыку в детский сад.