Марина Спиренкова
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Дымково. История промысла. Элементы Дымковской росписи»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить с народным промыслом, изготовлением и росписью дымковской
игрушки.
Задачи:
Обучающие: познакомить детей с Дымковским народным промыслом, с историей возникновения и развития этого промысла, с технологией изготовления глиняной игрушки, с характерными особенностями росписи дымковской игрушки, с элементами дымковского узора, палитрой.
Публикация «Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста „Дымково, История промысла, Элементы Дымковской росписи“» размещена в разделах
- Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой
- Дымковские игрушки. Конспекты занятий
- Дымковские игрушки. Рисование, роспись
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2021
Развивающие: развивать эстетическое восприятие, чувство цвета, творческие способности, логическое мышление, память, воображение, познавательную активность, глазомер.
Воспитательные: воспитывать любовь и интерес к традициям русской культуры, своей Родине и ее истории через творчество народных умельцев. Воспитывать уважение к труду народных мастеров.
Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, физическое развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие.
Глоссарий: дымковский промысел, центр народных промыслов, слобода Дымково, Вятка, Свистунья, крепостная стена, половодье, печь, обжигать игрушки, символизирует
Предварительная работа: рассказ воспитателя о народных промыслах, рассматривание дымковских игрушек, чтение художественной литературы, заучивание стихотворений о народных промыслах, знакомство с элементами дымковской росписи, рисование дымковских узоров, лепка народных игрушек, просмотр мультимедийной презентации о народных промыслах
Методы и приемы:
Наглядные (мультимедийная презентация «Дымковская игрушка», рассматривание иллюстраций с изображением дымковских игрушек)
Словесные (рассказ воспитателя, беседа, поисковые и проблемные вопросы, объяснение, поощрения)
Игровые (физкультминутка)
Практические (упражнения)
Проблемные (проблемные вопросы)
Материалы и оборудование: дымковские игрушки, цветные иллюстрации с изображением дымковских игрушек, мультимедийная презентация «Дымковская игрушка. кисточки разные, печатка – тычок, бумага
Структура ООД, время Действия воспитателя Предполагаемые действия детей Примечания
Вводная часть
2 мин
Беседа по вопросам
Основная часть
20 мин
Беседа
Просмотр презентаций
5-7 мин
Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу вас пригласить посетить выставку замечательных умельцев. Рассмотрите игрушки, представленные на выставке, и найдите среди них лишнюю.
– Да, одна из выставленных здесь игрушек – деревянная, другие же сделаны из глины.
- Ребята, у всех вас есть дома игрушки?
- Из чего они сделаны?
- Они сделаны из современных материалов (пластмассы, резины, металла, меха). Но наряду с ними до сих пор еще пользуются большой популярностью народные глиняные игрушки.
Приготовьте свои ушки,
Это интересно знать:
Всё о дымковской игрушке
Я хочу вам рассказать.
Воспитатель: В руках мастеров происходит чудесное превращение природного материала в удивительные творения. Места, где живут эти мастера, называют центрами народных промыслов. Их много. Сегодня мы познакомимся поближе с одним из них – дымковским промыслом. (Слайд 1)
Это уникальное явление русского народного искусства, пришедшее к нам из глубины веков. Народные мастера уже 400 лет сохраняют его. Но чтобы промысел существовал еще долгие годы, нужно, чтобы люди с детства были знакомы с такими игрушками, любили их, играли с ними.
Дымковская игрушка называется так потому, что родилась она в слободе Дымково, недалеко от Вятки. (Слайд 2)
Воспитатель: А вы знаете, почему село это назвали Дымково?
Потому что зимой, когда там топят печки, а летом, когда туман, село стоит как будто в дымке. А еще игрушки были ярким украшением ярмарок, где проходили праздничные гулянья с озорным и веселым названием – Свистунья. Всю зиму женщины Дымково лепили глиняные игрушки и распродавали их на празднике проводов зимы. Многие игрушки делали как свистульки. Я вот слышала такую легенду: «Однажды к крепостным стенам слободы подошли враги. Городу грозила гибель. Тогда горожане придумали хитрость. Все жители, даже маленькие дети, получили по глиняной свистульке. Подкравшись ночью к врагам, они подняли громкий свист. Враги решили, что их окружает великое войско, и в страхе бежали». Вот так жителям села Дымково игрушки свистульки помогли спастись от врагов. Так вот в старину в селе Дымково и зародилась дымковская игрушка.
Воспитатель: Ребята, а вы хотите узнать как создается игрушка? (Слайд 3)
Красную глину для лепки мастерицы собирали весной после половодья на речке Вятка. Смешивают с чистым песком и лепят игрушки. Из глиняного теста лепят сначала большие основные части игрушки и отдельно мелкие, которые затем прикрепляют и примазывают с помощью жидкой красной глины. (Слайд 4).
Вылепленную игрушку сушат 2-4 дня при комнатной температуре, потом обжигают в печи. (Слайд 5). После того, как игрушка остынет, поверхность изделия белят мелом, разведенным молоком, и расписывают. (Слайд 6)
Воспитатель: Ребята, посмотрите на картинки, на которых изображены дымковские игрушки. (Слайд 7). Так же они представлены на нашей выставке. Так какие образы можно увидеть в дымковских игрушках?
Воспитатель: Верно. Наиболее распространенные сюжеты: няньки с детьми, водоносы, бараны с золотыми рогами, индюшки, петухи, олени, и, конечно, молодые люди, скоморохи, барыни.
Дети находят лишнюю деревянную игрушку.
Да
Из пластмассы, резины, металла, дерева
Нет. Предлагают свои варианты ответов
Да
Дети смотрят презентацию
лошадка, петушок, индюк, олень, баран, барышня Воспитатель обращает внимание детей на выставку игрушек
Приглашает детей присесть на стульчики
Просмотр мультимедийной презентации по теме.
Воспитатель показывает детям презентацию и параллельно рассказывает.
Воспитатель обращает внимание детей на выставку Дымковских игрушек
Физкультминутка
1-2 мин
Беседа по вопросам
8-10 мин
Рассказ воспитателя
5 мин Физкультминутка.
Воспитатель:
А теперь представьте, что мы с вами мастера.
Привезли мы глину с дальнего бугра
Ну-ка, за работу, чудо-мастера!
Слепим, высушим – и в печь!
А потом распишем
Печка жаром пышет
А в печи не калачи, не ватрушки
А в печи – игрушки!
Воспитатель: Ребята, но ведь глиняные игрушки выглядят не очень нарядными, как же дымковские игрушки получались такими веселыми и нарядными?
Воспитатель: А какие элементы росписи использовали мастера?
Воспитатель: Молодцы, правильно отгадали, давайте в воздухе прорисуем каждый элемент дымковской росписи. (Слайд 8)
Ребята, вы знаете, что все узоры мастера брали из окружающего мира. Давайте с вами подумаем, на что могут быть похоже они.
Ребята как вы думаете что, по вашему мнению, мог означать круг? (Солнце)
- А как вы думаете, что могла означать волнистая или ломаная линия? (Воду).
- А что же могла означать клетка? (Поле, землю)
- А точки? (Звезды)
-Точки в круге (Семена)
-Квадратики (жилище)
-Прямая линия и сверху волнообразная (Небо с облаками)
-Квадратики с точками, означало (засеянное поле)
Воспитатель: Молодцы! А посмотрите, какие цвета использовали мастерицы для росписи игрушки?
Воспитатель: А как можно, одним словом назвать эти цвета?
Воспитатель: А как вы думаете, что общего у всех этих игрушек?
Правильно! Белый фон, яркие краски, геометрические узоры, наглядные детали.
У дымковской игрушки есть свои цвета, есть свой орнамент своя форма, которая придает игрушке индивидуальность, что делает ее не похожей на другие игрушки.
Воспитатель: При росписи мастерицы еще и подбирали цвета по значению цвета.
-Зеленый цвет в народном представлении связан с понятием жизни. Он
символизирует природу, землю, поле.
-Белый всегда был связан с понятием чистоты, правды и добра.
-Черный говорит о горе, неправде, зле.
- Красный цвет не только символ огня, но и красоты, силы, славы, здоровья.
-Синий цвет неба.
Воспитатель: Начинали мастерицы расписывать с самой светлой краски, заканчивали самой темной. Кисти у мастериц были самодельные, из лучинок и тряпок, но одна непременно тонкая - для росписи лица. Кроме кисточки для росписи применяли печатку – тычок для рисования маленьких кружочков и точек. Чтобы сделать тычок нужно свернуть полоску бумаги в трубочку.
Воспитатель: Ребята, на следующем занятие вы сможете представить себя в роли мастеров дымковских игрушек. Мы будем с вами расписывать игрушки.
(руки на поясе, повороты с пружинкой)
(руки вперед, в стороны)
(лепят «ладошками»)
(пальчики щепоткой, рисуют волнистые линии
(кулачки сжимают и разжимают) .
(машут указательным пальцем)
(руки вперед)
Потому что дымковские мастера их расписывали яркими узорами
Круги, полоски, точки, сетка, кольцо, волнистые линий, овалы, квадратики
Дети прорисовывают в воздухе элементы росписи
Дети предлагают свои варианты ответов
Малиновый, красный, желтый, зеленый, синий, оранжевый, голубой, немного черного цвета
Нарядные, праздничные, теплые, яркие
Сделаны из глины, цветные, расписаны на белом цвете
Дети выполняют упражнения по показу воспитателя.
Дети садятся на свои места)
Воспитатель помогает детям с помощью наводящих вопросов, показывает иллюстраций элементов росписи.
Воспитатель обращает внимание на игрушки
Воспитатель показывает детям кисточки разные и печатку – тычок, показывает как сделать самим тычок из бумаги.
Заключительная часть
2-3 мин
Рефлексия Воспитатель: Сегодня мы с вами познакомились с историей дымковской игрушки. Я вижу, что сегодняшнее занятие вас увлекло.
- Скажите, пожалуйста, почему вятскую игрушку называют дымковской?
-Из чего изготовлены дымковские игрушки?
-Какие элементы узора характерны для дымковских игрушек?
- Что означают элементы дымковской росписи?
-Что нового узнали на занятии? Что больше всего вам понравилось на занятие?
Ответы детей
Перечисляют элементы росписи
Рассказывают что им больше всего понравилось, что нового узнали