Дворецкая Наталия Владиславовна
Конспект занятия по познавательному развитию «Бабушкин сундучок» в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Углубить знание детей об устном народном творчестве, развивать память, сообразительность
Задачи:
1. Знать и углублять в своей речи элементы русского фольклора, активизация слов по теме НОД
2. Развивать у детей познавательный интерес.
3. Продолжать знакомство детей с неповторимым культурным наследием, созданным народом.
4. Формировать уважение нравственного и бережного отношения к традициям предков
5. Воспитывать любовь к малой Родине.
Методы: наглядный, словестный, практический (игра)
Темочки:
Приемы: использования художественного слова, выполнение игровых действий, практический (ручной труд)
Предварительная работа: разучивание пальчиковой гимнастики, работа с иллюстрациями, чтение художественной литературы, рассматривание и беседа с детьми на тему «Предметы быта в стародавние времена», просмотр презентации на эту тему, рисование «Самовар»
Оборудование: сундучок; деревянные ложки; утюг, лапти, веретено, самовар, шишки, 2 клубочка шерстяных ниток, кусочки ткани, нитки, синтепон.
Ход занятия:
Воспитатель:
Давным – давно в деревне
Жила моя бабуля.
Оставила в наследство нам
Большой сундук добра.
Его сейчас откроем
И поведём рассказ,
Как жили наши предки
Всего лишь век назад.
Воспитатель загадывает загадки:
Загадка:
Идет пароход-
то взад, то в перед,
а за ним такая гладь-
ни морщинки не видать. (Утюг)
Верно, это утюг. Для чего он предназначался? А как им гладили? Ведь у него нет провода, да и электричества раньше не было.
(Горящие угольки накладывали в специальное отверстие в утюг и раздували. А затем гладили).
Перед вами утюг,
Это бабушкин старый друг.
Грелся он в то время на углях,
Который был во всех дворах.
Конкурс:
Гладить мы не будем. А вот на рубашках, которые уже отгладили, нужно застегнуть пуговицы.
Загадка:
Всех кормлю с охотою,
А сама без ротая. (Ложка)
Деревянные ложки- это настоящее искусство. Их вырезали из дерева и украшали всевозможными узорами, чаще всего растительными (ягоды, цветы, листья). Но ложки, не только столовые приборы, но и музыкальные инструменты.
Конкурс:
Сейчас мы пригласим двоих учащихся, и они попробуют поиграть на ложках.
(Звучит русская народная мелодия, дети играют на ложках)
Загадка:
В чем ходили наши дедушки и бабушки?
Называлась обувь- лапти. Лапти плели из лыка; Лыко- кора дерева (липа). Не каждый умел плести лапти. Были настоящие мастера.
А вот это лапоточки.
Прыгали в них через кочки.
Плели их из лыка,
Не обходилось здесь без кочедыка.
Конкурс:
Необходимо пройти в лаптях. Дети встают в две команды и проходят маленькую дистанцию в лаптях.
Загадка.
Чем больше я верчусь,
Тем больше я толстею.
А как называется этот предмет? (Веретено).
Для чего оно предназначалось?
С помощью веретена пряли нитки. Бабушки учились прясть с 5 лет.
Конкурс:
Прясть мы не будем, а вот конкурс проведем. Ниточка уже готова. Вам необходимо этот клубок смотать на веретено. Все дети выполняют задание.
Загадка.
А какой напиток любят наши бабушки? (Чай).
Чай в жару нас освежает.
А в морозы согревает.
И сонливость переборет,
И с усталостью поспорит.
Сокрушит любой недуг,
Чай здоровью - лучший друг!
Конкурс:
Что добавляют в чай.
(Чай с лимоном, чай с вареньем, чай со сгущенным молоком, чай с яблоками).
Загадка:
Четыре ноги,
Два уха.
Один нос да брюхо. (Самовар).
Самовар. Именно в нем готовили чай- этот вкусный напиток. А как? (В трубу засыпали сосновые шишки или сухие чурки, поджигали лучинкой, раздували огонь и вода закипала).
Сверху устанавливали заварочный чайник.
А это вот старинный самовар,
Дед с него чаёк пивал.
Сделан он был в Туле
И стоял у бабушки на стуле.
Конкурс:
Сбор для самовара шишек. Двое участников с завязанными глазами собирают шишки.
Сундучок мы закрываем.
Память предкам продлеваем.
Время поворачиваем вспять.
Скоро встретимся опять.
Воспитатель: А вечерами дети, мамы и бабушки собирались на посиделки, пряли, вышивали, рассказывали сказки, пели песни, разговаривали и делали кукол. По нарядам кукол судили о мастерстве и вкусе владелицы. В кукольных играх девочки учились шить, прясть, постигали традиционное искусство одевания. Куклы никогда не разбрасывались по избе, к ним относились очень бережно, передавая от бабушки к внучке, от матери к дочери.
- А вы хотите иметь куколку – оберег?
Тогда делу время, потехе час!
Не зря так говорят у нас.
Хватит, дети, забавляться, пора делом заниматься.
Я хочу познакомить вас еще с одной куклой Оберегом.
Сегодня мы с вами будем учиться делать себе куколок.
Только работа эта хитрая, и не у всех в руках спорится, потому что
народ говорит «Одной рукой узла не завяжешь».
Значит, для того чтоб сделать куколку, надо друг другу помогать.
Пальчиковая гимнастика «Вдоль по бережку».
Вдоль по бережку лебёдушка плывёт, Пальчики опускаем вниз,
Закрывая ладошку и вновь поднимаем.
Выше бережка головушку несёт, Сжимаем пальцы в щепоть.
Белым крылышком помахивает, Повороты кистей рук
Из стороны в сторону —
слева направо обратно.
На цветы водичку стряхивает. Поочередное шевеление пальцами.
Стряхнула лебедушка водичку. Несколько раз разжимаем и
Сжимаем пальцы в кулачки.
-Вот и кончилась игра,
Куклу делать нам пора.
Для изготовления куклы нам понадобится ткань белая – для туловища и головы, лоскут для сарафана, синтепон.
-Складываем квадрат по диагонали.
-Завязываем узелки на левом и правом уголках.
-Вкладываем внутрь в центр комочек синтепона (ваты) и скручиваем. Завязываем одним из широких углов (или ниткой).
-Укладываем полученную фигуру на цветной лоскут.
-Берем левый угол и затягиваем вокруг головы под левую руку.
-Проделываем тоже самое, но с правым углом.
-Завязываем узелком.
Потрудились мы не зря.
Вышла кукла хоть куда.
Будет кукла помогать
Маме деточку качать.
Будет кукла утешать,
Будут детки крепко спать.
-Чему вы научились сегодня?
- Как называется эта кукла? (Это кукла-оберег).
- А теперь давайте возьмём наших замечательных кукол. Они получились такими красивыми, потому что вы вложили в каждую куколку тепло своих рук. Когда смотришь на них, на душе — праздник. В группе вы поиграете с ними, придумаете куклам имена, познакомите кукол друг с другом, а может быть подарите тому, кому задумали.