Любовь Веремеева
Конспект по познавательно-речевому развитию в старшей группе по теме «Человек и его тело»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
занятия по познавательному - речевому развитию
воспитатель: Веремеева Л. Н.
Тема: Человек и его тело.
Программное содержание.
1. Задачи на развитие познавательных способностей : активизировать нравственно-мыслительную аналитическую работу ума ребенка (самопознание, самовоспитание собственной личности);
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Тело человека, строение, организм, анатомия
- Темочки
учить детей осознавать собственную значимость в мире, среди людей, открыть для себя и для других непознанные ранее грани своей индивидуальности.
2. Задачи на развитие связной речи : распространение предложений, составление предложений по вопросам, опорным словам; составление небольшого рассказа-описания своей внешности; формирование словаря и грамматического строя: усвоение притяжательных местоимений, закрепление навыка согласования прилагательных с существительными; совершенствование речи в форме диалога (при показе детьми сценки работа над выразительностью исполнения).
3. Воспитательные задачи:
развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека;
с учетом эмоциональных особенностей и проблем каждого ребенка проводить коррекцию его эмоциональной сферы.
Материал к занятию: зеркала на всех детей, иллюстрации, костюм Бабушки-Загадушки, карандаши, бумага
.
Предварительная работа: проведение этических бесед «Вежливые слова», «Об уступчивости», «Поведение в общественных местах» и т. д., чтение и рассматривание книг «Азбука здоровья», «Уроки Айболита», «Уроки Мойдодыра». Чтение книг Г. Остера «Вредные советы». Разучивание с детьми сценки «Про нос и язык» (по Е. Пермяку).
Ход занятия:
Ребята, сегодня на занятии мы поговорим о человеке, а для начала проверим, хорошо ли вы знаете закономерности, и поиграем в игру.
Игра «Кто кем был?»
Воспитатель. Скажите, ребята, кто кем был раньше? (Показывает картинки.)
Воспитатель. Как вы думаете, кем был этот дедушка?
Дети. Папой.
Воспитатель. Кем он был до этого?
Дети. Юношей, мальчиком.
Воспитатель. Значит, можно сказать, что дедушка раньше был мальчиком, ребенком.
Догадайтесь, кто кем был?
Воспитатель. Курица была.
Дети.. яйцом.
Воспитатель. Помидор.
Дети.. семечком.
Воспитатель. Стол.
Дети.. деревом.
Воспитатель. Платье.
Дети.. хлопком.
Воспитатель. Лошадь.
Дети.. жеребенком.
Воспитатель. Хлеб.
Дети.. зерном.
Воспитатель. Рыба.
Дети.. икринкой.
Воспитатель. Милиционер.
Дети.. ребенком.
Воспитатель. Какое сейчас время года?
Ребенок. Сейчас весна.
Воспитатель. Как сохранить свое здоровье весной?
1-й ребенок. Нужно больше бывать на воздухе.
2-й ребенок. Принимать витамины.
3-й ребенок. Соблюдать режим дня, закаляться.
4-й ребенок. Содержать в чистоте себя, свою одежду, квартиру.
Игра «Живая радуга»
Воспитатель. Закройте глаза. Представьте себе, какого цвета. смех.
Дети.. красный.
Воспитатель. Боль.
Дети.. черный.
Воспитатель. Доброта.
Дети.. розовый.
Воспитатель. Печаль.
Дети.. серый.
Воспитатель. Красота.
Дети.. голубой, перламутровый.
Воспитатель. Ложь.
Дети.. коричневый.
Воспитатель. Счастье.
Дети.. волшебный переливающийся цвет, цвет радуги.
Раздается стук в дверь.
Бабушка-Загадушка. Здравствуйте, мои ребятки! Это я к вам в гости пришла.
Что вы знаете, ребятки,
Про мои стихи-загадки?
Где отгадка, там конец.
Кто подскажет — молодец!
Загадка
Ванька-встанька из волчка
В нем увидит толстячка.
Иностранка кукла Синди
В нем красавицу увидит,
Ну а мой знакомый Сашка
В нем увидит замарашку.
(Зеркало.)
Бабушка-Загадушка.
Верно, верно! Угадали!
Будто где его видали!
Я не просто так пришла,
Зеркала вам принесла.
Раздает детям зеркала.
Попробуйте, ребятки,
Разгадать мои загадки.
Никто ответ не подскажет,
А зеркало вам их покажет.
Загадки
Он бывает самым разным:
Добрым, вредным,
Гордым, важным,
Длинным, маленьким, горбатым,
Толстым, тонким, конопатым.
(Нос.)
У зверюшки — на макушке,
А у нас — ниже глаз.
(Уши.)
Два Егорки живут возле горки,
Живут дружно, а друг на друга не глядят.
(Глаза.)
За красными жердочками сидят белые курочки.
( Рот: губы, зубы.)
Их не сеют, не сажают, они сами вырастают.
(Волосы.)
Есть у радости подруга в виде полукруга.
На лице она живет.
То куда-то вдруг уйдет,
То внезапно возвратится.
Грусть-тоска ее боится.
(Улыбка.)
Бабушка-Загадушка. Какое слово среди ваших ответов было лишнее? Почему?
Дети. Это слово «улыбка». Остальные слова означают части лица человека.
Дидактическая игра «Мой, мои»
Бабушка-Загадушка. Возьмите зеркала и рассмотрите свои лица. (Помогает детям наводящими вопросами.)
— Какие у тебя глаза? (Мои глаза серые, большие, красивые.)
— Какие у тебя волосы? (Мои волосы густые, длин ные, блестящие.)
— Какой у тебя нос? (Мой нос длинный, тонкий, конопатый, курносый.)
— Какой у тебя рот? (Мой рот маленький, аккурат ный.)
— Какие у тебя уши? (Мои уши небольшие, краси вые.)
Бабушка-Загадушка просит двоих-троих детей описать свое лицо полностью
Дидактическая игра «Один — много» (в кругу с мячом).
Бабушка-Загадушка. Умные вы, ребятки! А знаете ли вы, как правильно сказать? Поиграйте с бабушкой в мяч.
Бабушка-Загадушка. Один — рот, а много?
Дети. Рты.
Бабушка-Загадушка. Один — нос, а много?
Дети. Носы.
Бабушка-Загадушка. Один — глаз, а много?
Дети. Глаза.
Бабушка-Загадушка. Одно — ухо, а много?
Дети. Уши.
Бабушка-Загадушка. Одна — шея, а много?
Дети. Шеи.
Бабушка-Загадушка. Одно — плечо, а много?
Дети. Плечи.
Бабушка-Загадушка. Одно — бедро, а много?
Дети. Бедра.
И т. д.
Бабушка-Загадушка. Ребята, а для чего человеку нос? Глаза? Уши? Язык? Руки?
Дети. Дышать и обонять, различать запахи. Видеть. Слышать. Говорить и различать вкус. Действовать и осязать.
А теперь послушайте рассказ Е. Пермяка «Про нос и язык».
У Кати было два глаза, два уха, две руки, две ноги, а язык — один и нос — тоже один.
— Скажи, бабушка, — просит Катя, — почему это у меня всего по два, а язык один и нос один.
— А потому, милая внучка, — отвечает бабушка, — чтобы ты больше видела, больше слушала, больше делала, больше ходила и меньше болтала и любопытный свой нос куда не надо не совала.
Вот, оказывается, почему языков и носов бывает только по одному. Ясно?
Рассказывание по ролям.
Дидактическая игра «Большой – маленький»
Бабушка-Загадушка. У взрослого есть рука, а у ребенка?
Дети. Ручка.
Бабушка-Загадушка. У взрослого — нога, а у ребенка?
Дети. Ножка.
Бабушка-Загадушка. У взрослого — голова, а у ребенка?
Дети. Головка.
Бабушка-Загадушка. У взрослого — шея, а у ребенка?
Дети. Шейка.
Бабушка-Загадушка. У взрослого — ухо, а у ребенка?
Дети. Ушко.
Бабушка-Загадушка. У взрослого — нос, а у ребенка?
Дети. Носик.
И т. д.
Бабушка-Загадушка. Ребята, а вы все одинаковые или разные?
Дети. Разные.
Бабушка-Загадушка. А чем вы отличаетесь?
Дети. Внешним видом, характером.
Бабушка-Загадушка. Верно, вот послушайте загадки, и отгадайте, про какие характеры в них говорится.
Загадки
Этому мальчишке доверять нельзя никак.
Что ни скажет язычишко
— Все неправда, все не так.
(Врун.)
Он привык всегда, везде
Думать только о себе.
(Эгоист.)
Все расскажет про ребят:
Кто дерется, кто кричит.
Только про саму себя
Не расскажет, промолчит.
(Ябеда.)
Ах, как часто нужно нам
С кем-то чем-то поделиться!
Кто привык везде скупиться?
Кто твердит всегда: «Не дам!»?
(Жадина.)
Я красавец, я силач,
Я умелец, я лихач,
Я отличник, я всезнайка,
А зовут меня.
(Зазнайка.)
Пальчиковая гимнастика «Семья»
Бабушка-Загадушка. У меня в семье пять человек, ровно столько, сколько пальцев на руке:
Этот пальчик — дедушка,
Этот пальчик — бабушка,
Этот пальчик — папочка,
Этот пальчик — мамочка,
Этот пальчик — я,
Вот и вся моя семья!
(Пальчики загибаются по очереди, начиная с большого.)
Бабушка-Загадушка. Какие веселые у вас пальчики на руках! Обведите их, дорисуйте и подарите эти веселые картинки своим близким.
Изобразительная деятельность детей (Дети каждому пальчику дорисовывают лицо).