Инна Коренева
Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей комбинированной группе «Удивительные свойства воздуха»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в старшей комбинированной группе «Удивительные свойства воздуха». Воспитатель Коренева И. Б.
Цель: развивать у детей представления о свойствах воздуха путем экспериментирования.
Задачи: способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха. Развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность, речь, делать выводы. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира и желание исследовать его доступными способами.
Публикация «Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей комбинированной группе „Удивительные свойства воздуха“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Свойства материалов и веществ
- Старшая группа
- Темочки
Материал: целлофановые пакеты, воздушные шарики, трубочки для коктейля, вазочки с водой.
Ход образовательной деятельности.
1.
Воспитатель: Ребята, нам в группу передали красивую шкатулку и письмо. Давайте прочтем его: «Здравствуйте, дорогие ребята, мы живем на далекой сказочной планете. Наши жители очень любят вашу красивую планету и очень хотят посетить ее. Только мы не знаем, есть ли на вашей планете воздух, который нам очень необходим, ведь без воздуха мы не проживем и пяти минут. Мы ждем от вас вестей. Надеемся, что скоро увидимся. Мы дарим вам красивую шкатулку. Эта шкатулка не простая: в ней находится что-то очень дорогое и ценное для нас».
(Воспитатель, не дочитав письмо, обращается к детям) : Как интересно! Ребята, как вы думаете, что нам прислали? (Дети высказывают свои предположения. Воспитатель открывает шкатулку, но она оказывается пустой.)
Дети: Шкатулка пустая, в ней ничего нет.
Воспитатель: Этого не может быть, ведь нам написали, что здесь находится что-то ценное. Давайте дочитаем письмо (воспитатель читает) : «Что находится в шкатулке, вы узнаете, если отгадаете загадку:
Мы его не замечаем,
Мы о нем не говорим.
Просто мы его вдыхаем-
Он ведь нам необходим».
Дети: Это воздух!
Воспитатель: Правильно, дети! Значит, жители этой сказочной планеты прислали нам воздух. И они спрашивают нас, есть ли на нашей планете воздух. Скажите, есть ли на нашей планете воздух? (Ответы детей) Подумайте и скажите, в чем заключается ценность воздуха для нашей планеты? (Ответы детей) Правильно, дети, без воздуха не было бы жизни на нашей Земле. Ребята, а вы знаете, что человек может прожить без еды – 30 дней, без воды – 15 дней, а без воздуха не сможет прожить и 1 минуты.
Ребята, я предлагаю изучить свойства воздуха и отправиться в лабораторию. Кто помнит, что такое лаборатория и что в ней делают?
Вспомним правила поведения в лаборатории - вы должны соблюдать тишину, не должны ничего трогать руками, не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно. Делаем и выполняем все только после того, как я вам скажу. Готовы?
Итак, начинаем.
Ребята, скажите, вы видели воздух, где он находится? (Ответы детей) Воздух находится вокруг нас. Он везде: в нашей группе, на улице, у вас дома. Какой он? (Ответы детей)
Воспитатель: Как можно проверить, есть ли здесь воздух? (Руками обводит группу.) Попробуйте его поймать (дети ловят руками воздух). Не получается?
2.
Опыт №1 «Поймай воздух». Я предлагаю поймать его с помощью пакетов (дети подходят к столу, где лежат пакеты, берут их и одновременно с воспитателем раскрывают пакеты, делают ими движение и резко закрывают руками).
Воспитатель: Что произошло с пакетами? (Они надулись, стали выпуклыми, упругими.)
Воспитатель: Что в них находится? (Воздух.) Пакеты наполнены воздухом. Какой он? Опишите его. (Прозрачный, невидимый, бесцветный)
Воспитатель: А как можно проверить действительно ли в пакете воздух? Давайте возьмем острую палочку и осторожно проколем мешочек (воспитатель прокалывает зубочисткой все пакеты с воздухом). Поднесем его к лицу и нажмем на него руками. Что вы чувствуете? (Воздух) Вот мы и открыли один из секретов воздуха. Воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать. Наши открытия мы будем отмечать с помощью карточек с символами, чтобы мы не забыли про них. Первая карточка – «Воздух невидимый, бесцветный, он прозрачный».
Опыт № 2. «Увидим воздух».
Ребята, перед вами стаканы с водой и трубочки. Нужно взять трубочку, опустить один конец в воду, а в другой подуть. Что вы увидели? (Пузырьки воздуха.) Подуйте в трубочки сильно. А теперь слабо. Когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда меньше выдыхаем воздуха, пузырьков мало. С помощью этих экспериментов мы с вами увидели воздух. А вы знаете, почему пузырьки поднимаются на поверхность (наверх? (Ответы детей) Потому что воздух легче воды. В этом опыте вы выдыхаете воздух. Значит, он есть внутри вас, а не только вокруг нас. Но как он к вам попадает? (Через нос и рот.) Все люди дышат через нос и рот. Ребята, когда мы просто вдыхаем и выдыхаем воздух, мы видим его? (Нет.) А вот зимой, когда выгуляете на улице и дышите, то вы можете увидеть воздух. Как? (Идёт пар.) Давайте поставим карточку-обозначение «Воздух легче воды. Воздух можно увидеть. Воздух внутри нас»
Опыт №3. Опыт с воздушным шариком (имеет форму или нет)
Воспитатель: Как вы думаете, имеет форму воздух или нет? Давайте с вами надуем воздушный шарик. Какой получился шарик? (большой, круглый, лёгкий). Что мы можем сказать, имеет ли воздух форму?
Воздух не имеет формы, он принимает форму того предмета в котором находится.
Мы надули с вами что? (шарик) и воздух принял форму шарика.
Отпустите его. Что происходит с шариком? (он начинает «метаться» - это из него выходит воздух).
Карточка «Воздух не имеет форму».
3.
Молодцы, ребята! Мы сегодня очень хорошо поработали, провели опыты и узнали про некоторые свойства воздуха, назовите их. Мы обязательно продолжим изучать воздух. Как вы думаете, мы помогли жителям сказочной планеты узнать есть ли воздух на нашей планете. В подарок хочу подарить вам воздушные шарики и вы можете сами попробовать «поймать воздух» в них.