Наталья Игнатьева
Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Воздух вокруг нас»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:закрепление представлений о воздухе и его свойствах.
Образовательные:
1. Способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха.
2. Формировать умение самостоятельно решать поставленную задачу.
3. Расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека.
4. Закреплять правила безопасного поведения во время проведения опытов с воздухом.
Развивающие:
Темочки:
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
1. Развивать способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного экспериментирования и делать выводы.
2. Способствовать развитию свободного общения со взрослыми и детьми.
3. Активизировать речевую деятельность.
4. Закреплять и расширять словарный запас детей.
Воспитательные:
1. Воспитывать культуру общения.
2. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
.
Методы и приемы:беседа, наблюдение, опыты, игра, физкультминутка, загадка, сюрпризные моменты.
Словарная работа:лаборатория, невидимый, прозрачный, живая природа, неживая природа.
Предварительная работа: беседы о воздухе, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы по данной теме, надувание шаров, игры с мыльными пузырями, изготовление вееров,наблюдения за погодой, ветром.
Материалы и оборудование: посылка, шкатулка, письмо, полиэтиленовые пакеты, салфетки, веер, халаты, аудиозапись, книга (лэпбук) карточки, тонированная бумага, кисти, тушь, салфетки, трубочки коктейльные (для рисования).
Ход образовательной деятельности.
Воспитатель. Давайте встанем в круг и поздороваемся друг с другом.
(Игра на общение)
Станем рядышком по кругу
Скажем «здравствуйте! Друг другу
Нам здороваться ни лень
Всем «привет» и «добрый день»
Если каждый улыбнется
Утро доброе начнется
— ДОБРОЕ УТРО!
Воспитатель:Ребята, на адрес нашего детского сада сегодня пришла посылка. Давайте посмотрим, что в ней (воспитатель открывает коробку). Ребята, здесь лежит письмо и шкатулка. Давайте прочтем письмо: «Здравствуйте, мы жители сказочной планеты под названием Воздухошария. хотим посетить вашу красивую планету. Только мы не знаем, есть ли на вашей планете воздух, который нам очень необходим. Мы ждем от вас вестей и дарим вам шкатулку. Эта шкатулка не простая: в ней находится что-то очень дорогое и ценное для нас».
(Воспитатель, не дочитав письмо, обращается к детям) :
Как интересно! Ребята, как вы думаете, что нам прислали? (Дети высказывают свои предположения. Воспитатель открывает шкатулку, но она оказывается пустой.)
Дети: Шкатулка пустая, в ней ничего нет.
Воспитатель:Этого не может быть, ведь нам написали, что здесь находится что-то ценное. Давайте дочитаем письмо (воспитатель читает) :«Что находится в шкатулке, вы узнаете, если отгадаете загадку:
Мы его не замечаем,
Мы о нем не говорим.
Просто мы его вдыхаем-
Он ведь нам необходим».
Дети: Это воздух!
Воспитатель: Правильно, дети!
Значит, жители планеты Воздухошария что нам прислали (ответы детей).
Скажите, есть ли на нашей планете воздух? (ответы детей)
Воспитатель:Ребята, я предлагаю изучить свойства воздуха и отправиться в лабораторию. Как вы думаете, что такое лаборатория? (Ответы детей)
Воспитатель: Вот мы и с вами и в лаборатории. Надеваем халаты.
Итак, начинаем.
Воспитатель: Все учёные свои исследования обязательно должны записывать, чтобы ничего не забыть. У нас тоже есть книга, в которые мы будем заносить результаты наших опытов. Будем не записывать, а обозначать свои исследования картинками.
Воспитатель: Как можно проверить, есть ли здесь воздух? (Руками обводит группу.)Попробуйте его поймать (дети ловят руками воздух). Не получается?
Опыт1. С полиэтиленовым пакетом
Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?
(ответы детей)
Воспитатель:Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в мешке. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?
Дети: В нём нет воздуха.
Воспитатель: А как вы думаете, какого цвета воздух? (ответы детей)
Вывод: Первое свойство воздуха - он прозрачный, бесцветный.
Давайте мы с вами отметим, что узнали. И так, что мы узнали о воздухе? (он прозрачный, бесцветный) Найдите только текартинки, которые соответствуют данному опыту. Назовите их? А теперь положите в розовый конверт в нашей книге.
Дети выполняют, задание в лэпбуке под цифрой 1.
Продолжим наше исследование.
Опыт №2 «Узнай по запаху»
Воспитатель: Ребята, а имеет ли воздух запах? Вдохните воздух носом. Какого он запаха? (Без запаха) Верно, если воздух чистый, он не имеет запаха. А теперь вдохните ртом воздух, лизните его. Какого он вкуса? (Без вкуса) Правильно, чистый воздух — без вкуса и запаха. Находим карточку-обозначение «Воздух не имеет вкуса и запаха» (кладут в зелёный кармашек книги).
А теперь скажите, как мы можем объяснить, что в столовой пахнет пирожками, а на лугу – цветами (ответы детей). Ребята, это движение воздуха. Воздух сам не имеет запаха, но, двигаясь, может переносить запахи. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили.
Воспитатель:А сейчас давайте поиграем.
Игра «Узнай по запаху». Каждому из вас предлагаю ощутить ароматы (детям предлагается с закрытыми глазами определить по запаху содержимое тарелок). Вы замечательно справились. Находим следующую карточку-обозначение: «Воздух переносит запахи»(кладут в зелёный кармашек).
Проводится физкультминутка «Воздух невидимка»
Воздух-невидимка, (руки вверху вправо-влево)
Выходи гулять! («зовут»)
Воздух-невидимка, (руки вверху вправо-влево)
Как тебя поймать? (Хлопки руками в разных местах)
Если быстро-быстро в поле убегу, (бегут на месте)
Чистого-пречистого воздуха найду! (Потирают руки)
Если вместе с дедушкой по лесу пойду, (шаги на месте)
Самого полезного воздуха найду! (Руки накрест к плечам)
Если вместе с папой в горы я пойду, (тянутся вверх на носочках)
Самого кристального воздуха найду! («фонарики»)
Воспитатель:Кому нужен воздух (обращается к детям с вопросом и дети сами перечисляют) : дереву, цветку, кошке, медведю, кузнечику, детям. Это все живая природа. А то, чему воздух для жизни не нужен ( обращается к детям с вопросом и дети сами перечисляют: камню, сапогу, столу,называется неживая природа. Вот мы с вами открыли еще один секрет воздуха, он нужен всему живому. Добавим в нашу книгу еще одни картинки:«Воздух нужен всему живому» (кладут в синий кармашек).
Применение свойств воздуха
Воспитатель:Воздух везде вокруг нас, и он может помогать людям. Например, воздух надувает паруса, ведь ветер – это воздух, и кораблик движется. Ветер дует на ветряную мельницу, и мельница вращается, помогает людям молоть муку.
Найдите только те картинки, где воздух помогает человеку. Назовите их? А теперь положите в жёлтый конверт в нашейкниге.
Ещё можно применить свойство воздуха в рисовании.
Такой метод называется «Кляксография». Нетрадиционная техника рисования - выдувание трубочкой».
Воспитатель: Хотите попробовать рисовать воздухом? (ответы детей)
Воспитатель: Сейчас мы с вами попробуем при помощи воздуха, красок и трубочки рисовать (показывает технику кляксографии, нужно капнуть каплю акварели на бумагу и раздуть ее при помощи коктейльной трубочки в разные стороны (дети пробуют).
Воспитатель: Молодцы, ребята! Мы сегодня очень хорошо поработали, провели опыты. Какой опыт вам показался интересным больше всего? (Ответы детей)
Что вы сегодня узнали нового? (Ответы детей)
Результаты наших опытов мы зафиксировали в нашей книге «Воздух повсюду» и эту книгу мы отошлём жителям планеты Воздухошария. И они будут знать, что на нашей планете есть воздух и будут рады прилететь к нам в гости.
Воспитатель:Молодцы, ребята! А теперь нам нужно возвращаться обратно в детский сад. Снимаем специальную одежду.
Воспитатель: Вот мы и в саду.
2022г