Ольга Мамонова
Конспект познавательно-игрового занятия для средней группы «Зимующие птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Виды детской деятельности: игровая, изобразительная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы.
Цели: знакомить детей с зимующими птицами, объяснять, почему этих птиц называют зимующими; закреплять в словаре обобщающее понятие «зимующие птицы»; активизировать употребление в речи детей существительных, имен прилагательных, глаголов; развивать мышление, связную речь, слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику; воспитывать доброе, бережное отношение к пернатым друзьям, закладывать основы экологического воспитания, расширять представления о том, как люди заботятся о зимующих птицах.
Публикация «Конспект познавательно-игрового занятия для средней группы „Зимующие птицы“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2019
Целевые ориентиры дошкольного образования: проявляет чуткость к художественному слову при прослушивании стихотворений; интересуется играми, активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач; с интересом разгадывает загадки; умеет поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения; интересуется изобразительной деятельностью при выполнении аппликации.
Материалы и оборудование: фонограмма с шумом леса и пением птиц; картинки с изображением зимующих и перелетных птиц; мяч; цветной картон, заготовки из цветной бумаги.
Содержание организованной деятельности детей
1. Организационный момент.
Воспитатель: Дети, послушайте звукозапись, что вы слышите (Ответы детей.)
- А как вы догадались, что это лес? (Ответы детей.)
- Каких птиц вы знаете? (Ответы детей.)
- Почему некоторых птиц зовут зимующими, а некоторых перелетными? (Ответы детей.)
2. Беседа о зимующих птицах.
Воспитатель: Дети, а какое сейчас время года?
Дети: Осень
Воспитатель: Какие изменения произошли в природе, а с животными и птицами?
Дети: Деревья стоят голые и становится холоднее; животные залегают в спячку, некоторые животные меняют шубку на более теплую; птицы улетают на юг, в теплые края.
Воспитатель: Как можно сказать о птицах, которые улетают на юг?
Дети: Перелетные.
Воспитатель: Перечислите перелетных птиц.
Дети: Стриж, журавль, кукушка, лебедь, утка.
Воспитатель: Ребята, а после осени какое время года наступает? (Ответ детей.)
Воспитатель показывает картинку с изображением зимы и кормушек для птиц.
- Какое это время года?
- Что делают люди?
- Для кого они сделали кормушки?
Дети: Для птиц.
Воспитатель: Но, же только что говорили, что осенью птицы улетают от нас в теплые края. Оказывается, не все птицы улетели, а только перелетные птицы. Но многие птицы не улетают, а остаются зимовать в наших краях. Как называются птицы, которые остаются у нас зимовать?
Дети: Зимующие.
Воспитатель: А где живут зимующие птицы?
Дети: В лесу (высоко на деревьях, в гнездах и дуплах) и в городе.
Воспитатель: Да, все правильно дети. Говорить мы будем о зимующих птиц, а каких зимующих птиц вы знаете? (Ответы детей.) Молодцы.
- Послушайте загадки про птиц.
Загадки
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синица.)
Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это. (Снегири.)
Птичка-невеличка
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Крохи собирает. (Воробей.)
Окраской - сероватая,
Повадкой - вороватая,
Крикунья хрипловатая
Известная персона.
Кто она? (Ворона.)
Кто летает, кто стрекочет?
Рассказать всем новость хочет? (Сорока.)
Воспитатель: Ребята, легко ли зимующим птицам зимой. Почему? (Ответы детей.)
Дети: Нет, нелегко им холодно и голодно.
Воспитатель: Правильно, им очень тяжело приходится зимой и корма зимой мало и холодно. Кто же приходит к ним на помощь? (Ответы детей.) Что произойдет, если все птицы погибнут от холода и голода?
Дети: Погибнут птицы - некому будет уничтожать вредных насекомых, заболеют и погибнут деревья, кусты, травы. Животным нечего будет есть и они покинут лес. Без птиц, без животных, без леса человеку не прожить. Поэтому птиц надо беречь, помогать им. Они приносят огромную пользу.
Воспитатель: Молодцы, ребята, все правильно. А сейчас мы с вами поиграем.
Мимическое упражнение
Воспитатель рассказывает, а дети изображают названные в его рассказе эмоции и состояния.
Воспитатель: Испугались птицы каких-то шорохов, начали прислушиваться, застыли на ветках, озябли. (Изобразить птиц в морозный день, передать эмоциональное состояние – сочувствие птицам.)
- И вдруг: о чудо! Вкусный корм кто-то заготовил для них (Изобразить радость.)
- Но тут незаметно подкралась кошка. (Изобразить воробья, попавшего в лапе к кошке, показать, как рассердились на кошку.)
- Кошка отпустила воробья (Изобразить, как вы пожалели воробья.)
Дыхательное упражнение «Снегирек»
Сел на ветку снегирек -
(Дети взмахивают кистями рук.)
Ф-ф, ф-ф.
(Коротко, активно выдыхают.)
Брызнул дождик - он промок.
(Ударяют указательным пальцем одной руки по ладони другой.)
Ф-ф, ф-ф, ф-ф.
(Коротко, мягко выдыхают.)
Ветерок, подуй слегка,
Обсуши нам снегирька!
(Качают поднятыми руками над головой.)
Ф-ф, ф-ф, ф-ф …
(Продолжительно вдыхают.)
Игра с мячом «Что может делать птица?»
Дети передают мяч соседу, называя действия птиц (клевать крошки, чирикать, каркать, дрожать от холода и т. д.)
Пальчиковая гимнастика «Воробей»
Шустро скачет воробьишка,
(Стучат пальцами по столу.)
Птичка - серая малышка.
(Сжимают и разжимают пальцы в кулак. )
По двору шныряет,
(Пальцами «ходят» по столу.)
Крошки собирает.
(Стучат пальцами по столу.)
Аппликация «Снегирек»
Воспитатель предлагает детям выполнить аппликацию. Помогает на всех этапах выполнения работы.
3. Рефлексия.
Воспитатель: Молодцы ребята, замечательные птички получились у всех.
- Ребята, о ком мы сегодня разговаривали?
Дети: О зимующих птицах, о том, как трудно приходится птицам зимой, и что надо заботливо и доброжелательно относится к птицам и желание помогать им.
Воспитатель: Что люди делают для птиц? Вот сейчас, поздней осенью, чем люди могут помочь птицам? (Повесить кормушки, подкормить птиц.)
- Когда вы пойдете гулять, возьмите корм для птиц и покормите птичек, которые прилетят к кормушкам.
Список использованной литературы:
1. Зимующие и перелетные птицы (демонстрационные картинки с текстом на обороте).
2. Румянцева Е. А. Аппликация. Простые поделки. - М. : АЙРИС-пресс, 2015. - 128 с.
3. Формирование коммуникативных навыков у детей 3-7 лет: комплексные занятия на основе игровых технологий. - Волгоград: Учитель, 2018. - 157 с.