Ирина Савинова
Конспект занятия в старшей группе по познавательно — исследовательской деятельности (математическому и сенсорному развитию)
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в старшей группе
по познавательно – исследовательской деятельности (математическому и сенсорному развитию)
«Прогулка в зимний лес к старичку Лесовичку»
Ирина Георгиевна Савинова
Задачи:
Образовательные:
*Закреплять навыки количественного и порядкового счёта в пределах 10.
Публикация «Конспект занятия в старшей группе по познавательно — исследовательской деятельности (математическому и сенсорному развитию)» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Старшая группа
- Темочки
* Закреплять знания о геометрических фигурах: круге, треугольнике, квадрате, овале, прямоугольнике.
*Упражнять в умении составлять картинку из геометрических фигур.
*Упражнять в умении составлять геометрические фигуры из счётных палочек.
*Закреплять умение определять местоположение (за, перед, между).
*Учить измерять предметы с помощью условной мерки, учить сравнивать их по длине.
*Формировать представления детей об измерении объёма с помощью мерки, о зависимости результата измерения от величины мерки.
Воспитательные:
*Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
*Воспитывать умение радоваться своему успеху и успеху своего товарища.
*Воспитывать доброе отношение к птицам, желание о них заботиться.
Материал :
-Конверт с письмом Лесовичка
-Игрушка Лесовичок
Сборы в дорогу:
-Корзинка с угощением (морковки и пшено для птиц)
-Варежки из цветного картона (10 пар)
-Дорожки (из ткани) – з –разной длины
-Мерки для измерения дорожек (линейки)
В гостях у зайчиков:
-Игрушка Зайка – 2 шт.
-Головоломка «Танграм» -10 шт. (Инструкция по элементному изображению)
-Морковки
В гостях у лисы
-Игрушка Лиса
-Наборы счётных палочек (10)
«Поляна сказок»
-Настольный кукольный театр «Репка»
Физминутка
-Комочки снега (10)
«Лесная школа»
-Атласные ленты -3 шт. разного цвета разной длины
-Верёвка для игры «Волшебники»
-Карточка преобразования фигур
«Покормим птиц»
-2 кормушки
-Мерки: игрушечная чашечка и столовая ложка
-хрустальный колокольчик
-угощение для детей
1. Организационный момент.
Дети стоят полукругом. Посмотрите на меня, какие у вас красивые и добрые глаза. Давайте улыбнёмся друг другу и поздороваемся с гостями.
Повернитесь ко мне. Каждое наше занятие мы начинаем с пальчиковой гимнастики. Приготовились.
«Снежок».
Раз, два, три, четыре, пять, (Дети загибают пальчики по одному)
Мы во двор пришли гулять. («Идут» по левой ладошке указательным и средним
пальчиками.)
Бабу снежную лепили, (Лепят комочек двумя ладонями.)
Птичек крошками кормили, (Крошащие движения всеми пальчиками.)
С горки мы в снегу катались, (Ведут указательным пальцем правой руки по ладони
левой руки.)
А ещё в снегу валялись. (Повороты ладошками то одной, то другой стороной.)
Все в снегу домой пришли. (Отряхивают ладошки.)
2. Письмо Лесовичка.
-Сегодня В наш детский сад для ребят седьмой группы пришло письмо. Без вас я не стала вскрывать конверт. Хотите прочтём его вместе?
Здравствуйте, дорогие дети!
Пишет вам Лесовичок. Сейчас в лес пришла зима. Очень многое в нём изменилось. Я жду вас в гости, чтобы показать много интересного и чудесного, что есть в моём лесу.
- Ну что же, примем приглашение Лесовичка? Тогда давайте вспомним, что изменилось в природе с приходом зимы? Дни короткие, рано темнеет, на улице холодно, стоят морозы, выпадает снег.
-Собираясь на улицу, мы должны подумать о том, как правильно одеться для прогулки. Какие предметы одежды нам понадобятся. Обязательно нужно взять с собой варежки. На этом столе разложены разные варежки и здесь тоже варежки. Они немного перепутались. Я предлагаю каждому из вас подойти к доске и выбрать ту варежку, которая вам понравится. Затем на этом столе вы найдёте пару к выбранной варежке.
-Прежде, чем отправиться на прогулку в лес, мы должны вспомнить правила поведения в лесу. Кто скажет, как надо себя вести в лесу? (Не шуметь, чтобы не
распугать лесных зверюшек, нельзя рубить деревья, нельзя ломать ветки деревьев, нельзя разводить костры, нельзя отставать, потому что можно потеряться.)
– Я возьму с собой на прогулку в лес корзинку с угощением для зверюшек.
-На прогулку мы пойдём пешком.
3. «Три дорожки».
-Ребята, посмотрите, перед нами 3 дороги.
-Все дороги одинаковые? (Две короткие, одна длинная.)
-Чтобы узнать, по какой дороге пойти, нам надо их измерить.
-Как можно измерить?
-Давайте сначала их измерим с помощью деревянной мерки.
(Вызываю трёх детей, они измеряют дорожки с помощью мерки, а других прошу проконтролировать измеряющих, чтобы они правильно посчитали количество мерок).
-Сколько мерок получилось у тебя? А у тебя?
-Почему у всех получились разные результаты? (Разная длина дорожек).
2 способ измерения – пядью. (Расстояние от большого пальца до указательного.)
-Сколько у тебя пядей получилось? А у тебя? У тебя?
Спрашиваю у проверяющих.
-А как ещё можно измерить длину дорожки? (Шагами.)
-Давайте измерим шагами.
-Почему у всех троих измеряющих получилось разное количество шагов?
(Разная длина дорожек.)
-Молодцы, вы очень хорошо научились измерять длину с помощью разных мерок.
-Мы отправляемся на прогулку по длинной дорожке.
4. «В гости к зайчикам».
Дети идут по дорожке.
-Ребята, а кого вы видите на полянке? Наши новые знакомые посещают «Лесную школу». В школе им задали собрать из геометрических фигур изображение какого – то лесного животного. Давайте им поможем. На столе есть игра – головоломка
«Танграм». Достаньте из конвертика детали этой головоломки и составьте фигуру по элементному изображению.
-Изображение какого животного у вас получилось? (Зайчика.)
-Как приятно нашим новым друзьям.
-У меня в корзинке есть морковки. Угостим зайчиков? Разделим морковки поровну, чтобы никого не обидеть. Делить будем по морковке каждому зайчонку.
-Поскольку морковок получил каждый зайчик? Зайчики такие довольные: мы им помогли выполнить домашнее задание и угостили их морковками.
-Давайте попрощаемся с зайчиками и пойдём дальше.
5. «В гостях у лисы».
-Ребята, посмотрите, чей хвостик видно? (Лисий.)
-Мы с вами попали в гости лисоньке. Ребята, подумайте, лисичка живёт неподалёку от зайчиков. У зайчиков избушка лубяная, а у лисички – ледяная.
Что может произойти? (Лисичка может выгнать зайчиков из их избушки).
-Чтобы этого не случилось, давайте построим для неё дом. Посмотрите, здесь есть счётные палочки. Отсчитайте 6 палочек и выложите дом.
-Какую форму имеет крыша дома?
-Какую форму имеет сам дом?
-Возьмите ещё 4 палочки. Выложите квадрат. Переложите 1 палочку так, чтобы получился стульчик. Мы построили лисичке домик, подарили ей стульчик.
-А нам, ребята, нужно идти дальше.
6. «Поляна сказок».
-Посмотрите, перед нами поляна сказок. Как вы думаете, герои какой сказки перед нами? («Репка».)
-Расставьте героев сказки по порядку.
-Сколько всего героев в сказке? (шесть)
-Кто первым тянул репку? … вторым? …третьим? …четвёртым? …пятым?
шестым?
-Между кем стоит внучка?
-За кем стоит кошка?
-Перед кем стоит дедка?
-Закройте глаза. Убираю одного из героев.
-Что изменилось? Посчитайте, сколько героев?
(Переставляю героев местами.)
-Что изменилось?
7. Физминутка.
-Устали? Давайте немного отдохнём.
-Встаньте в круг, повернитесь друг за другом.
Мы пришли в зелёный лес. (Ходьба по кругу.)
Сколько здесь вокруг чудес! (Мимика удивления и восхищения.)
Справа берёзка в шубке стоит, (Поворот направо с разведением рук в стороны.)
Слева ёлка на нас глядит. (То же влево.)
Снежинки в небе кружатся, (Вращение руками вверху и перед собой.)
На землю красиво ложатся. (Приседание.)
-Давайте слепим снежок. Какой он формы?
-Попробуйте попасть снежком в сугроб.
8. «Лесная школа».
-Ребята, перед нами «Лесная школа», в которой обучаются лесные зверюшки.
Они сейчас готовятся к празднику «Проводы зимы». Хотят украсить поляну перед школой яркими лентами. Посмотрите, перед нами з ленты.
Упражнение «Размотай ленту».
-Проверим, кто первым размотает ленту.
-Кто первым размотал ленту? Вторым? Третьим?
-Почему? (Ленты разной длины.)
-Мы сейчас проверим, какая лента длиннее – разложим на полу.
Игра «Волшебники». На столе карточка преобразования фигур.
-Сейчас вы станете волшебниками и превратите круг в овал, треугольник, квадрат в прямоугольник, а прямоугольник – опять в круг.
Дети встают в центре зала, берут верёвку со связанными концами, берутся за неё обеими руками и по сигналу воспитателя образуют различные геометрические фигуры. При этом повторяются различные геометрические фигуры: у овала и круга нет углов; у треугольника три угла и три стороны, а у квадрата и прямоугольника четыре угла и четыре стороны; у квадрата все стороны равны, у прямоугольника – только противоположные стороны. При необходимости воспитатель помогает детям.
9. «Покормите птиц».
-А здесь кто живёт? (Птицы.) Какие птицы? (Зимующие.)
-Ребята, с наступлением зимы у братьев наших меньших (птиц) стало меньше еды.
Зимой они чаще погибают не от холода, а от голода. Хотите им помочь?
Сейчас мы их покормим, я с собой захватила пшено.
-Посмотрите, перед ними две кормушки, но они пусты. Рядом лежат мерки: ложка и игрушечная чашечка. В кормушки будем насыпать пшено, в одну – ложкой, а в другую – чашечкой.
-Поровну крупы в кормушках?
-Сколько чашек пшена в этой кормушке? (3)
-А сколько ложек пшена в этой кормушке? (3)
-Почему в одной кормушке пшена больше, чем в другой?
(Мерки разные, в ложке пшена меньше, чем в чашечке.)
-Вот мы и помогли нашим пернатым друзьям: покормили их пшеном.
-Сколько добрых дел мы сегодня сделали?
(Раздаётся звон колокольчика.)
-Ребята, кто это звонил? Не знаете? Кто вас в гости приглашал?
-Конечно, это Старичок – Лесовичок. Он вами остался очень доволен, сказал, что вы справились со всеми заданиями, что вы не только умные, внимательные, но и добрые и заботливые. Он приготовил вам сюрприз.
-Поблагодарим старичка.
-Понравилась вам наша прогулка в зимний лес?
-А теперь нам пора возвращаться в детский сад.
-Закройте глаза. Раз, два, повернись, в детском саде очутись!
-Давайте возьмёмся за руки, повернёмся к гостям, попрощаемся с ними и пойдём в группу.