Суфия Ряшитовна Сидорова
Конспект по ознакомлению с природой в старшей группе «Пернатые друзья»
▼ Скачать + Заказать документы
Провела Сидорова С. Р
Вид детской деятельности. "Познавательное развитие"
Интеграция образовательных областей: "Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Физическое развитие".
Задачи:
1. Формировать представления детей о зимующих и перелетных птицах. Учить отгадывать загадки. Развивать интерес к миру пернатых, любознательность. Дать представление о значении птиц для окружающей природы. Развивать внимание, творческую активность. Формировать у детей желание заботиться о птицах.
Публикация «Конспект по ознакомлению с природой в старшей группе „Пернатые друзья“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
2. Развивать речевую активность (речевое развитие).
3. Развивать двигательную активность в играх (физическое развитие).
Методы и приё мы:
-практические: пальчиковая игра.
-наглядные:рассматривание, показ.
-словесные: беседа, вопросы, указание, объяснение.
Материалы и оборудование:
Два комплекта картинок с изображением птиц (совы, синицы, голубя, снегиря, дятла, ласточки);посылка от Деда Природоведа (письмо, схема, доски для кормушки).
Методика проведения.
Проводится викторина "Пернатые друзья".
Дети делятся на две команды.
Объясняю правила: внимательно слушать ведущего, отвечать на вопросы и выполнять задания; выигрывает та команда, которая наберет больше фишек.
Задание 1.
- Отгадайте загадку, найдите и покажите соответствующее изображение на картинке.
Ночь,как смола, черным черна.
Серой птице не до сна.
Меж кустов, как тень, скользит,
Караулит, кто не спит,
Ловит каждый шорох чутко,
А как крикнет, станет жутко,
Вздрогнет спящая трава,
Это ухает. (Сова).
-Рассмотрите картинку и расскажите об этой птице.
(Команды получают фишки за рассказ о птице).
В-ль: "Сова - крупная птица. Голова у совы круглая, как тарелка, по бокам головы перышки торчат (словно уши, клюв крючком. Глаза у неё большие, круглые, но днем сова видит плохо и поэтому охотится она ночью. Сова ночью издает звуки, как будто охает - "у-ху".Поэтому говорят сова "ухает".
Задание 2.
- отгадайте вторую загадку:
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синица).
Задание 3.
-Собирает он проворно
Горстью брошенные зёрна,
И гнездится под карнизом
Наш любимый. (Голубь сизый).
-А теперь ответьте на вопросы:
-Какой окрас у голубя?
-Голубь по размеру меньше или больше воробья?
-Чем питаются голуби?
-Могут ли голуби передавать письма?
В-ль:"Голуби - это птицы,которых можно научить передавать письма. Для этого к лапам голубя привязывают письмо, и он приносит его в определенное место - в свою голубятню. Во время войны голуби служили почтальонами и доставляли ценные письма адресатам. Голубь- одна из самых добрых и мирных птиц. За это люди избрали ее символом мира и дружбы. А веточка в клюве у голубя означает, что он несёт добрую весть о мире и дружбе. "
Физкультминутка. Проводится игра "Перелёт птиц".
(Дети- "птицы" бегают по группе. По сигналу "Ветер, буря!" быстро убегают на свои места. Затем по сигналу "Солнце выглянуло", "Птицы"вновь бегают по группе.) (Игра повторяется 2-3 раза).
Задание 4.
-отгадайте четвё ртую загадку:
Зимой на ветках яблоки
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это. (Снегири).
Дети отвечают на вопросы:
-Слово "снегирь" связано со словом "снег"?
-Чем отличается по внешнему виду самочка снегиря от самца?
-Чем питаются снегири?
(Команды получают фишки за отгадку и рассказ о птице. Обобщить информацию о снегире.)
Задание 5.
-Отгадайте пятую загадку:
Всё время стучит,
Деревья долбит.
Но их не калечит,
А только лечит. (Дятел).
-Какой окрас у дятла? (У самца дятла на голове красивая ярко-красная "шапочка", а у самочки дятла её нет).
-Почему дятел в лесу часто стучит по дереву?
-Чем питаются дятлы?
(Команды получают фишки за отгадку и рассказ о птице. Обобщить информацию о дятле.)
Задание 6.
Прочитать детям стихотворение Несмеяновой М. А "Здравствуйте птицы"
Наши ласточки-сестрички,
Но живут не вместе!
Гнёздышки в особом месте
Строят эти птички.
Кто под крышей выбирает
спальню для детишек,
Кто под берегом копает
Норки для малышек.
Ласточки-друзья,
Как люблю вас я!
Предложить детям найти и показать изображение ласточки, рассмотреть и ответить на вопросы:
-Какой окрас у ласточки?
-Чем питаются ласточки?
-Где ласточки устраивают свои гнёзда?
(Команды получают фишки за отгадку и рассказ о птице. Обобщить информацию о ласточке.)
Задание 7.
Задать детям вопросы:
-Как называются птицы, которые остаются зимовать? (Зимующие). Предложить назвать зимующих птиц. (Ворона, синица, воробей, голубь,.)
-Почему одни птицы улетают в теплые края, а другие остаются зимовать? (Для перелетных птиц в зимнее время не будет корма - они кормятся насекомыми.)
В-ль: "Перелетные птицы должны быть хорошо подготовлены к перелету. За лето птенцы подрастут и окрепнут. Взрослые птицы научат их летать и добывать пищу. Летят птицы в дальние края, где тепло и есть пища. Во время полета птицы преодолевают большие расстояния. У птиц есть крылья, поэтому они могут летать. Хвост помогает им рулить в нужном направлении. Некоторые птицы, которые остаются зимовать, делают запасы семян растений и орехов. Другие перебираются поближе к жилью человека в надежде на помощь. Перья птиц и пух помогают им пережить холод. А вот отыскать под снегом пищу птицам бывает очень трудно. "
-Как мы можем помочь птицам пережить холодную зиму? (Зимой нужно подкармливать птиц).
В конце занятия подводим итоги, какая из команд получила больше фишек.
И в это время раздается стук в дверь. Почтальон приносит посылку. Сообщить детям, что эта посылка от Деда Природоведа, и зачитать детям письмо: "Здравствуйте, дорогие дети! Наступает зима, скоро будет холодно и выпадет много снега. Я заранее позаботился о наших друзьях - птицах. Начал делать им кормушки, но птиц очень много, а я один. Помогите мне доделать несколько кормушек для птиц! Ваш друг -Дед Природовед".
Предложить детям на следующем занятии сделать кормушки для птиц, а также предложить детям дома сделать кормушки вместе с родителями.
А на прогулке провести игру "Перелет птиц".