Людмила Томилова
Конспект по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи для детей подготовительной группы «Насекомые»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: закрепление знаний детей о насекомых в осеннее время года.
З а д а ч и: развивать обобщенные представления детей о насекомых как живых существах, живущих на земле, которые могут ползать, летать в воздухе, и имеющих типичное строение; умение устанавливать причинно-следственные связи (время года – поведение насекомых); умение использовать предметно-схематическую модель для описания внешнего вида, повадок; активировать познавательный интерес к природе. Расширять и закреплять знания детей о насекомых, (их внешнем виде, пользе, вводить в активный словарь детей обобщающее понятие «насекомые». Продолжать учить отгадывать загадки и обосновывать свою отгадку. Продолжать упражнять в составлении предложений с использованием предлогов под, на, по, над. Развитие диалогической речи.
Публикация «Конспект по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи для детей подготовительной группы „Насекомые“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Конспекты по развитию речи
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Развивать логическое мышление, внимание, воображение, зрительное и слуховое восприятие, общую моторику, координацию. Воспитывать любовь и уважение к природе;
Предварительная работа:
Наблюдение за насекомыми и пауками весной и летом во время прогулок. Заучивание стихов о насекомых, отгадывание загадок. Рассматривание иллюстраций с изображениями насекомых и пауков. Беседа «Такие разные насекомые». Чтение сказок К. Чуковского «Муха-Цокотуха», «Тараканище». В. Бианки «Счастливый жучок». Просмотр мультфильмов, аппликация «Божья коровка», лепка с изображением насекомых, рассматривание игрушек, картинок.
Оборудование:
Картинки с изображением насекомых, игрушки насекомых, манка, рукавицы, осенние листья, ноутбук, лепестки цветика (белые и цветные, увеличительные стекла, микроскоп, проектор, экран, музыкальное сопровождение, бросовый материал для постройки муравейника, вода, салфетки, мнемокартинки, перфокарта, эмблемы (кузнечика и паука).
Организационный момент. (Создание эмоционального положительного фона).
Воспитатель предлагает детям пройти на ковер и выполнить упражнение.
Кинезиологическое упражнение.
Шла гусеница по дорожке.
У нее в ботинках ножки.
Ротик, нос, а глаза — два,
И большая голова.
Желтый, зеленый, красный, синий,
С улыбкой ты всегда красивый!
Воспитатель: А теперь улыбнитесь, и подарите свои улыбки друг другу, в это осеннее утро.
Воспитатель: Молодцы, я очень рада, что у всех хорошее, веселое настроение.
Основная часть
Проблемно – игровая ситуация
(Раздается звонок телефона).
Воспитатель: Ой, нам пришло СМС-сообщение. Интересно, от кого оно? Письмо от Лесовичка.
«Здравствуйте, дорогие ребята! Царь сказочного леса Берендей пригласил меня и насекомых на праздник «осенний бал». А в подарок, я приготовил ему удивительный и мой любимый цветочек «Цветик, но нас настигло осеннее ненастье. Лепестки цветка потеряли окраску, и насекомые куда-то исчезли. Помогите мне, пожалуйста! Верните прежний цвет лепесткам и подскажите, почему исчезли насекомые? А для этого надо выполнить задания, я один не справлюсь». Уж очень хочется попасть на праздник к Берендею.
Воспитатель: Поможем Лесовичку, ребята?
Дети: Да. (Воспитатель, обращает внимание детей на бесцветный цветик (на фланелеграфе, с заданием на каждом лепестке).
Задание I Игра «Загадки – отгадки» О насекомых
Воспитатель: Надо загадать загадки. А вы ребята знаете загадки?
Дети: Загадывают загадки и отгадывают.
1. Этот маленький скрипач
Изумрудный носит плащ.
Он и в спорте чемпион,
Ловко прыгать может он.
2. Он работник настоящий,
Очень, очень, работящий.
Под сосной в лесу густом
Из хвоинок строит дом.
3. Летом много их бывает,
А зимой все вымирают.
Прыгают, жужжат над ухом.
Как они зовутся?. (муха).
4. Всех жучков она милей,
Спинка алая у ней.
А на ней кружочки-
Черненькие точки.
Воспитатель: А про кого вы сейчас отгадывали загадки?
Дети: про насекомых.
Воспитатель: Правильно. Молодцы. Много знаете загадок.
Меняет цвет лепестка, срывает второй лепесток и читает задание.
Задание II Дидактическая игра «Составь предложение» Воспитатель приглашает детей к столу, на котором стоит осенний букет, а на листьях закреплены игрушки – насекомые. Предлагается рассмотреть букет.
Воспитатель: Ребята, кого вы видите на осеннем букете?
Ответ детей : Насекомых.
Воспитатель: Верно. Вам нужно составить предложение о том, что оно делает, используя предлоги (под, на, по, над)
Р е б е н о к. Бабочка сидит на листке дуба.
Ребенок. Гусеница ползет по ветке березы.
Ребенок. Жук спрятался под листком дуба.
Ребенок. Стрекоза порхает над букетом.
Ребенок. Муравей ползет по ветке клена.
Ребенок. Муха ползет по столу.
Воспитатель: Молодцы. Вы отлично справились с трудным заданием.
Вот как много насекомых! А во время прогулок мы наблюдали, что насекомых на улице становится все меньше. Если в начале сентября мы с вами видели бабочек, стрекоз, муравьев, пчел, ос и шмелей, то сейчас уже, мы кое -где видели только мух. Почему?
Дети: Потому - что наступила осенью. С каждым днем становится холоднее, засыхают цветы, холодной становится вода.
(Меняет цвет лепестка).
Воспитатель срывает лепесток, читает следующее задание.
Задание III поискового характера дидактическая игра «Назови и распредели» (использование перфокарты)Детям раздает перфокарты (насекомые).
Воспитатель: Ребята. Вам нужно назвать насекомое и определить к кому виду это насекомое относится (К «Хищным»-желтый цветок, «Полезным» - синий цветок, «Вредным» - красный цветок.) Воспитатель организует взаимоконтроль – предлагает детям проверить друг друга.
Воспитатель: Назовите насекомых, которых вы отнесли к «хищным»?
Дети: Стрекоза, кузнечик, божья коровка.
Воспитатель: Почему их называют хищными?
Дети: Потому – что они охотятся за другими насекомыми.
Воспитатель: Назовите насекомых, которых вы отнесли к «полезным»?
Дети: Муравьи, пчела, бабочка.
Воспитатель: Почему их называют полезными?
Дети: Потому – что пчелы опыляют цветы, дают нам мед, воск, муравьи
разносят по лесу семена, многих растений, бабочки - опыляют цветы.
Воспитатель: Назовите насекомых, которых вы отнесли к «вредным»?
Дети: Муха, гусеница, комар.
Воспитатель: Почему их называют вредными?
Дети: Потому – что муха и комар разносят микробы, гусеница - ест листья растений.
Воспитатель: Молодцы. Справились с заданием. Срывает лепесток и читает задание.
Физминутка – координация речи с движением «Гусеница».
Этот странный дом без окон (медленно поворачиваются вокруг себя)
У людей зовется «кокон»
Свив на ветке этот дом, (вращают руками)
Дремлет гусеница в нем. (ладошки под правой щекой)
Спит без просыпа всю зиму. (ладошки под левой щекой)
Но зима проходит мимо-(взмахи руками вверх)
Март, апрель, капель, весна… (хлопки руками на каждое слово)
Просыпайся, соня-сонюшка! (потягивается)
Под весенним ярким солнышком (рисует руками солнышко)
Гусенице не до сна. (грозят пальцем)
Стала бабочкой она! (бегут по кругу, машут руками, как крыльями)
Задание IV «Как насекомые проводят зиму?» Мнемокартинка.
Воспитатель: Лесовичок переживает, куда исчезли насекомые.
-Ребята, мы же с вами уже знаем, осенью изменяются природные условия, и насекомые уже не могут существовать так, как существовали летом. Давайте вспомним, куда исчезают насекомые зимой? И поиграем в игру.
Воспитатель: На магнитной доске размещены мнемокартинки – изображения насекомых и мест, где они будут зимовать.
Ребята вам нужно от изображения насекомого провести линию к изображению места его зимовки и объяснить свой выбор.
Дети выполняют задание.
Ребенок: Комары забиваются в щели коры деревьев, стен и заборов.
Ребенок: Жуки зимуют под листьями, укрытые одеялом из снега.
Воспитатель: Ребята, а почему мы назвали одеяло из снега? (Листья и снег согревают, предохраняют почву от вымерзания).
Ребенок. Дикие пчелы закупоривают соты воском.
Ребенок. Бабочки зимуют в коконах.
Ребенок: Божьи коровки улетают где тепло.
Ребенок: А муравьи закупоривают все входы-выходы своего
высокого муравейника. Забираются в самую глубину его, жмутся в кучи,
потесней.
Воспитатель: Молодцы, справились с заданием. Срывает лепесток.
Какое же еще следующее задание.
Задание V «Построй муравейник».
Воспитатель: Кто-то разрушил муравейник. И они не успели спрятаться.
- Давайте поможем им построить муравейник. Ребята из чего муравьи строят свой дом?
Дети: Из соломинок, листиков, коры дерева, хвойных иголок.
Воспитатель: Правильно! Недаром муравьев называют санитарами леса. Груз, который несет муравей, во много раз превышает его собственный вес. Какую форму имеет муравейник?
(Предположения детей.)
Дети: Конус.
На подносе лежит бросовый материал (солома, травинки, хвоинки, бутылки, полиэтиленовые пакеты и т. д).
Воспитатель убирает салфетку с подноса.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на поднос. И выберите только тот материал, из которого муравьи строят муравейник.
Воспитатель: А почему, вы, не выбрали бутылки и полиэтиленовые пакеты? (Ответы детей).
Наблюдая за насекомыми, можно узнать, какая будет зима. Муравьи, например, перед наступлением суровой зимы строят большой муравейник. А если вы увидите комаров осенью, то предстоит теплая зима
Воспитатель: Молодцы. Вы отлично справились с трудным заданием. (Меняет цвет лепестка).
Вот и последний лепесток приобрел цвет.
(Появляется Лесовичок).
Лесовичок. Какие вы молодцы. Вы помогли мне справиться с заданиями и вернули прежний цвет лепесткам цветику. Благодаря вам я узнал почему и куда исчезли насекомые. Значит я попаду на праздник «Осенний бал» к царю Берендею.
Звучит волшебная музыка и появляется царь Берендей.
Заключительная часть.
Царь Берендей: Какие молодцы! Сумели раскрыть небольшие тайны природы? Я очень рад, что вы много знаете. А самое главное помогли объяснить Лесовичку, куда исчезают насекомые осенью? А на память о сегодняшней встрече я приглашаю вас в сказочный лес. Вас ждет сюрприз. Раздает угощенье.