Екатерина Ерилова
Открытое занятие по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в подготовительной группе «Поможем птицам вместе»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель МАДОУ ЦРР - д/с № 13 "Сказка" г. Краснокаменск Ерилова Е. Н.
Цель: Систематизировать знания детей о зимующих птицах, особенностях их жизни и питания зимой.
Задачи:
• Пополнять, уточнять, систематизировать знания детей о зимующих птицах, особенностях их жизни в холодное время года;
• Уточнить особенности зимы;
• Учить составлять связное высказывание, опираясь на предыдущий опыт и используя вновь полученные знания;
• Учить работе с текстом: внимательно слушать, отвечать на вопросы, извлекая информацию из прослушанного текста;
Публикация «Открытое занятие по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в подготовительной группе „Поможем птицам вместе“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2015
• Активизировать словарь детей существительными (названиями зимующих птиц, словами, характеризующими зиму: холод, мороз, снегопад и т. д.); уточнить, объяснить значения слов «оцепенело», «оседлые»;
• Упражнять в составлении предложений с противительным союзом А;
• Развивать умение доказывать, аргументировать свою точку зрения;
• Побуждать к придумыванию и созданию необычных, удобных, функциональных кормушек;
• Развивать внимание, мышление, память;
• Воспитывать любовь к живым существам, отзывчивость, желание приходить на помощь.
Оборудование:
• Картнки с изображением зимующих птиц (воробей, сорока, ворона, голубь, синица, снегирь, свиристель, чечетка, дятел, поползень);
• Каритнки с изображением погодных явлений холодного времени года (стужа, снегопад, метель и т. п.);
• Мольберт (магнитный, оформленный рамкой, магниты;
• Картинки с изображением угощения для птиц (семечки, ягоды, крупа, хлебные крошки и др. + неподходящие (провокационные) чипсы, конфеты, жвачка, мармелад);
• Картинки-коллажи «жизнь птиц зимой и летом»;
• Листы бумаги, карандаши, фломастеры;
• Полоски трех цветов (красные, зеленые, желтые) по количеству детей;
• Три стола, отмеченные цветовыми символами (красный, зеленый, желтый)
• Заранее подготовленные листовки, призывающие подкармливать птиц зимой;
• Изюм, проволока (20-25 см)из расчета 1 на 2 детей.
Предварительная работа
• Подбор книг (художественных и энциклопедий) и чтение рассказов и статей о зимующих птицах;
• Рассматривание иллюстраций, картинок о зимующих птицах;
• Разучивание физминуток и пальчиковых гимнастик о птицах;
• Рассматривание различных кормушек для птиц (картинки);
• Изготовление листовок.
Ход:
Оргмомент:
Дети с воспитателем стоят в кругу. Воспитатель загадывает загадку:
Укрыла землю пуховым одеялом,
Сковала реки крепким льдом,
Узоры на окне нарисовала
Искристым белым серебром. (Зима)
Воспитатель: Ребята, давайте охарактеризуем Зиму и нарисуем ее портрет. Подберите слова, описывающие зиму, и прикрепите картинки к мольберту. Зима это… (Дети: Зима это мороз, … стужа, …холод, …метель, …вьюга, …поземка, …снегопад, …сугробы, …снег, …лед, …гололед, …пурга. - каждый называет один признак и прикрепляет картинку)
Воспитатель: Какие холодные слова вы подобрали! Замечательный получился портрет Зимы. Как вы думаете, кому приходится туго в зимнее время года(Дети: Животным, птицам)
Почему(Дети:Холодно, мало корма)
А разве птицы не улетают в теплые края? (Дети: Улетают, но не все. Есть птицы, которые прилетают к нам на зимовку)
Как вы думаете, ребята, о чем мы будем с вами сегодня говорить? (Дети: О зимующих птицах, о том, как они живут зимой.
Как вы считаете сложно птицам зимовать (Да)
Чтобы в этом убедиться предлагаю послушать рассказ. «Жизнь птиц зимой» (Проходят на стульчики, расположенные у доски, на которой представлены картинки зимующих птиц)
1.
Воспитатель: В рассказе, который мы сейчас будем читать, вам встретятся такие слова: «оцепенело» - что оно означает? (застыло, стало неподвижным); «Оседлые»- что означает? (те, кто живут в одном месте)
Послушайте внимательно рассказ:
Что для птиц страшнее: холод или голод? Пришла зима, наступили холода. Околдованные чарами зимнего сна стоят деревья и кусты. Кажется, что все вокруг замерло, оцепенело. Но хлопни в ладоши, и взмоют вверх стаи веселых птичек. Наши зимние гости – это чечетки, свиристели, синицы, снегири, поползни. В их родных краях зимой такой мороз и стужа, что им кажется, что у нас тепло! Да и корм у нас есть! Свиристели и снегири лакомятся рябинкой, чечетки – семенами, синицы и поползни – насекомыми, что прячутся под корой деревьев. Для них наши места как будто юг. А воробьи, голуби, вороны, сороки живут в одной местности, приспосабливаясь то к летнему зною, то к зимним холодам. Поэтому их еще называют оседлыми. В пище эти птицы неприхотливы: они едят семена разных растений, насекомых, но кроме этого они привыкли к корму, который получают от людей – хлебным крошкам, частичкам овощей и фруктов. Зимой птицам трудно добывать корм: день короток, и бывает его недостаточно, чтобы наесться досыта. У птиц есть природные столовые: рябина, калина, яблоня. Но на всю зиму птицам этой еды не хватает. Особенно трудно зимующим птицам находить корм во время снегопадов, метелей, в сильные морозы. Зимой птицам не так страшен холод, как голод. Голодная птица быстрее замерзнет, так как ее организм не вырабатывает достаточного количества тепла. Нужно помочь им в тяжелую зимнюю пору. Птицы будут обеспечены кормом, если каждый детский сад, каждая школа в нашей стране повесит хотя бы одну кормушку.
2.(вопросы по тексту)
- Вспомните, какие птицы прилетают на зимовку в наши края? (Дети: чечетки, свиристели, синицы, снегири, поползни)
- Почему они к нам прилетают? (Дети: В их родных краях зимой такой мороз и стужа, что им кажется, что у нас тепло. У нас есть корм)
- Какие птицы живут в наших краях круглый год? (Дети: воробьи, голуби, вороны, сороки)
- Почему они не улетают? (Дети: Они оседлые,приспосабливаются и к летнему зною, и к зимним холодам)
- Какой корм предпочитают разные зимующие птицы? (Дети: Свиристели и снегири лакомятся рябинкой, чечетки – семенами, синицы и поползни – насекомыми, что прячутся под корой деревьев, синицы любят несоленое сало. Воробьи, голуби, вороны, сороки едят семена разных растений, насекомых, но кроме этого они привыкли к корму, который получают от людей – хлебным крошкам, частичкам овощей и фруктов)
- Предложите, как люди могут помочь зимующим птицам? (Дети:Подкармливать, повесить кормушки, объяснить окружающим, почему необходимо помогать птицам зимой, изготовить листовки или плакаты)
- Для чего подкармливать птиц зимой? (Дети: Чтобы не погибли: зимой птицам не так страшен холод, как голод)
3. (физминутка)
Съежился на ветке –
Зябнет воробей.
Мне к зиме бы надо
Шубу потеплей.
Да еще бы валенки,
Шапку, рукавицы,
И счастливей в мире
Не было бы птицы. (Выполняются движения в соответствии с текстом)
4.
Воспитатель: Предлагаю вам взять полоски: желтая – легкое задание, зеленая – задание средней сложности, красная – сложное. (Дети выбирают полоси, проходят к соответствующим столам)
Сложное задание (для тех, кто выбрал красную полоску): нарисуйте модель кормушки, она должна иметь какую-то интересную деталь. Подумайте, как вы ее представите. (Рисуют, представляют, отмечая интересные особенности своей работы)
Задание средней сложности (зеленая полоска): рассмотрите картинки и расскажите о разнице обитания птиц летом и зимой. Вариант: работа в парах – один ребенок говорит о лете, другой – продолжает о зиме. (Ответы детей:Зимой холодно, а летом тепло. Зимой стужа, мороз, холод, а летом жара, солнце. Зимой корма мало, а летом достаточно. Зимой птиц надо подкармливать, а летом они добывают кори сами. Зимой голые ветви, птицам трудно прятаться, а летом они прячутся в листве. Летом достаточно воды для питья и купания, а зимой вода замерзшая, ее нужно искать, добывать)
Легкое задание (желтая полоска): чем бы вы подкормили птиц – выбрать картинки с подходящим лакомством (Ответы детей:Семечки, пшеница, крупа, сало, ягоды рябины и дикой яблоньки, хлебные крошки, мелко порезанные фрукты (можно овощи). Не подходят: конфеты, чипсы, мармелад, звательная резинка, так как это не естественная для них еда, она птицам может навредить)
(контролировать правильность выполнения задания, проверку начать с легкого, побуждать к развернутым ответам, дети участвуют в проверке правильности выполнения задания)
5.
Воспитатель: О разных кормушках рассказали ребята. Давайте с вами попробуем сейчас сами сделать кормушку-гирлянду. Разделитесь на пары для работы. Нанижем на проволоку изюм, потом соединим концы проволоки в кольцо. (Изготовление кормушек)
Вот какие замечательные кормушки у нас получились, их можно повесить на участке и птицы будут лакомиться нашим угощением. (Дети демонстрируют кормушки друг другу, рассматривают)
Итог
Воспитатель: Так что же для птиц зимой страшнее: холод или голод? (Дети: Голод, так как голодной птице тяжелее перенести мороз, чем сытой.
- Как мы можем призвать людей помогать птицам зимой? (Дети: Сделать плакаты, листовки, рассказывать о том, как тяжело птицам пережить зиму)
- Что можно написать на листовке, плакате? (Дети: Кормите птиц! Вешайте кормушки! Давайте поможем птицам! И др.)
- Давайте раздадим листовки нашим сегодняшним гостям, а после занятия разнесем по группам. (Дети раздают листовки присутствующим)
- Что сегодня вы узнали нового?
- Что понравилось больше всего?
- Что показалось трудным? (Ответы детей)