Елена Киселева
«Перелетные птицы» Конспект НОД в образовательной области «Познание» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
в средней группе
Программное содержание: Обобщить представления детей о весне: назвать приметы весны, знание весенних месяцев. Обогащать через речь чувственный опыт, пополнять лексику разнообразием слов-определений. Расширять представления о перелетных птицах. Развитие кругозора, словарного запаса, наблюдательности. Формировать представление о птицах с характерными особенностями внешнего вида, образа жизни. Познакомить детей с понятием "перелётная птица". Развивать речь детей обогащать новыми словами (скворечник, перелётная птица, логическое мышление, внимание, коммуникативные качества.
Публикация «„Перелетные птицы“ Конспект НОД в образовательной области „Познание“ в средней группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Птицы. Конспекты занятий
- Средняя группа
- Темочки
Воспитывать бережное и заботливое отношение к птицам.
Интеграция образовательных областей :
Познавательное развитие. Мнемодорожки «Весна», Классификационная таблица «Зимующие и перелетные птицы».
Речевое развитие. Д/И «Опиши птиц», «Как зовут птенца»
Физическое развитие. Физминутка.
Социально-коммуникативное развитие. Д/у «Как вести себя в лесу»
Формы непосредственной образовательной деятельности :
познавательно-исследовательская (решение проблемных ситуаций, игры с правилами, моделирование, коммуникативная (беседа, подводящий диалог, ситуативный разговор, игровая (игры с правилами, дидактические игры).
Формы организации: группа.
Предварительная работа: рассматривание альбомов, журналов с перелетными птицами.
Оборудование: Иллюстрации птиц и их гнезд (грача, скворца, ласточки, маленькие картинки с перелетными и зимующими птицами.
Ход образовательной деятельности:
1. Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас не обычное занятие, к нам гости пришли. Давайте поздороваемся с нашими гостями. Надеюсь, что сегодня вы будете внимательными, дружными активными.
- Как сегодня тепло и светло! Посмотрите-ка за окошко, какое сейчас время года? (Дети смотрят в окно)
- Весна.
- А какие весенние месяцы вы знаете?
- Март, апрель, май.
- Молодцы! Знаете.
- Ребята, а зиму с весной не перепутаете? (Развитие умения подбирать антонимы)
- Давайте проверим (в помощь детям стоим мнемодорожка с признаками весны)
Зима ушла, а весна - …- пришла.
Зимой - холодно, морозы, а весной? (Ответы детей)
Зимой солнце низко над горизонтом, а весной? (Ответы детей) Солнышко поднимается высоко, сильнее пригревает, становится теплее.
Зимой сугробы высокие, а весной? (Ответы детей) Снег начинает таять, капают сосульки, бегут ручьи, образуются проталины и т. д.
Зимой дни – короткие, а весной? (Ответы детей)
Зимой птицы улетают, а весной (Ответы детей)
- Всё правильно, молодцы.
Воспитатель: Весной прилетают птицы. А вы знаете где они были зимой?
Почему птицы улетают на зиму в теплые края?
Дети: Потому что становится холодно, исчезают насекомые, осыпаются семена растений.
Воспитатель:А как называют птиц, которые прилетают к нам весной из тёплых краёв?
Дети: Перелётные птицы.
Работа с классификационной таблицей.
Воспитатель: Ребята, у вас под стульями лежат 2 картинки с зимующей и перелетной птицами. Ваша задача правильно определить куда ее поместить.
Под стульями детей лежат по 2 картинки с зимующей и перелетной птицами, их задача правильно выбрать в классификационной таблице куда поместить птицу, к зимующим или к перелетным.
Воспитатель: Какие птицы называются «перелетные»?
Воспитатель: Эти птицы улетают на юг осенью и прилетают к нам обратно на родину весной, совершают перелеты, поэтому их и назвали перелетными. Родина – это место где родился. Поэтому птицы возвращаются, чтобы свить гнездо и высидеть птенцов. Птенцы рождаются слепыми, беспомощными, покрытые пухом. Родители выкармливают. За лето птенцы вырастают и осенью, с родителями улетают в тёплые края. Для того чтобы весной снова вернуться на родину.
Воспитатель: Какая первая перелетная птица прилетает к нам из теплых краев … - грач. (картинка). Опишите, какой он.
Дети: Грач крупная птица. Черного цвета. У него есть хвост, крылья и клюв. Его тело покрыто перьями. У них сильные крылья. Клюв и лапы у грачей светлые. (Дети описывают птицу с помощью «схемы описания птицы»)
Воспитатель: У грачей была трудная дорога. Когда они прилетают из теплых стран, начинают строить гнезда (картинка, чтобы вывести и выкормить своих птенцов. Посмотрите, у грачей большое гнездо, оно выложено из крупных веток.
Воспитатель: Ребята какая следующая птица к нам прилетает – скворец (картинка). Они прилетаю позже, чем грачи.
Воспитатель. Ребята, опишите скворца, какой он.
Дети. Скворцы небольшие птицы. Они серо-коричневые, пестренькие. У них есть хвост, крылья, тоненькие клювы. Лапы и клюв светлые. Покрыта перьями.
Воспитатель: Грачи уже вывели птенцов, а скворцы еще только строят гнездо в скворечнике. (картинка)
Если грачи строят гнездо из крупных веток, то скворцы в скворечник несут тоненькие веточки, травинки, перышки. Скворцы небольшие и гнезда у них небольшие. Скворечники делают люди и прикрепляют на дерево.
Физминутка «Скворечник».
Распилю пилой дощечки –вжик, -вжик, -вжик, -вжик.
Сколочу из них скворечник -тук, -тук, -тук, -тук.
Прилетайте птицы в гости –к нам, -к нам, -к нам, -к нам.
Мы скворечники повесим -тут и там, -тут и там.
Воспитатель. А еще с юга кто прилетают к нам… - ласточки. (картинка) Опишите, ребята, ласточку, какая она?
Дети: Ласточка небольшая. Спинка у них черная, а грудка белая. У них хвостик похож на вилочку, у них острые крылышки. И покрыты они перьями.
Воспитатель. Они тоже строит гнезда, под крышей дома. Ласточка лепит его из комочков глины. Выстилает изнутри листиками, перышками, пухом. Как вы думаете для чего птицам гнёзда?
Дети: выводить птенцов.
Д/И «Как зовут птенца» (Показывая на птицу дети отвечают)
У грача - грачонок и грачата.
У скворца - скворчонок и скворчата.
У журавля - журавленок, журавлята.
У лебедя - лебеденок, лебедята.
У утки - утенок, утята.
У аиста – аистенок, аистята.
У гуся – гусенок, гусята.
Воспитатель. Ребята давайте наших перелетных птиц поместим на наше весеннее дерево. Возьмем птиц с нашей таблице и поместим их на дерево.
Итог НОД.
Воспитатель: Для чего нужны птицы?
Дети смотрят на мнемотаблицу и с помощью нее отвечают.
Дети: Уничтожают насекомых – вредителей; радуют нас своим пением, яркой окраской.
Надо ли охранять и беречь птиц? Как? Делать скворечники, кормушки; подкармливать; нельзя разорять гнёзда, собирать яйца птиц; стрелять по ним из рогатки; шуметь, кричать, слушать громко музыку в лесу, парке где живут птицы.
На столе лежат картинки соответствующие ответам детей. Ребенок должен найти свою картинку и поместить на мнеможорожку.
Воспитатель: Какие перелётные птицы первыми прилетают весной? (грачи)
-Какие ещё птицы прилетают весной? (Весной прилетают скворцы, журавли, аисты, дрозды, лебеди, ласточки, гуси, утки, соловьи, чижи)
Воспитатель: Ребята какие вы у меня молодцы, спасибо вам за хорошую работу.