Светлана Денисова
Конспект НОД образовательной области познание с элементами музейной педагогики «Любимые мои Шатки» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
создание социальной ситуации для формирования знаний детей о родном посёлке, чувство гордости за свою малую родину.
Задачи:
Образовательная область Задачи
Обучающая Развивающая Воспитывающая
Познавательное развитие -Способствовать расширению и углублению знаний об истории возникновения посёлка Шатки, его прошлом и настоящем, символике, названии улиц, о достопримечательностях, о людях.
Обеспечить условия для развития интереса к своему родному краю, способности чувствовать его красоту, чувства ответственности по отношению к Родине.
Публикация «Конспект НоД образовательной области познание с элементами музейной педагогики „Любимые мои Шатки“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музеи. Конспекты занятий на тему музеев и экскурсий
- Музейная педагогика в детском саду
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2015
Способствовать воспитанию патриотических чувств к малой Родине, интерес к прошлому и настоящему.
Социально-коммуникативное развитие Способствовать развитию правил поведения в общественных местах. Обеспечить условия для развития навыков сотрудничества, активности, инициативности. Обеспечить условия для формирования уважительного отношения к гербу посёлка.
Речевое развитие Способствовать выразительному чтению стихов Способствовать развитию, связной речи.
Способствовать воспитанию патриотических чувств к малой Родине через стихи местных поэтов; уважения к жителям посёлка;
Художественно-эстетическое развитие
Способствовать развитию эстетических чувств через музыкальные произведения и просмотр видеофильма.
Материал и оборудование:
Ноутбук; видео фильм «Шатки»;
Карта Мира, карта Нижегородской области, карта Шатковского района;
письмо от «учёных»;
герб Шатковского района; фотографии видов посёлка, фотографии местных поэтов.
Методы и приёмы
Игровой, наглядный, словесный, практический, использование ИКТ.
Погружение в игровую ситуацию, групповая работа, беседа, рассказ, художественное слово, просмотр и обсуждение видео фильма.
Словарная работа
Мемориальный комплекс, пойма, минеральные источники, грязевые озёра, символика, герб, литературная гостиная, видеосалон.
Предварительная работа:
- изучение историко-документального материала по родному краю, рассматривание фотографий и открыток с достопримечательностями посёлка;
- экскурсия в краеведческий музей;
- экскурсия по улицам посёлка;
- посещение детской библиотеки;
- проведение бесед о земле Шатковской;
- заучивание с детьми стихов по теме НОД;
- создание мини-музея «Мои любимые Шатки».
План - конспект
1. Оргмомент.
Цель. Организовать детей, нацелить на продуктивную работу.
2. Чтение письма от «учёных»
Цель. Побудить детей к деятельности, заинтересовать их.
3. Рассказ воспитателя об истории создания Шатков.
Цель. Расширять и углублять знания об истории возникновения посёлка Шатки, его прошлом и настоящем.
4. Работа с картами.
Цель. Познакомить с местом расположения посёлка на карте мира, на карте нижегородской области и на карте Шатковского района.
5. Рассматривание достопримечательностей посёлка.
Цель. Закрепить знания о достопримечательностях посёлка, названиях улиц. Воспитывать бережное отношение к строениям и памятникам.
6. Рассматривание герба Шатковского района.
Цель. Расширить знания о гербе Шатковского района, формировать уважительное отношение к гербу района.
7. Чтение стихов местных поэтов.
Цель. Через художественное слово воспитывать любовь к своей малой Родине, гордость за место, где они живут.
8. Просмотр видеофильма «Мои любимые Шатки».
Цель. Воспитывать патриотические чувства к малой Родине; интерес к прошлому и настоящему посёлка.
9. Итог НОД.
Цель. Закрепить полученные знания, развивать речь.
Ход НОД
Психологический настрой
Дети находятся в группе, стоят в круге, взявшись за руки.
- Настал новый день. Давайте возьмёмся за руки, передадим, друг другу по кругу красивую улыбку и пожелаем друг другу и нашим гостям «доброе утро!» Я желаю сегодня вам узнать много нового и интересного.
Побуждение к деятельности
Вдруг дети замечают, что на столе лежит красивый конверт.
- Сегодня мы получили очень необычное письмо. Давайте посмотрим, для кого оно написано. (читаю запись на конверте) : Нижегородская область, Шатковский район, р. п. Шатки, ул. Федеративная, дом 8. Детский сад «Солнышко», ребятам старшей группы от учёных, г. Москва).
- Давайте прочитаем, что в нём написано.
Дети садятся на стульчики.
(читаю письмо).
- Здравствуйте, ребята! Вам очень повезло. Вы живёте на Шатковскй земле. Ваш посёлок расположен на берегу реки Тёша. В Шатках есть исторические памятники: Момериальный комплекс «Никто не забыт, ничто не забыто», памятник «Тане Савичевой и детям войны посвящается». Через ваш посёлок великий поэт А. С. Пушкин ездил в своё поместье Болдино. Вблизи поселка - на протяжении 20 км течения Теши - знаменитая Шатковская пойма с двумя минеральными источниками и восьмью грязевыми озерами.
- Ребята, а вы знаете, почему ваш посёлок называется Шатки? Молодой он или очень древний? Найдите свой посёлок на карте. Что изображено на гербе вашего посёлка? Попробуйте узнать и всё нам рассказать. Успехов вам.
Мотивация к деятельности
Давайте попробуем ответить на вопросы учёных. (ещё раз зачитываю вопросы учёных и ожидаю ответы от детей). Не знаете? Как узнать? (Ответы детей).
Рассказ воспитателя
«Как возник наш посёлок»
Шатки. Какое название? Наверное, одно из тех, которые говорят сами за себя. Попробуйте переставить ударение, и получится что-то похожее на прилагательное, характеризующее устойчивость чего-то либо кого-то.
Вернемся к происхождению названия «Шатки». По одной из версий в далекие времена жители данного края занимались тем, что отнимали у проезжих купцов товары. Называли тех людей «Шатунами». Местные же на сегодняшний день отвергают все обвинения к их предками и объясняют так, что название их рабочего поселка произошло оттого, что деревня обособилась от линии границы с Ордой «Отшатнулась». Собственно потому жителей прозвали «Шатунами».
Самая последняя версия: раньше на территории Шатков жила мордва, в мордовском языке есть очень похожее слово «Сятко», что в переводе на простой русский значит «уголек». А это, если не отходить от смысла в сторону, может свидетельствовать о роде занятий населения.
Планирование деятельности
Сегодня предлагаю отправиться на экскурсию в музей «Любимые мои Шатки». Готовы?
А вы знаете правила поведения в общественном месте? Давайте их ещё раз вспомним. ( Ответы детей: слушать внимательно, не перебивать, не разговаривать, не толкаться). Тогда можно отправляться.
Совместная деятельность
Дети переходят в актовый зал, который оборудован как мини-музей. Экскурсоводом по мини-музею является воспитатель.
1 зал: «Наш посёлок на карте»
- Приглашаю вас пройти в 1 зал. Он называется: «Наш посёлок на карте». - Подойдём к карте Мира. Мы живём с вами в России. Она занимает самую большую территорию всей земли. Протянулась с Запада на Восток на многие тысячи километров. (Показать). Наш посёлок очень маленький, и поэтому на карте Мира он не обозначен. Но примерное его место положения я могу показать. Ориентиром будет город Нижний Новгород. (Показать и обозначить флажком).
- Сейчас подойдём к карте Нижегородской области. Давайте найдём на ней Шатковский район. Давайте найдём на ней наш посёлок Шатки. - Сейчас посмотрим на карту Шатковского района. Обратите внимание, через всю территорию района протекает река Тёша. Вот на ней и стоит наш посёлок.
3 зал: «Виды нашего посёлка»
Переходим в следующий зал: «Виды нашего посёлка».
Наш посёлок называется Шатки. Посёлок ещё очень молодой. Ему всего 50 лет. Вот так наш посёлок выглядит сверху. Красивый? (Показать). В нашем посёлке есть памятные места.
- Знаете ли вы этот памятник? (это памятник погибшим воинам в годы Великой Отечественной войны). Сюда приходят Шатковцы 9 мая в День Победы почтить память своих родных и близких, павших в годы ВОВ. Жители посёлка сюда приносят цветы.
(Далее детям показать по порядку изображения других памятных мест и рассказать, чем они памятны).
- Памятник погибшим в Афганистане, так же находится на мемориальном комплексе. Сюда тоже часто жители посёлка приносят цветы.
- Памятник Тане Савичевой и детям войны посвящается, находится около школы №1.
А сейчас назовите, что здесь изображено. Где находится?
(Дети называют школы, ДК и т. д.).
- В нашем посёлке много улиц. Назовите улицы, которые вы знаете.
(Дети называют улицы посёлка Шатки)
4 зал – символика Шатковского района
- Приглашаю вас посетить следующий зал. Он называется – символика Шатковского района. Перед вами герб Шатковского района. Рассмотрите его внимательно.
(Далее по порядку показываю изображения герба, прошу детей их назвать, сама поясняю что изображено и объясняю значение того или иного изображения).
- Герб - это не только маленькая информация о посёлке и районе - это то, чем посёлок гордится. Итак, чем жители нашего посёлка гордятся? (Сельским хозяйством, промышленностью, минеральными источниками)
Литературная гостиная
- А сейчас я приглашаю всех в литературную гостиную, где для вас прочитают стихи о посёлке Шатки наши юные жители.
Андрей:
В Нижегородской глубинке,
В Тёши - реки
Разросся посёлок
С названьем Шатки.
Меж хвойных лесов,
Меж озимых полей
Районный посёлок Для нас всех милей.
Здесь ярко на храме горят купола,
У нас плодородна, богата земля.
Друг друга здесь знают и уважают,
Любимым поселок все называют.
И ныне рыбачат у Теши-реки
И ныне в «Кипячем» бьют родники.
И если трудом здесь горды земляки,
То будет в веках наш поселок «Шатки».
О ШАТКАХ Л. Мечтаева
Кирилл
Манят глаза приветливые
сини,
Облака, как голуби, плывут.
Наш поселок - капельку
России -
Все рабочим с гордостью
зовут.
В нашем сердце живет он,
как песня,
Словно яркий маяк на пути.
Есть, я знаю, места
интересней,
Но роднее Шатков не найти.
Артём
Я представить себя не могу
Без просторов родных и
полей,
Без ромашек на светлом лугу
И без шума родных тополей.
Без развесистых ив вдоль
дорог
И, конечно, без Теши-реки.
Сколько радостей и тревог
Мне мои подарили Шатки.
Не зовут меня вдаль
города,
Я без вас не смогу, земляки.
Потому и живу здесь всегда
И люблю свой поселок
Шатки.
Видеосалон
Сейчас вас, ребята, и вас, дорогие гости, я приглашаю в видеосалон. Вы посмотрите красивый фильм с видами нашего посёлка и послушаете замечательную песню о нашем посёлке. Для просмотра фильма, вас ребята, прошу разместиться на ковре.
(Демонстрируется видео-фильм «Любимые Шатки», длительность -
5 минут).
- Понравился вам фильм о нашем любимом посёлке?
- Какие уголки нашего посёлка вы увидели в фильме?
Рефлексия
1) - Что сегодня нового вы узнали о родном посёлке? Что понравилось в нашем мини-музее?
2) - Помогите мне составить рассказ о нашем посёлке. Я начинаю предложение, а вы его продолжаете.
Мы живём в посёлке. (Шатки).
Жителей посёлка зовут. (Шатковцы).
Наш посёлок молодой. Ему лет. (50).
Наш посёлок расположен на левом берегу реки. (Тёши).
Наш детский сад находится на улице. (Федеративная)
В посёлке есть. (школы, детские сады, магазины, аптеки, библиотека, памятники, дом культуры, ФОК.).
На улицах города растут: липы, тополя. (берёзы).
У Шатковского района есть свой символ. (герб).
Мы очень любим свой родной. (посёлок).
И хотим, чтобы он был красивым, уютным и. (чистым).
Переключение на самостоятельную деятельность
Самостоятельно посетите ещё один зал нашей выставки. В нём размещены книги, буклеты о нашем посёлке.