Юлия Панкова
Конспект опытно-экспериментальной деятельности в первой младшей группе «Поиграем с ветерком»
▼ Скачать + Заказать документы
Поиграем с ветерком
Цель: Создавать оптимальные условия для развития творческой, самостоятельной и совместной активности воспитанников через разнообразную экспериментальную деятельность.
Задачи:
Обучающие:
-Формировать у детей желание самостоятельно проводить эксперимент с воздухом и использовать результаты в дальнейшей деятельности.
-Знакомить детей с основными свойствами воздуха.
Публикация «Конспект опытно-экспериментальной деятельности в первой младшей группе „Поиграем с ветерком“» размещена в разделах
- Ветер. Изучаем свойства ветра
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
-Учить детей способам исследования окружающего мира на примере проведения опытов с воздухом.
Развивающие:
-Развивать способность устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы.
-Развивать естественное любопытство и любознательность, интерес к исследовательской деятельности, логическое мышление, активизировать речевую деятельность детей.
Воспитывающие:
-Развивать у детей навыки сотрудничества через вовлечение в различные виды деятельности с детьми и взрослыми.
Образовательная область: познавательное развитие.
Интеграция областей:
Речевое развитие (отрывок стихотворения «Ветер по морю гуляет», беседа по вопросам, приветствие,
Физическое развитие (дыхательная гимнастика, физ. минутка ; практическое упражнение: «Вдох - выдох»,
Художественно – эстетическое развитие (Музыкально – ритмическая игра «Ветерок»)
Социально – коммуникативное развитие ( игра: «Веселые и грустные щечки»)
Оборудование: полиэтиленовые пакеты, бумажные веера, кораблики, ёмкость с подкрашенной водой, вата, султанчики, воздушные шарики, пахучие вещества (банан, апельсин, чеснок, лимон, в разных баночках).
Ход образовательной деятельности:
(Дети входят в группу, встают полукругом).
Давайте скажем все «Доброе утро»
Воспитатель: Ребята, вы ничего не слышите? Какой то странный звук раздается из прихожей, присаживайтесь на стульчики, а я посмотрю кто это может быть?
Воспитатель: А вот и он. Давайте поздороваемся с Лунтиком. (дети здороваются)
Лунтик (грустным голосом) : Здравствуйте, ребята!
Воспитатель: Что с тобой, Лунтик, почему ты такой грустный?
Лунтик: Я нёс Кузе и Миле воздушный шарик, вот он. Вчера еще был упругий, хорошо летал. А сегодня с ним что-то случилось! Он стал мягкий и повис. Как же мы будем с ним играть?
Воспитатель: Ребята, а ведь Лунтик прав, с шариком что-то не так. Как вы думаете, почему шарик стал маленьким и мягким?
( Дети предлагают разные версии: шарик плохо надут, сдулся… Вывод: шарик сдулся.)
Воспитатель: Давайте разбираться. Лунтик, откуда у тебя шарик?
Лунтик: Я купил его в игрушечном магазине.
Воспитатель: Ребята, чем надувал шарик Лунтик?
Дети: ртом, воздухом.
Воспитатель: Значит, у Лунтика есть воздух? Как воздух попадает в шарик?
Дети: Его выдыхают изо рта.
Воспитатель: А чтобы выдохнуть воздух, надо его сначала вдохнуть. Давайте мы вместе с вами вдохнём глубоко воздух через нос и выдохнем через рот.
Практическое упражнение: «Вдох - выдох»
Воспитатель: Вокруг нас есть воздух. Лунтик, дай мне шарик, я его надую. (Надуваю шар).
Ребята, что появилось внутри шарика, когда я его надула? (Воздух).
Когда я надувала шарик, воздух давил на его стенки, растягивал и он стал воздушным, потому что во всем шарике: и вверху и внизу появился воздух. Лунтик, возьми шарик.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, Лунтик повеселел. Давайте научим его игре: «Веселые и грустные щечки» Покажем ему, какой становится шарик, когда его надувают (надуть щёчки, бровки приподнять). А теперь покажем какой он становится, когда сдувается (щёчки втянуть).
Лунтик: Шарик надулся, стал большой, а где же прячется воздух? Я его внутри шара не вижу.
Воспитатель: Если мы не видим воздух, значит он какой?
Дети: прозрачный, невидимый….
Воспитатель: Воздух – волшебник. Он играет с нами в прятки и очень хочет, чтобы мы его обнаружили. Давайте подойдем вот к этому столу. (стол №1).
Опыт №1 на ощущение давления воздуха – Возьмите веера, помашите им как я. (обмахивание веером) Что вы чувствуете? (ветерок, прохладу). Воздух движется и получается ветерок.
Воспитатель: А теперь попробуйте поймать воздух. Ловите его ладошками. (Воспитатель вместе с детьми и Лунтиком пытаются поймать воздух ладонями).
Лунтик: А у меня ничего не получается! Может его и вовсе нет?
Воспитатель: Хотите я вас научу ловить воздух?
Опыт№ 2 с полиэтиленовыми пакетами: Возьмите полиэтиленовый пакет раскройте его и возьмите двумя руками. (Зачерпывающим движением дети, по примеру воспитателя, пытаются поймать воздух в пакет). Получилось? Почему пакеты надулись?
Дети: Воздух можно поймать.
Лунтик: Ой! А я вижу свою ладошку через пакет.
Воспитатель: Лунтик увидел свою ладошку, как же это получилось, ведь внутри пакета воздух?
Дети: Воздух прозрачный.
Опыт№3 с ватой.
Воспитатель: Ветерок-невидимка, мы его не видим, но чувствуем.
Давайте сделаем ветерок, подуем на свою ладошку. Для этого нужно вдохнуть, сделать губы трубочкой и подуть,чувствуете, ветерок на нее полетел. Это воздух. Что это? (спрашивает каждого ребенка).
Ребята, а чтобы нам увидеть, как мы с вами дуем, делаем ветерок, я возьму вату. Посмотрите на меня, вата лежит на ладони. (дую, вата улетает). А теперь вы возьмите кусочек ваты и сами попробуйте сдуть её с ладони. Молодцы научились делать ветерок.
Давайте подарим нашему другу вату, чтобы он мог дома поиграть со своими друзьями.
Воспитатель: А еще ветер любит путешествовать. Он даже прилетел к нам в группу и хочет с нами поиграть.
Музыкально – ритмическая игра «Ветерок» (с султанчиками).
Воспитатель: Ветер обладает огромной силой, он может заставлять плыть даже корабли.
Опыт №4 с бумажными корабликами на воде.
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет
Тот бежит себе в волнах
На раздутых парусах.
- А вы хотите попробовать? Тогда ответьте где плавают большие настоящие корабли? А наши кораблики маленькие и наше море будет в тазиках. Опустим кораблики на воду. Почему они не плывут? Нет ветерка, давайте потихоньку подуем. Дуют на кораблики (плывут слабо). Что нужно сделать, чтобы кораблики поплыли быстрее? (сильно дуют).
Воспитатель: Ребята, Лунтик, а как вы думаете, сам воздух пахнет? Вдохните воздух носом.
Дети: Нет. Не пахнет. У воздуха нет запаха.
Воспитатель: А если вдохнуть воздух ртом, мы узнаем, какой у него вкус?
Дети: У чистого воздуха нет вкуса.
Воспитатель: А как же получается, что когда пекут пироги, пользуются духами, то мы чувствуем запах? Оказывается, воздух движется и доносит эти запахи до наших носиков, хотя сам воздух запаха не имеет. Давайте проверим. (дети садятся на стульчики).
Опыт №5 «Угадай какой запах?»
Воспитатель: (Воспитатель подготавливает пахучие вещества (банан, апельсин, чеснок, лимон, и раскладывает их в разные баночки).Чтобы легче угадать, сделаем дыхательную гимнастику.
Дыхательная гимнастика:
Повторяйте за мной:
Любопытная Варвара
Смотрит влево, смотрит вправо.
Чем же пахнет – не понять,
Нужно носиком вдыхать.
Вдох-выдох, вдох-выдох.
Чудо-воздух – ох-ох-ох!
Очень весело играем –
Нюхать воздух начинаем.
Воспитатель: А сейчас мы поиграем, вы будете с закрытыми глазами угадывать предметы, которые имеют запахи. Лунтик, хочешь поиграть? Давай я тебе завяжу глаза шарфом, а ты по запаху определи, какой предмет я тебе поднесла? Кто хочет ещё поиграть?
Воспитатель: Ребята, мы убедились, что воздух не имеет запаха, но может передавать запахи окружающих предметов, овощей, фруктов, цветов, духов, кремов… .
Лунтик: Как много я с вами сегодня узнал про воздух! Как бы мне это всё не забыть…
Воспитатель: Ребята, давайте напомним Лунтику, что мы сегодня узнали о воздухе?
-Какой он?
- Что передается по воздуху?
- Можем ли мы сами сделать ветерок?
-Как мы это делали ( с показом предметов: веера, ваты, кораблика.)
-Можем его почувствовать?
Воспитатель: Лунтик, чтобы ты ничего не забыл мы подарим тебе эти предметы и ты научишь своих друзей делать ветерок. (дарят Лунтику вату, веера, бумажные кораблики).
Лунтик: Ну, теперь я всё запомнил! Спасибо. Мне пора домой, к моим друзьям Кузе и Миле. А вам я оставлю воздушные шары, с которыми вы можете поиграть. До свидания, ребята!