Богданова Любовь
Конспект опытно-экспериментальной деятельности «Сохраним здоровье нашей планеты» для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно образовательной деятельности по опытно-экспериментальной деятельности для детей старшей группы.
на тему: «Сохраним здоровье нашей планеты» для детей старшей группы"
Цель: развитие экологического образования детей через опытно - экспериментальную деятельность. Воспитание экологической культуры.
Задачи:
образовательные:
-формирование системы знаний об экологических проблемах. Расширение знаний о влиянии человека и его хозяйственной деятельности на окружающую природу;
Публикация «Конспект опытно-экспериментальной деятельности „Сохраним здоровье нашей планеты“ для детей старшей группы» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Планета Земля - наш дом
- Планета Земля. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, защита природы. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
-учить понимать зависимость между внешним видом и средой обитания пернатых обитателей;
-закрепить в активном словаре слова: хищник, обитатели, лаборатория, исследования;
-активизировать словарь детей употреблением наречий.
воспитательные:
- воспитывать навыки сотрудничества, взаимопомощи, аккуратность; бережное отношение к объектам живой природы, правильное поведение в природе.
развивающие:
- учить анализировать, делать выводы, иметь свое мнение.
Предварительная работа: плановое ознакомление детей с окружающим миром и социальной действительностью. Ознакомление с картой мира, глобусом (моделью планеты). Беседы о влиянии природных факторов, влияющих на жизнь людей и животных. Чтение художественной литературы.
Развивающая среда: демонстрационный материал «Нефтяная речка», «Птицы и нефть", «Свалка мусора".
Оборудование: экологические значки, колбы, вода, машинное масло, подносы, лейка, контейнеры, песок, пробирка, тушь, губка, шприц, кусочки бумаги, пластика, пипетка.
Интеграция образовательных областей: социализация, коммуникация, познание.
Ход:
Воспитатель:
Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться :
- Доброе утро!
- Доброе утро!
Солнцу и птицам
Доброе утро!
Улыбчивым лицам.
И каждый становится
Добрым, доверчивым.
И доброе утро
Длится до вечера!
-Ребята, давайте пожелаем добра нашим гостям!
Дети: Доброе утро!
Воспитатель:
-Я вижу в ваших глазах интерес и огонек любопытства, что я для вас приготовила? Я предлагаю вам сегодня стать учеными-экологами.
-Чем занимаются люди этой особенной профессии? (изучают, исследуют, решают вопросы и проблемы, которые помогают сберечь, защитить и охранять природу. С их участием составляется "Красная книга".)
-Вы хотите стать учеными-экологами?- (Да)
- Чтобы быть зачисленными в группу надо пройти тест-разминку.
Тест-разминка
1. Камни, цветы, глина, песок, деревья - Что относится к живой природе?
2. Микроскоп, колба, ложка, лупа - Что лишнее и почему?
3. Какой праздник призывает беречь и охранять природу?
(Всемирный день охраны окружающей среды)
- Молодцы! Вы зачислены!
Мы - научные сотрудники: я- старший н. с., вы - ассистенты. Проходите в лабараторию.
Вспомним правила техники безопасности при проведении опытов.
Правила при проведении опытов :
МОЖНО: слушать, размышлять, аккуратно брать научные приборы.
НЕЛЬЗЯ: громко говорить, толкаться, разбрызгивать воду, пробовать незнакомые вещества.
-Проходим, садимся на рабочие места.
Слайд № 1
-Взгляните, какой большой и прекрасный мир нас окружает: деревья, травы, цветы, солнце. Все это природа!
Жизнь наша неотделима от природы. Она кормит, поит, одевает нас. Она щедра и бескорыстна. Она нам не жалеет ничего, даря свои бесценные дары, и требует взамен лишь одного, чтобы люди были к ней добры.
-А добры ли люди, сейчас мы и проверим.
Слайд № 2
-Что видите на картинке? Почему решили, что это нефть? (черная, жидкая, маслянистая)
-Почему никого не видно на берегу? На воде?
-Давайте проведем опыт и ответим на вопрос : как нефть влияет на окружающую среду?
ОПЫТ №1 «Как нефть влияет на окружающую среду»
1. Берем контейнер. Делаем отверстие, вставляем трубочку, закрепляем её пластилином. Свободный конец трубочки плотно зажимаем прищепкой. Наливаем воду.
2. В воду наливаем машинное масло (нефть такое же маслянистое вещество)
3. Убираем прищепку, сливаем половину воды в банку. В банку сливается не смешанная с маслом вода.
Разлив масла образует пленку, как и нефть, которая представляет собой серьезную опасность для живой природы.
Выкладываем алгоритм опыта.
Вывод: капельки масла образуют плотную пленку (слой). Масло и вода - жидкости, которые никогда не смешиваются. Плотный слой не пропускает солнечные лучи. Без света и воздуха погибнут подводные обитатели и растительность. Насекомые и лягушки погибнут на берегу.
-А что будет с водоплавающими птицами?
Слайд № 3
ОПЫТ №2 "Птицы и нефть"
1. Берем птичье перо, подбрасываем его вверх, дунем. Оно плавно полетит.
2. Обмакнем перо в машинное масло (нефть такая же маслянистая) .
3. Подбросим перо вверх, оно камнем падает вниз: перья птиц слипаются и теряют способность "отталкивать" воздух, а значит, птица не может взлететь и становится легкой добычей хищников.
Слайд № 4; № 5
Выкладываем алгоритм опыта.
Вывод: масло склеивает перья и не дает оттолкнуться от воздуха, птица не взлетит и станет добычей хищников. "Купание" птиц имеет важное значение: в чистых перьях больше воздуха, поэтому они лучше держатся на воде (если утка не будет купаться несколько дней, то щетинки перьев будут сохнуть и ломаться. Птица погибнет.
Физкультминутка "Дождик" :
Солнце спит и небо спит,
Даже ветер не шумит.
Рано утром солнце встало,
Все лучи свои послало.
Вдруг повеял ветерок,
Небо тучей заволок
И деревья раскачал.
Дождь по крышам застучал.
Барабанит дождь по крышам,
Солнце клонится все ниже,
Вот и спряталось за тучи,
Ни один не виден лучик.
-Хорошо отдохнули, но давайте продолжим наши опыты.
-Все мы хотим дышать чистым воздухом, пить незагрязненную воду, употреблять в пищу экологически чистые продукты. Но делать это с каждым днём становится сложнее. Виной тому сильное загрязнение окружающей среды. Всё чаще наш взор бывает обращён на неухоженные поля, горы мусора, грязные озера, высохшие реки, вырубленные леса.
Слайд № 5
-Исследуем: загрязнит ли окружающую среду дождевая вода на свалке?
ОПЫТ №3 "Свалка и дождь "
1. Берем контейнер, насыпаем песок, кладем губки. Один край контейнера стоит на подставке.
2. В пипетку набираем чернила и капаем на губки.
3. Поливаем губки из лейки водой. (Дождь)
4. Берем шприц, откачиваем воду из песка. Вода – грязная.
Слайд № 6
-Природные объекты мусора (бумага, очистки овощей и фруктов) съедаются и перерабатываются.
Искусственные - (пластик, пластмасс, стекло, алюминий) выделяют вредные вещества и отравляют, загрязняют природу.
Выкладываем алгоритм опыта.
Вывод: грязная вода, отравленная вредными веществами, впитывается в почву, корни растений питаются и погибают.
Итог:
-Провели 3 опыта, сделали выводы и убедились в том, что существуют угрозы живой природе.
-Древние люди поклонялись матушке-природе, понимая, что полностью зависят от неё. Так что же мы, современные люди, можем и должны сделать, чтобы сохранить живую природу?
(Предложения детей).
Давайте будем убирать мусор после отдыха на природе.
Экономно расходовать воду и бумагу.
Сажать деревья, не меньше одного в год.
Сажать цветы и ухаживать за ними.
Подкармливать птиц, особенно во время холодов.
Любить природу.
- Никогда не забывайте, ребята, что планета Земля – это самое красивое место, это наш общий дом, другого такого у нас не будет никогда. Давайте сохраним нашу планету для других поколений.
А теперь, ребята, я предлагаю вам выбрать любую картинку и «оживить» её.
Творческая деятельность детей сопровождается музыкой.
(Готовые рисунки крепятся на макет «погибшей» планеты, акционируя «возвращение к жизни планеты»)
-Наша лаборатория закрыта. Я вручаю вам экологические значки за вашу любознательность и любовь к природе.
-А сейчас ребята, с вашего позволения, я хочу обратиться к нашим гостям:
-Очень часто, человек ставит себя на первое место, забывая о том, что все на земле взаимосвязано: мы с вами, часть природы – погубив её, мы погибнем сами:
«Человек — он ведь тоже природа,
Он ведь тоже закат и восход.
И четыре в нем времени года.
И особый в нем музыки ход.
И особое таинство цвета,
То с жестоким, то с добрым огнем,
Человек — он зима. Или лето.
Или осень. С грозой и дождем.
Все вместил в себя. Версты и время.
И от атомных бурь он ослеп.
Человек — он и почва, и семя.
И сорняк среди поля. И хлеб.
И какая в нем брезжит погода?
Сколько в нем одиночества? Встреч?
Человек — он ведь тоже природа.
Так давайте природу беречь"