Алёна Смирнова
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Удивительный лимон» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формирование умения получать сведения о новом объекте в процессе практического исследования.
Задачи:
1. Продолжать знакомить детей со свойствами и качествами лимона.
2. Формировать умение выполнять ряд последовательных действий в соответствии с задачей и предлагаемым алгоритмом действий.
Публикация «Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности „Удивительный лимон“ в старшей группе» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лимон
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2023
3. Продолжать учить понимать и использовать в познавательно – исследовательской деятельности указания предложенных действий.
4. Поощрять исследовательский интерес.
5. Воспитывать желание получать сведения о новом объекте.
Предварительная работа: Игры эксперименты «Опиши предмет на ощупь». Предварительные беседы о лимоне. Разучивание стихотворения «Какой лимон?». Дидактическая игра: «Опиши лимон».
Материалы и оборудование: картины лимонного дерева; лимон в кожуре и без кожуры; косточки лимона; емкость с водой; горшок с почвой; лейка с водой; колокольчики, прозрачная ёмкость, сода, ложечки, лимонный сок, вода, зубочистки.
Словарная работа: лимонное дерево, почва, плод, цитрусовые растения.
Задачи:
Образовательные:
формировать у детей естественно-научные представления об экзотическом фрукте-лимоне, его полезных свойствах и значении в жизни человека;
формировать умение получать сведения о свойствах лимона исследовательским и экспериментальным путем;
совершенствовать связную речь, умения более точно характеризовать объект, высказывать предположения и делать простейшие выводы, обогащать активный словарь;
закреплять знания и умения дошкольников ухаживать за растениями, соблюдая условия, необходимые для выращивания экзотического фрукта;
учить самостоятельно добывать знания, проявлять собственную исследовательскую активность и инициативу;
побуждать детей к практическому применению полученных знаний в повседневной жизни;
обогащать сенсорный опыт детей.
Развивающие:
развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лимоне и его свойствах в исследовательской экспериментальной деятельности;
развивать у детей стремление к поисково-познавательной деятельности;
развивать коммуникативные навыки;
развивать мыслительную активность и творческие способности;
развивать наблюдательность, любознательность, умение выдвигать гипотезы и делать выводы из результатов.
Воспитательные:
воспитывать дружеские отношения в коллективе детей в процессе совместной деятельности;
воспитывать доброту, заботливое отношение друг к другу;
воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся.
(Дети здороваются с гостями).
- Чтобы гости немного о вас узнали, давайте с вами поиграем с колокольчиками. Возьмите по одному колокольчику.
- Сейчас колокольчик зазвонит у того, кто любит рисовать.
- Пусть зазвонит колокольчик у того, кто любит играть.
- Сейчас колокольчик зазвонит у того, кто хочет узнать что-то интересное. (Дети кладут колокольчики)
- Сейчас зазвонит мой колокольчик. Сегодня мы займёмся чем-то очень интересным.
Воспитатель: Кто – то стучится? Кто же к нам пришел?
Дети: Доктор.
Доктор: Здравствуйте, дорогие ребята. Все здоровы? У всех отличное настроение?
- Я пришел не с пустыми руками, принес вам что-то интересное и полезное. А что именно я принес, вы узнаете из загадки:
Он почти как апельсин,
С толстой кожей, сочный,
Недостаток лишь один-
Кислый очень, очень.
- Кто знает ответ?
Дети: Это лимон.
Воспитатель: Правильно, это лимон.
-Ребята, а лимон - это фрукт или овощ?
Дети: Фрукт.
Воспитатель: Где растут лимоны?
Дети: На деревьях.
Воспитатель: У меня в руках лимон. Чтобы узнать секреты лимона, нам нужно ответить на вопрос: лимон какой?
Дидактическая игра «Опиши лимон».
Кому я буду передавать лимон, тот будет рассказывать про него. Ваш ответ должен начинаться со слова ЛИМОН.
Дети: Лимон шершавый, ароматный, кислый, сочный, спелый, полезный, желтый, маленький, съедобный, витаминный, овальный, солнечный.
Воспитатель: Как много интересных слов вы назвали об этом фрукте.
Вы сказали, лимон кислый, я предлагаю в этом убедиться. На зубочистках куски лимона, лизните их языком, попробуйте на вкус.
- Ребята, как вы думаете, лимоны полезны?
-Чем полезны лимоны?
Дети: В лимонах много витаминов.
Воспитатель: Лимон и его сок лечат многие заболевания кожи, помогает при гриппе и головной боли, повышает иммунитет. В лимонах содержится витамин С. Употребляя лимон в пищу, каждый день по маленькому кусочку, мы укрепляем свой иммунитет.
Воспитатель: А чтобы узнать все секреты лимона, мы сегодня с вами станем исследователями.
- Кто такие исследователи?
Дети: Люди, которые открывают что - то новое, проводят опыты и эксперименты.
Воспитатель: Я предлагаю вам стать настоящими исследователями и повторить правила, которые надо соблюдать при проведении опытов.
(Дети повторяют правила).
Воспитатель: А теперь как настоящим исследователям я предлагаю вам надеть специальные шапочки и пройти в нашу лабораторию и приступить к опытам.
Опыт 1 «Тонет-не тонет».
Воспитатель: Первый опыт называется «Тонет-не тонет». Для этого нам понадобятся 2 емкости с водой и пара лимонов. Чем лимоны отличаются друг от друга?
Дети: Один очищенный, второй в кожуре.
Воспитатель: Положим очищенный лимон в емкость с водой. Что произошло?
Дети: Лимон утонул.
Воспитатель: Что же будет, если в воду положить неочищенный лимон? Как думаете?
(Мнения детей).
-Проверим? Что произошло?
Дети: Лимон не утонул, всплыл.
Воспитатель: В чем же секрет?
(Мнения детей).
Воспитатель: Рассмотрим лимон повнимательнее. Что вы видите?
Дети: В кожуре ямочки.
Воспитатель: Правильно, в кожуре лимона есть множество пузырьков с воздухом. Именно пузырьки с воздухом держат лимон на плаву. С каким спасательным средством мы можем сравнить кожуру лимона?
Дети: Спасательный жилет, круг.
Воспитатель: Да, внутри спасательных средств есть воздух, который не дает им утонуть.
Воспитатель: Какой интересный секрет лимона мы узнали?
Вывод: Кожура лимона содержит воздух, который не дает фрукту утонуть в воде.
Зарисуем результаты опыта (нарисованы емкости с водой, ребенок приклеивает желтые овалы на поверхности, белые под водой)
Опыт 2 «Делаем шипучую реакцию»
Воспитатель: Проведём следующий опыт. Сейчас мы узнаем, что произойдет, если соединить соду, лимонный сок и воду.
В стаканах у вас вода, смешенная с лимонным соком. А в пластиковых стаканчиках пищевая сода. Ложкой насыпьте в стакан с лимонным соком немного соды. При соединении этих ингредиентов произошла «шипучая реакция».
ВЫВОД: При взаимодействии соды и лимонного сока, создается реакция, с помощью которой при добавлении воды можно готовить шипучий напиток.
Воспитатель: Ученые недавно выяснили, что лимонный аромат улучшает настроение. Поэтому я приглашаю вас на танец.
Музыкальная физминутка «Лимонадный дождик».
- Ребенок на мольберте зарисовывает пузырьки в стакане.
Опыт 3 «Лимон-пятновыводитель»
Воспитатель: Приступаем к следующему опыту. А вы знаете, что лимон – хороший пятновыводитель? На ваших столах кусочки ткани, испачканные фломастером, стаканы с лимонным соком и ватные палочки. Вам надо обмакнуть ватную палочку в лимонный сок и с помощью нее попробовать оттереть пятно. Что у вас получилось?
Пятно исчезло.
ВЫВОД: Сок лимона помогает вывести пятна, он может стать пятновыводителем.
(Ребёнок зарисовывает результат).
Доктор: Ребята, вы молодцы, узнали все секреты лимона. Нам пора возвращаться в детский сад, давайте снимем шапочки. (Дети возвращаются на ковер)
А мне пора отправляться в другой детский сад, другим детям рассказать о свойствах лимона.
Подходим снова к столу с колокольчиками.
- Пусть колокольчик зазвонит у того, кто узнал что-то новое (расспросить детей, что нового они узнали).
- Колокольчик зазвонит у того, кому было сегодня трудно. (Расспросить какие трудности испытали дети).
Воспитатель: Мы сегодня с вами были исследователями.
Сейчас зазвонит мой колокольчик. Послушайте, что я вам хочу сказать. Мне было очень приятно поработать с вами. Вы прилежно и дружно трудились, И новые секреты нам сегодня открылись!
- Подружитесь с лимоном, доверяйте его волшебной силе и будете здоровы!
Вы, ребята, не болейте,
Чаще чай с лимоном пейте.
Ведь лимон на вкус приятный,
Хоть немного - кисловатый.
Артикуляционная гимнастика
1. Представьте, что вы съели кислый лимон. Покажите мне.
2. А сейчас представьте вы выпили лимонад. Лимонад сладкий вкусный.
2. А теперь вы съели корочку лимона.
3. Поедим варенье из лимона. Молодцы.