Любовь Ларькина
Конспект по окружающему миру «Голубая планета»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по познавательному развитию
в подготовительной группе(6-7 лет).
Тема: «Голубая планета».
Доминирующая образовательная область: познавательное развитие.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Темочки:
Вид деятельности детей: образовательная, игровая, коммуникативная, двигательная.
Цель: Продолжать формировать представление детей о природе как о едином целом, продолжать формировать представление о человеке как о части живой природы.
Программное содержание закреплять знания детей о животных и растениях населяющих нашу планету;
систематизировать знания за счёт установления связей между особенностями природных зон и животных и растений их населяющих.
развить диалогическую речь: совершенствовать умения отвечать на вопросы развернуто, высказывая свою точку зрения;
совершенствовать умения использовать монологическую речь (элементы описания и рассуждения) в процессе обсуждения темы.
воспитывать экологическое сознание, культуру общения и бережное отношение к земле – своему дому, к животным и растениям, её населяющим
Материалы и оборудование: мультимедийное оборудование, презентация «Инопланетяне на Голубой планете», магнитные доски и магниты, глобус, дидактическая игра «Растения и животные континентов», дидактическая игра «Хорошо-плохо» (по правилам поведения в природе, фломастеры, карточки с заданиями «Дома - в природе»,
Планируемые результаты :. сформированы представление детей о природе как о едином целом, сформированы представление о человеке как о части живой природы.
Структура занятия
этапы время
IВводная часть 1. Введение в игровую ситуацию. 2
IIОсновная часть 1. Мотивационная игра 25
2. Затруднение в игровой ситуации
3. Физкультминутка.
4Применение нового знания.
IIIЗаключительная часть 3
30 мин
Ход
1. Вводная часть
1Введение в ситуацию.
Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.
Воспитатель собирает детей около себя. Ребята, что это вы рассматриваете? (глобус) Правильно. Что о нем можно сказать? (это уменьшенная модель Земли) Посмотрите, какой глобус разноцветный! А что обозначают разные цвета? (голубой – водоемы (реки, озера, моря, океаны, зеленый – растения (леса, желтый – пески (пустыни, коричневый – горы, земля).
А ведь мы с вами много путешествовали по континентам нашей Земли, изучали, исследовали природные зоны, находили ответы на наши вопросы.
Ой, ребята, к нам неожиданно приземлились инопланетяне!
Слайд 1. Просмотр видеообращения на экране. Инопланетяне оживленно говорят на непонятном языке, разборчиво слышим слова – «Земля», «жизнь», «голубая».
Целеполагание: узнать, что хотели сообщить нам инопланетяне. Вдруг, наша планета Земля в большой опасности и мы должны спасти ее жителей.
2Актуализация.
Дидактические задачи: актуализировать знания детей о животном и растительном мире континентов.
Дети подходят к столам с пазлами «Континенты» - выбирают любую часть, собирая континент, образуются команды (по 2-4 человека). Какое слово еще мы поняли из речи инопланетян? («жизнь», чего не хватает на наших континентах? (животных). Предлагаю каждой команде заселить животных в свои родные места обитания.
Мне кажется, что еще чего-то не хватает на наших континентах, многие животные не выживут без этого (растения). Да, конечно, нашу планету населяют многочисленные виды растений. Выберите эндемиков для своего континента, будьте внимательны. Кто такие эндемики? Как мы можем узнать? (варианты детей). Энде мики, или энде мы — специфическая составная часть какой-либо флоры, фауны. К эндемикам относят виды, роды, семейства или другие таксоны животных и растений, представители которых обитают на относительно ограниченном ареале, представлены небольшой географической областью.
IIОсновная часть
1. Затруднение в ситуации.
Дидактические задачи:
1) создать мотивационную ситуацию – назвать климатические особенности проживания животных на определенном континенте;
2) формировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины.
Воспитатель: А знаете ли вы, почему белый медведь обитает именно в северных арктических районах, а не в Африке, например? (у него густая плотная шерсть, которой покрыты даже стопы, на лапах имеются перепонки, 10 см слой подкожного жира). А почему в Австралии так легко живется кроликам? (мало хищников, много травы). Сможет ли азиатская панда жить в Северной Америке (нет, не растет бамбук, который является ее основной пищей). Почему пума обитает в северных районах Америки? (основное место главной ее добычи – северного оленя). Почему жираф, не смотря на большую жару, живет в Африке? (питаются акациями, могут дольше, чем верблюды обходится без воды). Сможет ли коала жить в Южной Америке? (нет, там не растет эвкалипт).
Молодцы! Вы правильно распределили животных и растения, знаете основные их особенности обитания на Земле.
- Ребята, где же живут все дикие животные? (в природе – лесу, озере, степи и т. д)
- А человек? (в деревне, городе - в домах).
Давайте с вами поиграем в игру «Наш дом Природа»
Каждый из нас живет в доме со стенами, потолком и полом – это наш обычный дом. Но как только мы выходим за порог нашего дома, мы попадаем в другой дом. Этот дом – Природа.
С одной стороны изображено то, что окружает нас в квартире, а с другой вы нарисуете то, что похожее есть в природе. Кто поможет сделать это задание у доски? (двое делают задание на доске) – вместе проверяем.
В нашем доме светло от лампы
А что может сравниться с лампой в природе? (Солнце.)
В доме у нас есть домашним обогревателем или батареей.
А что нас согревает в природе? (солнце)
В доме есть душ. В природе? идет дождь.
В доме – вентилятор. В природе – ветер,
В доме – пол, в природе – земля, почва.
В доме на полу ковер, в природе – трава.
В обычном доме каменные и деревянные стены. А в природе – горы, деревья.
Дом, в котором мы живем, так похож на дом в природе.
Узнаем, это ли хотели узнать инопланетяне?
Слайд 2. Видеообращение инопланетян : «Мы обеспокоены тем, что на вашей планете происходят большие беды. Ведь такой планеты, как ваша ЗЭ-МЛЯ, нет больше в космосе на очень много миллионов километров. Мы уверенны в том, что люди не знают, что губит их планету».
2. «Открытие» нового знания.
Дидактические задачи: организовать активную работу детей по знакомству с новыми правилами поведения в природе.
Воспитатель: Так вот о чем пытались сообщить нам инопланетяне. Ребята, а вы согласны с ними, что мы не умеем заботиться о своей планете, не знаем правил поведения в природе?
Игра «Хорошо-плохо».
Я вам сейчас буду показывать картинки, а вы будете показывать инопланетянам, хорошо на них поступают люди или плохо (хорошо – встали и показали класс, плохо – нахмурились и присели). Приготовились… Слайды 4-10.
Ребята, я уверена, что вы не только знаете правила поведения в природе, но и знакомы с знаками, учащими нас вести себя там (дети рассказывают, что обозначают знаки, некоторые оказываются незнакомыми – из других стран, новые – биологическая опасность).
3. Включение нового знания в систему знаний и умений ребёнка.
Дидактические задачи:
1) закреплять представление о том, что помогает делать нашу планету чистой и красивой.
2) уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Посадка цветов»
Воспитатель: А как мы можем помочь нашему городу оставаться чистым и красивым? (соблюдать правила поведения, убирать за собой мусор и т. д., посадить новые растения)
Творческое задание – Предлагаю вам сегодня посадить еще цветов для украшения клумб нашего детского сада. Для начала, вспомним, что нам понадобится и последовательность посадки.
Молодцы, у вас отлично получилось! Какие условия будут способствовать хорошему росту цветов?
III.Заключительная часть
Дидактические задачи: восстановить в памяти детей то, что делали, и создать ситуацию успеха.
Дети собираются около воспитателя.
- Что сегодня нам нужно было сделать? Для Чего? У вас получилось доказать инопланетянам, что они ошиблись и мы знаем, как заботиться о своем доме – планете Земля? Что вам помогло справиться со всеми заданиями? Воспитатель хвалит детей и говорит, что они отличные жители своего города!