Ирина Александровна Масонова
Проект «Голубая планета на ладошках» в детском саду комбинированного вида
▼ Скачать + Заказать документы
Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Мне интересно было объединить совместным творческим проектом всех педагогов, детей и родителей нашего дошкольного учреждения. Я предложила проект ГЕОГРАФИЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА "Голубая планета на ладошках".
Аннотация:
Публикация «Проект „Голубая планета на ладошках“ в детском саду комбинированного вида» размещена в разделах
- Проекты
- Птицы. Рисование и аппликации ладошками
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2017
За первые шесть лет жизни дети узнают в три раза больше, чем за всю остальную жизнь. В эти годы они фактически приобретают базовый уровень по самым различным направлениям. Дошкольное воспитание по своей природе открыто для решения задач образования в области окружающей среды, так как на этом уровне дети еще инстинктивно обладают целостным взглядом на свое окружение, в отличие от средней и высшей школы, где знания раздроблены на отдельные дисциплины.
Важно чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте научился осознанно воспринимать целостность окружающего мира, мог видеть взаимосвязь и взаимозависимость природных явлений, зависимость своей жизни от благополучия жизни природы. И здесь на помощь может прийти география, ведь это - естественнонаучный предмет, в который входят и естественные (природа, и общественные (население, хозяйство, социальные вопросы) объекты и явления.
Актуальность:
Необходимость формирования географических представлений у дошкольников с ОВЗ вызвана и темпами развития современных детей. Возрос объем информации, вызывающий интерес, начиная с младшего возраста. Дети готовы к восприятию знаний об окружающем их мире. Особое место в изучении географии имеет природа Родного края. Для работы с дошкольниками используется образовательная программа с учетом специфики национальных, социокультурных и иных условий «Мы живем на Урале» Толстикова О. В.
В старшем дошкольном возрасте, раздвигая границы Родного края и нашей страны, возможно прикоснуться к географии всего Земного шара.
Анализ педагогической литературы и практики показал, что процесс формирования географических представлений у дошкольников на основе природы Родного края является одним из наиболее разработанных.
Возникает необходимость осуществления экологического воспитания старших дошкольников на основе формирования географических представлений о Земле. В связи с этим был сделан выбор темы:
Географическое сообщество «Голубая планета на ладошках».
Цель: Создание условий для развития познавательной активности и элементарных естественно-научных представлений об окружающем мире и обществе у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ.
Задачи:
• развивать у детей представления о единстве окружающего мира и самого себя;
• формировать познавательный интерес в процессе изучения реальных природных объектов и с помощью наглядных средств;
• повышать творческие способности детей, через введение новых инновационных форм работы;
• активизировать взаимодействие с родителями в поисково - исследовательской деятельности;
• поддерживать у детей инициативу, сообразительность, самостоятельность;
• воспитывать любовь к природе, желание сохранить её красоту и неповторимость;
• укреплять дружеские отношения между детьми.
Участники сообщества:
Дети 4-х – 7-ми лет (средняя группа, две старшие группы, две подготовительные группы ДОУ). Сообщество предусматривает активное участие родителей, детей и педагогов.
Вид деятельности сообщества:
Поисково – исследовательский, творческий.
Сроки реализации:
Долгосрочный, три года.
Предполагаемый результат:
Формирование у детей старшего дошкольного возраста элементарных естественно-научных представлений о Земле;
Повышение интереса к природе и бережное отношение к планете Земля;
Использование в речи детей специальной терминологии, пополнение словарного запаса географическими понятиями;
Повышение уровня познавательной активности;
Развитие способности детей делать выводы, выдвигать гипотезы;
Заинтересованность родителей в изучении с детьми данной науки, сбор материала, накопление практического опыта.
План реализации :
I этап Подготовительно-информационный
изучение научно-методической литературы;
разработка направлений сообщества;
подбор материала (глобус, карты, атласы, видеоматериал, фотоматериал, игры, художественная литература);
ознакомление педагогов и родителей сообщества с направлением;
анкетирование детей и родителей.
II этап Практический.
внедрение направления в группу детей дошкольного возраста посредством кружковой деятельности;
овладение детьми элементарными представлениями о географии;
развитие интереса детей к поисковой, исследовательской деятельности;
периодический выпуск газет «Я- путешественник»;
участие родителей и детей в презентациях «Вокруг света»;
выпуск АТЛАСА «Голубая планета на ладошке».
III этап
Итоговый анализ проведенной работы;
праздник каждого континента;
трансляция опыта работы географического сообщества «Голубая планета на ладошках» на районных и городских педагогических конференциях, а также сети Интернет.
Географическое сообщество «Голубая планета на ладошках» представляет следующие направления:
Европа – учителя – логопеды: Князева О. В. ; Игнатьева Н. И.
Азия – старшая группа «Солнышки», воспитатель Малкова А. А.
Африка – старшая группа «Звездочки», воспитатель Кондратьева О. Н.
Северная Америка – заместитель заведующего Бабина Д. М.
Южная Америка – подготовительная группа «Теремок», воспитатели: Масонова И. А. ; Щечкина Г. А.
Австралия – средняя группа «Жемчужинки», воспитатель Легунец Е. Н.
Антарктида – подготовительная группа «Цыплята», воспитатель
Азиатцева Е. А.
Южная Америка
В рамках реализации географического сообщества «Голубая планета на ладошках» подготовительная группа №2 «Теремок» выбрала направлением своей деятельности Южную Америку.
Проблема:
Детям логопедической группы, наряду с речевыми нарушениями характерно:
недостаточная сформированность психических процессов, связанных с речью (память, мышление, внимание);
малая активность в разных видах деятельности;
слабое развитие поискового поведения;
инициативность;
слабое развитие мелкой моторики рук.
Отклонения в речевом развитии затрудняют общение с окружающими, препятствуют формированию познавательных процессов, влияют на эмоционально - волевую сферу. Эти дети в период обучения в школе испытывают трудности.
Для того, чтобы помочь родителям в решении вопросов, связанных с развитием детей 6-ти - 7-ми лет с ограниченными возможностями здоровья, нами используется новая форма партнерства семьи и детского сада : географическое сообщество «Голубая планета на ладошках».
Работа осуществляется через образовательные области:
социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Перспективное планирование работы по географическому направлению «Южная Америка»
Цель: Систематизирование интересов детей, адаптирование географии к детскому возрасту, с помощью увлекательного «путешествия» по материку Южная Америка.
Задачи:
Развивать пространственное воображение, память, внимание.
Стимулировать интерес к миру и к процессу познания.
Расширять кругозор детей через знакомство с животным и растительным миром, культурой народов разных стран Южноамериканского континента;
Стимулировать развитие монологической, диалогической речи у воспитанников с использованием глагольной лексики, предлогов.
Использовать семейные презентации для расширения географических знаний детей.
Предполагаемый результат:
В ходе реализации одного из направлений географического сообщества «Голубая планета на ладошке», созданы условия для социального партнерства педагогов, родителей и детей:
Педагоги
по проекту разработан план организации совместной деятельности взрослых и детей;
изучена методическая литература;
обогащена предметно-развивающая среда группы;
в рамках проекта повышается интерес к деятельности ДОУ через Интернет – ресурс (302.tvoysadik.ru группа №2 «Теремок»);
участие в конкурсах, семинарах – практикумах, мастер – классах.
Родители
увеличилось количество семей, активно участвующих в педагогическом процессе ДОУ;
совместная работа над направлением сообщества раскрыла творческий потенциал родителей, желание самостоятельно применять географические знания и транслировать их на заседаниях «Круглого стола»;
совместный поиск информации способствовал активному включению родителей в процесс реабилитации и становления личности ребёнка на основе личного примера и сотрудничества.
Дети
повысился интерес к поисковой деятельности, процессу изучения географии;
развивается самостоятельность, речевая активность и творческая инициатива;
появилось желание изучать фольклор разных стран;
развиваются интеллектуальные и творческие способности каждого ребенка.
Географическое сообщество «Голубая планета на ладошках» помогает нам повести детей в мир захватывающих приключений и путешествий, научить исследовать и любить окружающий мир.
В нашей группе "Теремок" несколько семейных презентаций уже опубликованы в виде
"АЛЬМАНАХА ПУТЕШЕСТВИЙ". Предлагаю Вашему вниманию путешествие по Аргентине.