Наталья Исаева
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Смыслоразличительная функция звука»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание : Развитие представлений о смыслоразличительной функции звука. Обучение умению проводить графически линии в пространстве рабочей строки. Освоение звукового анализа слов. Освоение умение выделять ударный звук в слове. Воспитание сосредоточенности, внимания
Ход занятия:
1. Приветствие
С добрым утром, друзья!
День наступил прекрасный
Потому что в нем есть Вы и Я!
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе „Смыслоразличительная функция звука“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Давайте начнем наше занятие с улыбки, ведь всегда приятно общаться с веселым, доброжелательным человеком. Улыбнитесь друг другу, от улыбок станет всем нам уютнее и теплее! Я рада приветствовать вас.
2. Воспитатель читает отрывок из стихотворения:
Колыбель кто вам качает,
Кто вам песни напевает,
Кто вам сказки говорит
И игрушки вам дарит?
(Мама)
Ребят, вы любите свою маму? Хотите порадовать вашу маму? Тогда давайте выполним задания, которые я вам приготовила. Не забывайте сидеть правильно и хорошо отвечать на вопросы.
3. Звуковой анализ слова «мама»
У доски работает один ребенок, остальные за столом с фишками. Какой первый звук в этом слове? Какой он? (согласный, твердый). На доску вешается синяя карточка. Какой второй звук? Какой он? (гласный). На доску вешается красная карточка. Какой третий звук? (согласный, твердый). На доску вешается синяя карточка. Какой четвертый звук? Какой он? (гласный). На доску вешается красная карточка. Сколько звуков в слове «мама»?
После анализа слова воспитатель задает вопросы:
-Сколько звуков в слове «мама»?
-Сколько гласных в этом слове? Назовите их.
-Сколько слогов в слове «мама»? Какие?
-Назовите первый слог. Какой второй слог?
4. Воспитатель: Слоги в слове «мама» одинаковые. Какой слог произносится чуть протяжнее? (Воспитатель предлагает 3-4 детям произнести слово). Послушайте, я сейчас более протяжно произнесу второй слог – «ма-маа».
- Так говорят? (Нет). Воспитатель сообщает, что слог, который произносится чуть протяжнее, который «заметнее» в слове, называется ударным, мы как бы ударяем его голосом, незаметным молоточком. Есть даже стихотворение об ударении:
Ударный слог, ударный слог-
Он назван так недаром…
Эй, невидимка молоток,
Отметь его ударом!
И молоток – стучит, стучит.
И – четко речь моя звучит!
5. Игра «Слова разнообразные: одинаковые и разные»
На доску вывешиваются картинки: гвоздики, замок, кружки, стрелки. Дети называют слова и говорят. Воспитатель предлагает поставить ударение на другой слог и произнести слова сначала с ударением на первом слоге, затем – во втором слоге. Изменился ли смысл слова? Предлагаю подобрать соответствующие к значению слов картинки парами.
6. Физкультминутка.
Дружно маме помогаем –
Пыль повсюду вытираем.
Мы белье теперь стираем,
Полощем, отжимаем.
Подметаем все кругом
И бегом за молоком.
Маму вечером встречаем,
Двери настежь открываем,
Маму крепко обнимаем.
Выполняются подражательные движения по тексту.
8. Игра «Какой звук заблудился»
Забодал меня котел (козел)
На него я очень зол
Какой звук заблудился? (з) Кто звук занял его место? (т)
9. Пальчиковая гимнастика
Моя семья
Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папочка,
Этот пальчик - мамочка,
Этот пальчик - я,
Вот и вся моя семья!
Поочередное сгибание пальцев, начиная с большого. По окончании покрутить кулачком.
10. Работа в тетради
Я тетрадь свою открою
И с наклоном положу
Я друзья от вас не скрою-
Карандаш вот так держу.
Сяду ровно не согнусь,
За работу я возьмусь.
Обратить внимание на посадку за столом. Дети должны сидеть прямо, не касаясь грудью стола, руки лежать на столе так, чтобы локоть правой руки выступал за край стола, а левая рука придерживала тетрадь. Карандаш должен лежать на среднем пальце, большой палец придерживает карандаш, а указательный легко лежит сверху (расстояние от кончика стержня-1,5 см) и управляет сверху. Обводим контур цветка. Ваши мамы точно обрадуются, увидев этот цветок.
Итог занятия
Дети, мы с вами много играли на занятии, узнали много интересного. Что вам больше всего понравилось? Какие игры запомнили?