Елена Коняхина
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе с использованием мнемотехники «Лесная школа»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Закреплять умения составлять предложения по схеме с применением приема мнемотехники.
Задачи: закреплять умение определять количество слогов в слове, находить родственные слова, подбирать слова с заданным звуком.
Развивать связную речь, фонематический слух. Воспитывать желание гово-рить правильно.
Оборудование: игрушка совы, указка, магниты, мяч, мольберт, деревья, столы, стулья, полянка.
Инструменты: Мнемодорожки, мнемотаблица, письмо, картинки животных, картинки - сапожки – по кол-ву детей, ромашки.
Материал: клей, картон, салфетки, цветной песок.
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе с использованием мнемотехники „Лесная школа“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2019
Предварительная работа: игры на развитие связной речи «Живые слова», «Мнемодорожки», игры слухового внимания «Родственные слова», «Скажи наоборот», составление предложений по схемам.
Ход занятия.
Организационный момент:
Дети входят в зал.
Здороваемся со всеми.
(Звенит колокольчик)
Колокольчик зазвонил,
В круг собраться пригласил!
Собрались все дети в круг.
Я - твой друг и ты - мой друг!
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Сюрпризный момент.
(Стук в дверь, входит почтальон Печкин с письмом)
Воспитатель: - Ребята, что это такое? Как вы думаете для кого оно?
Дети: на нем написано: «Детям подготовительной группы».
Воспитатель: Интересно, что там написано? Кто нам сможет прочитать его?
Ребенок: «Дорогие дети, вы скоро пойдете в школу, поэтому должны много знать и уметь. Я приглашаю вас в свою «Лесную школу», и если вы справитесь с моими заданиями, я буду уверена, что вы готовы к школе!»
Воспитатель: А вот узнать, кто написал нам письмо, поможет подсказка. (Загадываю детям загадку о сове).
Два огромных страшных глаза
Кругом вертит голова,
Ты её узнаешь сразу,
Коль заухает … (сова).
- Правильно дети, это сова. Ну что пойдем в лесную школу? А как вы думаете, есть ли правила поведения в школе.
Дети: -Не кричать.
-Внимательно слушать учителя.
-Если знаешь ответ, подними руку.
А чтобы мы оказались в лесной школе, Сова нам приготовила волшебные сапожки. Они нам помогут пройти по тропинке в лесную школу. На сапожках изображена схема, которая определяет место звука [с] в слове: (начало, середина и конец). Ваша задача подобрать картинку, которая соответствует вашей схеме.
- Вот мы и в лесной школе.
Дети здороваются с Совой и садятся за столы.
Воспитатель: ребята, Сова приготовила для нас задания.
1. Первое задание с использованием мнемодорожек. У каждого на столе дорожка-схема с картинками. Как вы думаете для чего они нам?
Дети: Составить предложение.
Воспитатель: А что такое предложение?
Дети: Предложение - это несколько слов, которые дружат между собой.
Воспитатель: Интересно какие предложения у вас получатся?
Дети: ответы детей
При помощи схем дети составляют предложения (метод мнемотехники).
Воспитатель: Молодцы! А вот большая таблица-схема. Здесь не одно, а много предложений, и все они связанны по смыслу. Кто вспомнил эту схему? Кто желает прочитать стихотворение с помощью схемы?
Звенит звонок.
- Ребята, наступила перемена. Сова говорит, что на переменах нужно разминаться, и я предлагаю вам весеннюю разминку:
Чтобы ровной была спинка, очень нам нужна разминка.
Утром солнышко встает, теплый лучик детям шлет (дети встают, разводят руками).
Здравствуй, солнышко, привет, без тебя нам жизни нет (кружатся вокруг себя, руками показывают лучи).
Землю солнышко пригрело, (разводят вокруг себя руками).
Птичка радостно запела (руками изображают взмах крыльями).
Зажурчали ручейки (ладошки сложить вместе, волнообразными движениями изобразить ручеек).
Зацвели вокруг цветы небывалой красоты (приседают и снова встают, руки поднимают вверх).
Звенит звонок, в лесной школе начинается 2 урок
2. Воспитатель: Ребята, у Совы есть игра «Родственные слова».
Какие слова называются родственными?
Дети: Это слова с общей одинаковой частью.
Воспитатель: Я предлагаю выбрать картинки, в названии которых мы слышим слово лес. А сейчас я прочту тексты, а вы послушаете внимательно и назовёте родственные слова, какие услышали.
Дождь – Весной часто бывает дождь. В дождливые пасмурные дни на улице холодно и сыро. С крыш стекает дождевая вода, а по стеклу бегут маленькие дождинки. Люди в такую погоду одевают плащи и дождевики.
Весна — Весной прилетают из теплых стран птицы. Дует легкий весенний ветерок. Люди одеты по-весеннему легко. У некоторых на носу уже появи-лись веснушки. На прогулке дети встречают весну хороводной игрой «Веснянка».
Солнце — Весной солнышко светит ярче и сильнее греет. От яркого солнца люди спрятали глаза под солнцезащитные очки. Весёлые солнечные зайчики забегали по стене. Солнце печёт, стало жарко. Летом на полях созреют желтые подсолнухи. Из них люди сделают душистое и полезное подсолнечное масло.
Дети выполняют задание, называют родственные слова.
Воспитатель: молодцы!
Звенит звонок.
Воспитатель: В какую игру вам хотелось бы поиграть?
Дети: давайте поиграем в подвижную игру «Перемена»
Перемена, перемена, можно прыгать, можно бегать.
Можно просто посидеть, головою повертеть.
Слева друг и справа друг, справа другу поклонись, слева другу улыбнись.
Крепче за руки возьмитесь и по кругу пробегитесь.
Звенит звонок.
Воспитатель: Стоп, звонок, пора нам в класс ведь урок у нас сейчас.
3. Следующее задание от Совы: «Помогите расселить животных». У каждого из вас трёхэтажный дом и картинки животных. По названию определяем, сколько слогов в слове и заселяем в дом. На первом этаже живут животные, в названии которых один слог, на втором этаже – два слога, а на третьем – три слога.
Воспитатель: Молодцы! Ребята, вы расселили животных, а теперь поменяйтесь домиками и проверьте друг у друга. Ребята, животные говорят вам … спасибо. (Предлагается прочитать ребёнку, умеющему читать). Правильно.
Звенит звонок.
Дети: Можно поиграть в игру «Скажи наоборот».
Много – (мало)
Добро – (зло)
День - (ночь)
Сахар - (соль)
Чисто - … (грязно)
Зима - (лето)
Потолок - (пол)
Узкая -… (широкая) дорога
Длинное - (короткое) платье
Мокрый – (сухой) платок.
Веселая - … (грустная) девочка
Высокий -… (низкий) человек
Смеется - (плачет) ребенок
Лежит - (сидит) собака
Закрыть - … (открыть) книгу
Взлетает - … (садится) самолет
Надевает -… (снимает) сапоги.
Воспитатель: Сова вам приготовила угощение.
Дети, Сова мне только что сказала, что вы готовы к школе. Значит, нам пора возвращаться в детский сад.
Дети: Предлагают сделать подарок для Совы.
Воспитатель: Я где-то здесь видела цветной песок. Какой подарок мы можем сделать с помощью клея, песка и картона? Какая первая буква в слове Сова? Кто мне назовёт? (эс). Я вам предлагаю клеем написать букву[эc] и посыпать ее песком. Дети выполняют задание.
Аутотренинг.
Глаза закрывайте,
Немного помечтайте.
Ветерок нас подхватил,
В группу к нам переместил.
Итог.
Воспитатель: Ребята, вам понравилось в лесной школе? Какое задание вы считаете самым трудным? Какой урок для вас был легким?
Рефлексия.
Воспитатель: Я предлагаю выбрать ромашку и посадить её на полянку. Ромашка большая – я много узнал, мне было интересно, маленькая – мало, неинтересно.